Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа

Урок русского языка в 4 классе специального (коррекционного) обучения VIII вида с использованием здоровьесберегающих приемов и средств обучения на тему:

«Безударные гласные в корне слова»

Учитель классов СКО

Алсанова Евдокия Борисовна

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Тема урока: «Безударные гласные в корне слова»

Цель урока:

— закрепление умения проверять безударные гласные

Задачи урока:

— отработать умение находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;

— развивать орфографическую зоркость, наблюдательность и логическое мышление;

— воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование:

— плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова — кораблики;

— сенсорные круги;

— «цветок здоровья»;

— тренажер В.Ф.Базарнова для глаз;

— магнитофон, кассета с записью журчащей воды и песни «Солнечная капель»;

— индивидуальные разноуровневые перфокарты;

— учебник 6 класса специальной (коррекционной) школы Н.Г.Галунчиковой;

— указка (с «паучком»).

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Формирование психологического настроя на урок.

Веселый апрель улыбнулся,

Запел, загалдел, заиграл.

(Включаю аудиозапись звуков природы — капель, журчание ручья)

Прослушивают аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья)

  1. Отгадывание шарады. Формирование темы урока и повторение изученного.

С буквой Е ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство –

Делай быстро с буквой И

Отгадывают шараду:

запевай-запивай

— Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному?

Смысл слов разный (запевать – петь, запивать – пить)

— Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему?

Нет, так как у них разные корни, пе- и пи-

-Кто догадался и может сформулировать тему урока?

Тема урока «Безударные гласные в корне слова»

-Как нужно проверять безударные гласные в корне слова? Приведите примеры

Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, стена-стенка

— А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока.

— Какое настроение она у вас вызвала?

Сейчас весна не только за окном, но и у нас в классе

Радостное настроение…

Я услышал веселое журчание ручья…

2.Минутка чистописания.

— Какая буква спрятана в облачке?

(Переворачиваю облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв а аа)

В облачке спряталась буква а

— Найдите закономерность и продолжите написание этой строки.

— А чтобы красиво написать, давайте разомнем свои пальчики

Этот пальчик – маленький (массируем мизинчик)

Этот пальчик – слабенький (безымянный)

Этот пальчик – длинненький (средний)

Этот пальчик – сильненький (указательный)

Этот пальчик – большачок (большой)

А все вместе – кулачок (сжимаем в кулачок)

Проверяю написание букв

Пишут букву а

II.Словарно – орфографическая работа

Тает снег,

Бегут ручьи.

На дорогах лужи.

А по нашим ручейкам бегут кораблики – слова.

— Прочитайте слова с пропущенными буквами.

— Разделите эти слова на 2 группы и запишите их в 2 столбика, подчеркните безударные гласные

Один из учеников читает слова с пропущенными буквами (*прель, б*реза, к*пель, с*ло, м*роз, ул*ца)

Проверка выполненной работы

Дети предлагают разные варианты разделения слов на группы. После этого они берут капельки-буквы с доски и вставляют в слова, объясняя свой выбор

— Что общего у всех этих слов?

Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне слова

— Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв

Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука

— Что вы можете сказать про эти слова?

Это слова — рифмы

— Составьте двустишие, используя эти слова — рифмы

Идет апрель,

Звенит капель и т. д.

  1. Дыхательная гимнастика

— Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох.

— А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать весну?

Выполняют инструкцию учителя

Слушаю ответы детей

Ответы детей: «Я бы взяла голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи и т. п.

3.Отработка навыка правописания слов с безударными гласными

Пишу на доске предложение с пропущенными буквами:

Л*тит скв*рец – в*сны г*нец.

Паучок пл*тет паутину.

Увидел гр*ча – в*сну встр*чай.

-Является ли эта группа предложений текстом?

Нет, так как предложения не связаны по смыслу

-Какое предложение лишнее? Почему?

-Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце. А те, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче

Отвечают на вопрос учителя

-А чтобы не сделать ошибок, повторим правило

Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме:

Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет вам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб рассеять все сомненья

Слежу за осанкой. Выполняем задание.

Проверка выполненной работы

Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы

Беру указку с «паучком».

-Давайте вместе с «паучком» попутешествуем. (Использую тренажер В.Ф.Базарнова)

Дети глазами водят за «паучком» по:

— горизонтали,

— вертикали,

— красному кругу по часовой стрелке;

— по синему кругу против часовой стрелки;

— зеленой восьмерке

-Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю ель

Ученики выполняют инструкции учителя

III. Работа с учебником

-Выполним упражнение № 96. Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами

Один из учеников читает задание упражнения

Физминутка

Нас лучики коснулись,

Мы сладко потянулись

(Показываю упражнения)

Выполняют физические упражнения

Проверка упражнения № 96

Проверяют выполнение упражнения № 96

IV. Домашнее задание.

-Выполните дома упражнение № 100

(Комментарий домашнего задания)

Обучающиеся читают задание и при необходимости задают вопросы учителю

V. Подведение итогов урока.

-Над какой орфограммой мы с вами работали?

Над безударными гласными в корне слова

-Какое правило вы применяли?

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение

Выставляю оценки с комментированием

— Спасибо вам за добросовестную работу.

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here