Муниципальное образование Талдомский район п. Запрудня

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2

4 класс

Учитель начальных классов Каргина Елена Аркаддьевна.

Тема:

«Родительный и предложный падежи имён прилагательных

во множественном числе»

Цели и задачи урока:

1.Образовательная: учащиеся сопоставляют родительный и предложный падежи имён прилагательных в форме множественного числа; отрабатывают порядок работы по алгоритму определения падежа имени прилагательного и имени существительного; обогащают свою речь именами прилагательными.

2.Воспитательная: воспитывать любовь к русскому языку, к родной природе.

3.Развивающая: развивать умение правильно писать безударные окончания; развивать речь, память, мышление, восприятие на слух; умение действовать по алгоритму, анализировать, умение делать выводы.

Оборудование:

1. ТСО: проектор, экран, компьютер, магнитофон, диск с музыкой для физкультминуток, диск с компьютерной презентацией.

2. Карточки 1,2,3(склонение), карточки с падежами, тетради, учебники.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Утром в школу мы бежим.

На мороз мы не глядим.

Под ногами снег скрипит,

В небе солнышко блестит.

На уроке тишина,

А на улице…(зима).

-Ребята, сегодня на уроке мы совершим прогулку по зимнему лесу, полюбуемся красотами Зимушки-зимы.

2.Проверка домашней работы.

а) фронтальный опрос

-Ребята, какое домашнее задание вам было задано на дом ? (Упр.№344.)

Прочитай то, что написал.

(Идёт разбор домашнего упражнения.)

б) работа по карточкам

Двое ребят работают у доски, а пятеро на своих местах. Далее учитель проверяет и оценивает работу. Карточки можно найти в приложении.

3.Каллиграфическая минутка.

-Ребята, c какой буквы начинается слово зима?

-Какой звук она обозначает?

-Дайте характеристику этим звукам? — Запишите в тетрадь слоги, используя букву « з». — Обратите внимание на верхние и нижние соединения.

Зз Зо За Зм Зл Зя Зн Зк

зз зо за зм зл зя зн зк

4.Словарно-орфографическая работа.

а) Разгадывание кроссворда.

— Давайте повторим написание словарных слов и разгадаем кроссворд. Я буду загадывать загадки, а вы их будете разгадывать и записывать в тетрадь.

1) Это на стене висит.

Нам о многом говорит.

О неделях, месяцах,

О годах и о веках.

(Календарь.)

  1. Первый месяц зимы. ( Декабрь.)

  2. 1/ 12 часть года. ( Месяц.)

4) Самый первый месяц в году. ( Январь.) Показ слайда.

б) Обозначение орфограмм, постановка ударения.

-Ребята, выделите в словах орфограммы и поставьте знак ударения самостоятельно. Далее проверяем.

в) Знакомство с этимологией слов декабрь, январь.

— Какой ещё зимний месяц вы знаете?

— Кто знает откуда пришли названия месяцев?

— Что эти названия обозначают?

— Из Древнего Рима пришли к нам названия месяцев. Начало года только поменялось. У древних римлян в марте начинается год. Декабрь – обозначал «десятый». Январь был назван в честь римского бога Януса. Это бог обращения солнца, всех начинаний и завершений.

5. Физкультминутка.

Кружатся снежинки

Белые пушинки.

Ветер снегом заметает

Кустики, деревья.

А зима всё застилает

Снежные постели.

Спят деревья, спят кусты,

Спят полянки и цветы.

Тишина в лесу стоит

На урок на наш глядит.

6. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи..

— Назовите имена прилагательные, которые встретились в стихотворении.

— Что такое имя прилагательное?

— Как оно изменяется?

— С какой частью речи связано?

— Сегодня на уроке мы будем учиться различать два падежа имен прилагательных в форме множественного числа, прочитайте тему урока на доске.

7.Сопоставление родительного и предложного падежей прилагательных в форме множественного числа.

1)Упражнение в склонение имён прилагательных во множественном числе

— Давайте просклоняем словосочетание белые легкие снежинки. К доске идёт ученик и выполняет работу на доске, а все дети делают в тетрадях.

— Назовите в каких падежах у имён прилагательных множественного числа одинаковые вопросы и окончания? ( И.п., В.п. и Р.п., П.п.)

— Давайте посмотрим на таблицу и сравним.

— Как мы различали на том уроке И.п. и В.п.?( По имени существительному)

— Давайте посмотрим на другую таблицу и сравним.

