Муниципальное образование Талдомский район п. Запрудня
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2
4 класс
Учитель начальных классов Каргина Елена Аркаддьевна.
Тема:
«Родительный и предложный падежи имён прилагательных
во множественном числе»
Цели и задачи урока:
1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; отрабатывают порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащают свою речь именами прилагательными.
2.Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.
3.Развивающая: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.
Оборудование:
1. ТСО: проектор, экран, компьютер, магнитофон, диск с музыкой для физкультминуток, диск с компьютерной презентацией.
2. Карточки 1,2,3(склонение), карточки с падежами, тетради, учебники.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Утром в школу мы бежим.
На мороз мы не глядим.
Под ногами снег скрипит,
В небе солнышко блестит.
На уроке тишина,
А на улице…(зима).
-Ребята, сегодня на уроке мы совершим прогулку по зимнему лесу, полюбуемся красотами Зимушки-зимы.
2.Проверка домашней работы.
а) фронтальный опрос
-Ребята, какое домашнее задание вам было задано на дом ? (Упр.№344.)
—Прочитай то, что написал.
(Идёт разбор домашнего упражнения.)
б) работа по карточкам
Двое ребят работают у доски, а пятеро на своих местах. Далее учитель проверяет и оценивает работу. Карточки можно найти в приложении.
3.Каллиграфическая минутка.
-Ребята, c какой буквы начинается слово зима?
-Какой звук она обозначает?
-Дайте характеристику этим звукам? — Запишите в тетрадь слоги, используя букву « з». — Обратите внимание на верхние и нижние соединения.
Зз Зо За Зм Зл Зя Зн Зк
зз зо за зм зл зя зн зк
4.Словарно-орфографическая работа.
а) Разгадывание кроссворда.
— Давайте повторим написание словарных слов и разгадаем кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы их будете разгадывать и записывать в тетрадь.
1) Это на стене висит.
Нам о многом говорит.
О неделях, месяцах,
О годах и о веках.
(Календарь.)
-
Первый месяц зимы. ( Декабрь.)
-
1/ 12 часть года. ( Месяц.)
4) Самый первый месяц в году. ( Январь.) Показ слайда.
б) Обозначение орфограмм, постановка ударения.
-Ребята, выделите в словах орфограммы и поставьте знак ударения самостоятельно. Далее проверяем.
в) Знакомство с этимологией слов декабрь, январь.
— Какой ещё зимний месяц вы знаете?
— Кто знает откуда пришли названия месяцев?
— Что эти названия обозначают?
— Из Древнего Рима пришли к нам названия месяцев. Начало года только поменялось. У древних римлян в марте начинается год. Декабрь – обозначал «десятый». Январь был назван в честь римского бога Януса. Это бог обращения солнца, всех начинаний и завершений.
5. Физкультминутка.
Кружатся снежинки
Белые пушинки.
Ветер снегом заметает
Кустики, деревья.
А зима всё застилает
Снежные постели.
Спят деревья, спят кусты,
Спят полянки и цветы.
Тишина в лесу стоит
На урок на наш глядит.
6. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи..
— Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.
— Что такое имя прилагательное?
— Как оно изменяется?
— С какой частью речи связано?
— Сегодня на уроке мы будем учиться различать два падежа имен прилагательных в форме множественного числа, прочитайте тему урока на доске.
7.Сопоставление родительного и предложного падежей прилагательных в форме множественного числа.
1)Упражнение в склонение имён прилагательных во множественном числе
— Давайте просклоняем словосочетание белые легкие снежинки. К доске идёт ученик и выполняет работу на доске, а все дети делают в тетрадях.
— Назовите в каких падежах у имён прилагательных множественного числа одинаковые вопросы и окончания? ( И.п., В.п. и Р.п., П.п.)
— Давайте посмотрим на таблицу и сравним.
— Как мы различали на том уроке И.п. и В.п.?( По имени существительному)
— Давайте посмотрим на другую таблицу и сравним.
— Сравните падежные вопросы и окончания этих падежей у прилагательных во множественном числе? ( Они одинаковые.)
— Поэтому, ни по вопросу, ни по окончанию эти падежи распознать невозможно.
— Что тогда можно сделать? ( Различить по предлогу.)
— Как же можно распознавать эти падежи с помощью предлога? ( В родительном падеже не всегда бывает предлог, а предложный падеж без предлога не употребляется.)
— Как быть, если прилагательное стоит с предлогом в обоих падежах? ( Тогда предлоги у них разные, потому что с родительным падежом употребляются одни предлоги, а с предложным другие.)
— Назовите предлоги родительного падежа, предложного.
— Скажите самое главное отличие этих падежей в словосочетании, предложении?
— Прочитайте словосочетания в учебнике на с. 39.
— Что можете сказать? (Различить можно по окончанию имени существительного.)
— Делаем вывод: имена прилагательные в форме множественного числа в родительном и предложном падежах различают по существительному, с которыми они связаны в словосочетании и предложении; по предлогам.
2) Физкультминутка.
3) Коллективная работа.
— А теперь давайте запишем два предложения под диктовку.
( Ёлочки росли около высоких стройных берёз. Метель распевала песни о высоких стройных берёзах.)
— Посмотрите на доску и проверьте предложения.
— Какие имена прилагательные здесь написаны?
— В каком числе они употреблены?
— Теперь достаньте карточки и определите у них падеж.
9.Работа с учебником. .
1) Выборочное списывание с заданием (упр. 351, с. 39).
— Откройте учебник, прочитайте задания и самостоятельно найдите имена прилагательные, которые стоят во множественном числе.
— Спишите предложения с этими именами прилагательными.
— Определите у них падеж.
— Давайте проверим вашу работу.
2) Упражнение в распознавании родительного и предложного падежей имён прилагательных во множественном числе.
— Ребята, сейчас у нас будет диктант с использованием сигнальных карточек.
На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.
10. Домашнее задание: упражнение №352.
11. Итог урока.
— Что на уроке было для вас новым?
— Чему научились?
— Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?
-Понравилась вам прогулка по зимнему лесу?
Приложение.
Карточка 1.
Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, определить падеж.
В зимн ____ сумерки л__са выходит на охоту. Деревню укутали зимн_____ сумерки. Бел____ снежинки весело кружились в воздухе. На бел___ снежинки любовались дети.
Карточка 2.
Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.
Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, , любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.
Карточка 3.
Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род.
У дома растут молодыи ( ) берёзки. На их веточках качаются озорныи ( ) воробьи. Весёлыи ( ) песни радуют маленькех( ) детей. Дружныи ( ) ребята строят большыи ( ) крепости. Скоро начнутся снежныи (
Карточка 4.
Просклонять словосочетания белые кусты, выдели окончания.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка 5.
Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных.
Зимой.
Пришла ___________зима. Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________ ночи. Луна ярко освещала_____________ поляну. Звёздочки зажглись на ____________ небе. Они осветили лес ______ светом. На охоту вылетела _____________ сова. Совята остались ждать _____
______ маму.
Карточка 6.
Вставь окончания, определи склонение и падежи. шишки у ёлк___ лежал на ветк____
стихи о метел___ день без вьюг_____
кружились в воздух____ говорил о дерев____
подошёл к рябин____ слетел с ел____
сидели на берёз_____ был в шапк____
Литература.
РАМЗАЕВА Т. Русский язык 4 класс . Книга для учителя. 2008., м.о., из-во Дрофа, Москва
Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс». II полугодие 2009 год