Акишева А.С.
учитель высшей категории
Гимназия №5
город Астана
Урок по русскому языку в 4 классе.
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Цели: учащиеся вырабатывают умение распознавать в предложении главные и второстепенные члены; выполняют разбор предложения.
Задачи: 1.Развивать учебно -коммуникативные способности, учебно — нтеллектуальные умения, развивать учебно –организационные умения.
3.Воспитывать интерес к уроку русского языка
Ход урока
-
Организационный момент. Готовность детей к уроку.
-
развивать учебно – организационные умения
1 этап Побуждение
-
«Рукопожатие», «Улыбнитесь глазами», или «Поздоровайтесь локтями»,
-
АМО опасения и ожидания. «Поляна Снежинок», или «Лето и осень», «Фруктовый сад». На выбор. (я всегда планирую несколько активных методов обучения)
-
Минутка чистописания.
-
Весна-?
-
Пришла-с
-
В края-о
Вместо вопросительного знака, какую букву поставим?
ОПРЕДЕЛИТЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕ РЯД. Псо соп и т.д. (взаимопроверка, взаимооценка)
Какой категории относятся эти слова? -Члены предложения. Тема для вас новая?
Вы вывели тему урока. Постановка цели: Сегодня будем повторять, углублять, закреплять тему «Члены предложения»
Определим форму работы: в паре, в группе, индивидуально.
Проведём словарную работу. Самодиктант. Применяем приём «Расточитель чернил» Напишите как можно больше слов за 1 минуту о весне т.е. «Ассоциации») Самопроверка. Самооценка.
II Этап Осмысление. Реализация.
«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»
—Какие вы знаете члены предложения? (главные и второстепенные )
-Какие бывают главные члены предложения? (подлежащее, сказуемое)
-Какие бывают второстепенные члены? (дополнение, определение, обстоятельства)
-А какими частями речи они выражены?
-
На доске предложение. Птицы улетают в тёплые края.
-
О чём говорится в этом предложении? (о птицах)
-
Что говорится? ( улетают)
-
Птицы улетают – это грамматическая основа предложения, это главные члены предложения. Могут быть эти два слова предложением. Почему?
-
Можно сказать нераспространённое предложение. Почему?
-
В каком падеже стоит существительное ПТИЦЫ?
-
В И.п.
-
Как вы думаете, как можно назвать остальные слова? Давайте докажем, что они второстепенные предложения. Птицы улетают куда? В края- на какой вопрос имени существительного это слово отвечает? Во что? В каком падеже стоит это слово? — — В.п
-
Вывод: второстепенные члены предложения стоят в косвенных падежах. Главными членами в предложении являются только имена существительные в И.падеже- это подлежащее и глагол –сказуемое. А остальные зависимые слова – второстепенные члены.
-
Что такое предложение? Какие бывают предложения?
Комментирование: Наступила зелёная весна. Прилетели пернатые друзья. На деревьях появились зелёные душистые клейкие листочки. (разбор по членам предложения.
3.Релаксация «Красная Шапочка», «Огонь, вода, земля» музыка.
Работа в группах:
1 группа составить кластер «Члены предложения»
2 группа сравниваем главные и второстепенные члены предложения
3 группа составить рассказ о весне
4 группа постер «Весна пришла» (пословицы, загадки, стихи)
-
Самостоятельная работа.
Деформированные предложения. Составить из данных слов предложения. Подчеркнуть члены предложения.
1 группа — Жили, летом, братья, пасеке, на.
2 группа — Помогали, пчелами, дедушке, за, они, ухаживать.
3 группа — Мальчики, из, носили, ручья, воду.
3 группа — Вместе, с, собирали, мёд, дедом, душистый.
8. Обобщение по вопросам. «Горячий стул» (пригласить на стул несколько учеников, для повторения темы)
РЕФЛЕКСИЯ.
АМО «Ресторан» -обобщение. Вывод.
49. «Ресторан»
Цель: Выяснить получить обратную связь от учеников от прошедшего урока.
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на доску комментируя.
Примечание: Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.
9. Домашнее задание: Составить небольшой рассказ о главных и второстепенных членах предложения.