Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 4 специальном (коррекционном) классе VIII вида

по теме «Имя существительное как часть речи»

Учитель классов СКО

Алсанова Евдокия Борисовна

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Тип урока: повторительно-обобщающий.
Вид урока: урок-путешествие
Цели урока
Обучающие: закреплять умения обучающихся определять грамматические признаки имён существительных;

расширять знания обучающихся об имени существительном как части речи; способствовать формированию навыков грамотного письма
Развивающие: развивать связную речь обучающихся, обогащать словарный запас; развивать память, внимание, логическое мышление обучающихся 
Воспитывающие: воспитывать у обучающихся интерес к предмету, уважительное отношение друг к другу в процессе парной коллективной работы;

способствовать созданию положительного настроя на уроке.
Ход урока

I.Организационный момент (психологический настрой)

II.Сообщение темы и целей урока

Урок русского языка сегодня будет необычным. Мы отправимся в увлекательное путешествие по Стране слова, где вы вспомните всё о главном жителе этой страны, об имени существительном. Будьте внимательны и терпеливы. А поможет нам путешествовать весёлый паровозик, который доставит нас от одной станицы к другой. Но для этого, чтобы сесть в паровоз, нам необходимо приобрести билеты. Билеты получат ребята, которые правильно ответят на мои вопросы.
1.Фронтальной опрос по изученному  материалу (на мультимедиа записан текст)
Есть много интересных слов,
Их знаете давно.
Вот, например
, собака, стол,
Часы, жираф, кино.
И долго можно говорить.

Про разные предметы.
Возьмём
слова- утюг, пенал,
Котёнок и конфеты.
И будет с ними мы дружить.

Писать, читать, произносить.

— Ребята, что общего у всех выделенных слов?
— На какие вопросы они отвечают?
— Что обозначает имя существительное?
— Как подчёркивается в предложении имя существительное?

— Какие из данных слов отвечают на вопрос КТО?, а какие ЧТО?
(за правильные ответы дети получают билеты и пересаживаются на другой ряд)
— Ну, а теперь, чтобы паровозик отправился в путь, мы должны в своих тетрадках записать сегодняшнее число и слова Классная работа. Проверьте, правильно ли вы написали? (дети записывают) 


2. Давайте произнесём хором слова и тронемся в путь, все слова мы стараемся произносить очень чётко (дети говорят хором):
Чух – чух — чух,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит:
Тороплюсь, — гудит, —
Тороплюсь, тороплюсь, тороплюсь.
— Ребята во время путешествия собирайте волшебные ключики. Они помогут вернуться обратно в класс.

III. Закрепление пройденного материала.
1. Вот мы и добрались до первой станции. А называется она, читаем хором: 
«КТО? ЧТО?»
— Ребята, что обозначают слова, которые отвечают на вопрос КТО? (животных и людей)
— Как называем существительные, отвечающие на вопрос КТО? (одушевлённые)
— Приведите свои примеры.

— Что обозначают слова, отвечающие на вопросы ЧТО? (неодушевлённые существительные) Приведите свои примеры.

2.Индивидуальная работа с карточками: слабые ученики зелёная карточка, сильные ученики красная карточка (взаимопроверка сильные — слабые)
— За хорошую работу вы получаете первый ключик. Запомните его, он
пригодится нам в конце путешествия. А мы двигается дальше.

3. Хором читаем стишок, разогреваем наш паровозик и мчимся (стишок чух-чух)
Мы прибыли на станцию: «Найди ошибки». На этой станции хозяйничает Бармалей потому, что не знает правил, он, что хочет то и пишет, и чтобы получить ключик нам нужно исправить его ошибки. Но для этого необходимо вспомнить правило. 
— Какие имена существительные пишутся с большой буквы? (имена собственные)
— А какие слова относятся к именам собственным?
— Какие существительные пишутся с маленькой буквы? (нарицательные)
— Какие существительные мы называем нарицательными (остальные слова, т.е. это множество одинаковых предметов)

4. Мы сыграем с вами в игру «Найди ошибки»
На доске запись:
1.Улетел Орёл за город орёл
2.Наша девочка поля вернулась с Поля
(дети исправляют ошибки и переписывают предложения в тетрадь)
— За работу вы получаете второй ключик. Пришла пора двигаться к следующей станции за третьим ключиком. (Читаем стишок Чух-чух)

5. Мы прибыли на третью станцию. Как она называется? «Наоборот!»
Нас встретил Винни-Пух, он идёт на день рождения сразу и к Ослику и к Пятачку, и не знает какую коробочку выбрать. На одной надпись Подарок, на другой Подарки. Давайте ему поможем. Вы какую выберите? (Подарки)
— Почему? (там не один подарок, а много)
— Молодцы. А теперь поиграем в игру «Наоборот» 
Школа (школы)
Гости (гость)
Книга (книги)
Дома (дом)
— Ребята, какой можно сделать вывод? (Существитеые бывают ед.ч., если обозначают один предмет, и множ.ч., если обозначают много предметов)


6. Вини — Пух предлагает нам выполнить упр. 234 (у доски 1 чел.)
— Проверим, ребята. Молодцы, вы получаете за хорошую работу третий ключ. Нам пора дальше. Но мы все устали, поэтому проведём физкультминутку (дети читают стихи и маршируют)
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы КТО? и ЧТО?
Отвечать оно должно.
( Если слово будет отвечать нам на вопрос КТО?- поднимите руки вверх, если на вопрос ЧТО?- руки вперёд, если оно отвечает на другие вопросы — присесть) 
Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зелёный (дети играют)
7. Какая перед вами станция? «Один или много»
— На этой станции ждёт вашей помощи Буратино, вы помните, что он не хотел учиться в школе. Поэтому не может определить число имён существительных. Поможем ему, ребята? (упр. 233, к доске 2 ученика).
— Самопроверка

IV. Домашнее задание.

— Буратино желает объяснить вам домашнее упр. 232 (устный разбор)

V. Итог урока.
— За хорошую работу получите последний ключик. Мне кажется, что нам пора возвращаться в класс. Но на нашем пути ворота с четырьмя замками. Вот ключи нам и пригодились. (Открываем каждый замочек, слово — ПРИЗ).

— Призами за работу на уроке для вас будут оценки и сувениры (оценить каждого).

— Ребята, понравилось вам путешествовать по стране СЛОВ? Я вижу, что вы уже многое знаете об имени существительном, но путешествовать по волшебной стране СЛОВ нам ещё предстоит не один раз, ведь у имени существительного имеются ещё некоторые признаки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here