Тема. Урок в системе СДО. 4 класс.
Учитель: Тарасова Людмила Николаевна (лицей № 11 г. Красноярска)
Тема. Упражнение в написании корней слов.
Цели:
-
Образовательно – развивающая
1.1 Применение опорных понятий: слово, корень, родственные (однокоренные ) слова.
1.2 Развитие познавательных учебных действий: определение понятий, деления, обобщения, и ограничения. Формулирование вопросов – понятий (карточка № 1), вопросов – суждений (карточка № 2), умозаключений; регулятивных УУД (контроль, оценка, самооценка); коммуникативных УУД (умение работать в группе, выслушивать мнения одноклассников, готовить выступления от группы)
1.3 Овладение специальными умениями: подбирать однокоренные слова, выделять корень, определять общее лексическое значение родственных слов
-
Воспитательная
Формирование научного мировоззрения на основе философских категорий: общее — особенное; единство – многообразие, причина – следствие.
Деятельность учителя | Время, балл | Деятельность ученика | |
1. Оргмомент | Приветствие. Заявка на оценку. «5» — 16 б и более «4» — 12б – 15б «3» — 9 – 11б
Кто желает получить сегодня на уроке «5», а кто — «4»? Желаю удачи. Планка активности учащихся: На каждом ряду, выберем эксперта, который будет отмечать вашу активность во время урока |
2мин | Слова учащихся.(Приветствие) Выбор экспертов.
2.Карта активности
|
2. Введение в тему урока | На доске записаны слова: Сл…теть, поб…режье, д…ждливый, п…тёрка, м…лчат, л…тучий, зан…сти, к…рабль, гр…бник, з…мной.
— Обобщите слова до ближайшего родового понятия.
— Слова, каких частей речи вы видите?
— Определите, в какой части слова пропущена орфограмма.
-Задайте вопрос – понятие.
_ Сформулируйте тему урока. |
5 мин |
— Все слова являются частями речи.
— Здесь записаны слова частей речи: глагол, существительное, прилагательное.
— Орфограмма пропущена в корне слова .
-Что называется корнем слова? — Корень – главная, значимая часть слова, которая заключает в себе лексическое значение всех родственных слов.
— Написание орфограмм в корне слова. Повторение |
3. Работа по теме урока
| — Из данных слов найдите и выпишите лишнее.
— Почему слово «корабль» является лишним? Самооценка.
-Задайте вопрос-понятие.
-Какую гласную надо написать?
— Продолжите записывать словарные слова (картинный словарь) Самооценка.
— Что общего у оставшихся слов?
-Назовите гласные, которые надо проверять ударением. Физминутка: А, о, и, е, я. Гласных дружная семья. Слуху ты не доверяй, Удареньем проверяй.
— Каким образом безударная гласная проверяется в корне?
Задайте вопрос-понятие.
-Запишите слова в 3 столбика, с пропуском орфограммы.
1)инд.труд -По какому основанию деления записали слова (деление на части речи) . Вставьте пропущенные буквы. 2)простая кооперация (1,4группы проверяют глаголы, 2,5 –существительные, 3,6 –прилагательные.) 3)сложная кооперация (защита групп) Самооценка.
— Есть ли у экспертов возражения?
— Задайте вопрос-суждение.
—Прочитайте слово. Пол…скать
— Какую гласную надо вставить?
— Что для этого надо сделать?
Вставьте гласную, в скобках напишите проверочное слово. (на листочках ) Пол…скать ( … ) ребёнка, пол…скать (…) бельё; сл…зать (…) с крыши, сл…зать (…) сметану; зап…вать (…) лекарство, зап…вать (…) в хоре; Самооценка. | 3 мин
1б
3 мин 3 б
3 мин
по о,5б
4мин
1мин
2мин
4,5б
1 мин
10 мин
6 б | К…рабль,
— Слово корабль – это словарное слово с непроверяемой гласной в корне. А в остальных словах гласную в корне можно проверить.
— Что такое словарные слова? -Это слова, в которых есть непроверяемая орфограмма.
— Это слова с безударной гласной, но безударную гласную проверить не можем, так как это словарные слова.
— Надо написать непроверяемую гласную «о».
Корабль, посуда, одежда, пальто, овощи, мебель
— У всех слов пропущена проверяемая гласная в корне слова.
А, о, и, е, я.
-Чтобы проверить безударную гласную в корне, надо изменить или подобрать родственное слово так, чтобы эта гласная была под ударением.
-Что такое родственные слова?
Родственные слова – это слова, которые имеют общую часть слова , общее лексическое значение и являются основой для образования новых слов.
I Сл…теть, м…лчат, зан…сти,
II поб…режье, п…тёрка, гр…бник,
III д…ждливый, л…тучий, з…мной.
-Как доказать, что в слове слететь надо написать гласную Е?
-Чем объяснить, что слово грибник является именем существительным?
-Невозможно определить гласную, т.к. не понятно лексическое значение слова.
Составить словосочетание (предложение)
—
|
Домашнее задание
Подведение итогов
|
Подводим итог урока: — считаем баллы, эксперты подводят итог активности своих рядов. Кто подтвердил свою оценку «5», «4»…? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|