— Сравните падежные вопросы и окончания этих падежей у прилагательных во множественном числе? ( Они одинаковые.)

— Поэтому, ни по вопросу, ни по окончанию эти падежи распознать невозможно.

— Что тогда можно сделать? ( Различить по предлогу.)

— Как же можно распознавать эти падежи с помощью предлога? ( В родительном падеже не всегда бывает предлог, а предложный падеж без предлога не употребляется.)

— Как быть, если прилагательное стоит с предлогом в обоих падежах? ( Тогда предлоги у них разные, потому что с родительным падежом употребляются одни предлоги, а с предложным другие.)

— Назовите предлоги родительного падежа, предложного.

— Скажите самое главное отличие этих падежей в словосочетании, предложении?

— Прочитайте словосочетания в учебнике на с. 39.

— Что можете сказать? (Различить можно по окончанию имени существительного.)

— Делаем вывод: имена прилагательные в форме множественного числа в родительном и предложном падежах различают по существительному, с которыми они связаны в словосочетании и предложении; по предлогам.

2) Физкультминутка.

3) Коллективная работа.

— А теперь давайте запишем два предложения под диктовку.

( Ёлочки росли около высоких стройных берёз. Метель распевала песни о высоких стройных берёзах.)

— Посмотрите на доску и проверьте предложения.

— Какие имена прилагательные здесь написаны?

— В каком числе они употреблены?

— Теперь достаньте карточки и определите у них падеж.

9.Работа с учебником. .

1) Выборочное списывание с заданием (упр. 351, с. 39).

— Откройте учебник, прочитайте задания и самостоятельно найдите имена прилагательные, которые стоят во множественном числе.

— Спишите предложения с этими именами прилагательными.

— Определите у них падеж.

— Давайте проверим вашу работу.

2) Упражнение в распознавании родительного и предложного падежей имён прилагательных во множественном числе.

— Ребята, сейчас у нас будет диктант с использованием сигнальных карточек.

На красивых равнинах, зимних облаков, на лесных дорожках, до ближних деревень, без грустных песен, для молодых саженцев, в бескрайних полях, от поздних заморозков, о гладких льдах, в глубоких сугробах, низких сосен, около маленьких ёлочек.

10. Домашнее задание: упражнение №352.

11. Итог урока.

— Что на уроке было для вас новым?

— Чему научились?

— Как распознать родительный и предложный падежи прилагательных в форме множественного числа?

-Понравилась вам прогулка по зимнему лесу?

Приложение.

Карточка 1.

Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, определить падеж.

В зимн ____ сумерки л__са выходит на охоту. Деревню укутали зимн_____ сумерки. Бел____ снежинки весело кружились в воздухе. На бел___ снежинки любовались дети.

Карточка 2.

Вставить пропущенные буквы, выделить окончания прилагательных, указать их падеж.

Приехали к родн___ сёстр__ , лежали на бел___ сугробах, , любовался белоснежн_____ кружевами, рисовал разноцветн_____ красками, думали о летн____ каникул____ , кружились около белоствольн___ берёз.

Карточка 3.

Исправь ошибки в окончаниях имён прилагательных, укажи падеж, число, род.

У дома растут молодыи ( ) берёзки. На их веточках качаются озорныи ( ) воробьи. Весёлыи ( ) песни радуют маленькех( ) детей. Дружныи ( ) ребята строят большыи ( ) крепости. Скоро начнутся снежныи (

Карточка 4.

Просклонять словосочетания белые кусты, выдели окончания.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка 5.

Дополнить текст подходящими по смыслу именами прилагательными. Выделить их окончания, указать падеж, число, род прилагательных.

Зимой.

Пришла ___________зима. Она завалила всё ______________________ снегом. Наступили ______________ ночи. Луна ярко освещала_____________ поляну. Звёздочки зажглись на ____________ небе. Они осветили лес ______ светом. На охоту вылетела _____________ сова. Совята остались ждать _____

______ маму.

Карточка 6.

Вставь окончания, определи склонение и падежи. шишки у ёлк___ лежал на ветк____

стихи о метел___ день без вьюг_____

кружились в воздух____ говорил о дерев____

подошёл к рябин____ слетел с ел____

сидели на берёз_____ был в шапк____

Литература.

РАМЗАЕВА Т. Русский язык 4 класс . Книга для учителя. 2008., м.о., из-во Дрофа, Москва

Русский язык. 4 класс: поурочные планы по учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 4 класс». II полугодие 2009 год

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here