Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1
Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова.
«Образование имён прилагательных»
Разработала:
учитель начальных классов
Борисова Людмила Васильевна
Лебедянь
2013
-
Аннотация.
Методическая разработка посвящена более глубокому изучению такой части речи, как имя прилагательное, а именно теме «Образование имён прилагательных», которая ранее подробно не изучалась в начальных классах. Она раскрывает вопросы, касающиеся интенсивности мыслительной деятельности, содержит материал, постепенно расширяющий круг сведений, объединённых в систему, развивает речь детей.
Данная разработка может быть использована как учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений, так и во внеклассной работе.
-
Содержание
-
Аннотация
-
Содержание
-
Введение
-
Основная часть
-
Заключение
-
Список использованных источников
-
Приложение
-
Введение.
Данная работа является актуальной в настоящее время. На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа по выявлению значений слов, в данном случае образованию новых слов — имён прилагательных с помощью различных суффиксов.
Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений за образованием имён прилагательных, обучающиеся узнают, что многие имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов –ов, -ск, -енн и т.д. Также узнают, что суффиксы имеют разное значение. Например, суффиксы –еньк, -оньк, -очк имеют уменьшительно-ласкательное значение. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения и грамматических признаков.
Данная разработка способствует развитию устной и письменной речи детей, обогащает их словарный запас.
-
Основная часть.
Характеристика темы. Тема программы.
Урок изучения нового учебного материала (из раздела «Имя прилагательное», урок № 18).
Тема урока: «Образование имён прилагательных».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: смешанный (рассказ учителя, словарная работа, индивидуальные задания, практическая работа, самостоятельная работа, сочинение)
Цель урока: выработка навыков образования имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, довести до сознания детей то, что при помощи суффиксов образуются новые слова.
Задачи урока:
Образовательная: познакомить обучающихся с образованием имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, со значением суффиксов, с правилом, когда выделяется один суффикс –ник и когда два: -н и -ик (лесник – в этом слове суффиксы –н и –ик), пополнять словарный запас детей, повышать интерес к изучению русского языка.
Воспитательная: развивать чувство гордости за причастность к стране, в которой жители говорят на русском языке, любви к своей Родине, к современному русскому литературному языку, как предмету изучения.
Развивающая: развивать интерес к изучению языка, как высшей формы национального языка, которую отличает от различных диалектов и просторечия нормативность и обработанность. Изучать русский литературный язык, который является не только языком великого русского народа, но и средством межнационального общения.
Материально – техническое обеспечение урока:
Презентация «Образование имён прилагательных», карточки для индивидуальной работы,
Репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Формирование ключевых компетенций:
-
Актуализация деятельности детей, способствующая повышению уровня знания русского языка, развития речи, общения.
-
Формирование новых понятий и способов действий: употребление суффиксов для образования новых слов – прилагательных, вопросы теории русского языка.
-
Применение новых знаний в учебной и практической деятельности.
Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с уроками литературного чтения.
Технологическая карта.
Методы обучения | Форма деятельности | Средства обучения | Способы организации деятельности | Время | |
Орг. момент | слово учителя. | беседа |
| фронтальный | 1 мин |
Минутка чистописания | слово учителя | комментарий |
| фронтальный | 3 мин |
Словарная работа | сообщение учителя | беседа |
| Коллективный, индивидуальный | 4 мин |
Сообщение темы урока | слово учителя | комментарий | слайд № 1 | фронтальный | 1 мин |
Изучение нового | наблюдение, сравнительный анализ | беседа, практическая работа, игра, работа с учебником | слайд № 2-9 | коллективный, фронтальный | 20 мин |
Закрепление изученного | обобщение | наблюдение, анализ | слайд № 10-13 | индивидуальный, коллективный | 5 мин |
Устное сочинение по иллюстрации И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» | устное сочинение | работа с иллюстрацией |
| индивидуальный, коллективный | 8 мин |
Итог урока | слово учителя | беседа |
| коллективный | 2 мин |
Домашнее задание | слово учителя | комментарий |
| индивидуальный | 1 мин |
Ход урока.
-
Организационный момент.
Сообщение задач урока.
-
Минутка чистописания.
ж Ж
же жл жё жд
железо жёлтый вежливый гражданин одежда
— На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и имена прилагательные).
— Что объединяет имена прилагательные? (Они м. рода, ед. числа, окончание –ый, словарные слова).
— Что объединяет существительные? (Обозначают предметы).
— Чем отличаются друг от друга? (Слова разного рода –мужского, женского, среднего; отвечают на вопросы кто? или что?; I-го и II-го склонения).
-
Словарная работа.
1). Знакомство с новыми словами.
коллективный
неинтересный
серебряный
— Что объединяет эти слова? (Это прилагательные м. рода, ед. числа)
— Какое слово лишнее? (Неинтересный, т.к. есть приставка).
— Как вы понимаете эти слова?
— Как вы думаете, от какой части речи образовались эти слова?
— С помощью какой части слова? (Суффикса и приставки).
2). Индивидуальная работа по карточками.
Карточка № 1.
— Образуйте имена прилагательные от имён существительных:
Февраль — …
Глубина — …
Яблоко — …
Мороз — …
Седина — …
Карточка № 2.
— Образуйте от имён прилагательных имена существительные:
Словарный — …
Луковый — …
Ледяной — …
Лучистый — …
Гористый — …
3). Проверка индивидуальной работы.
-
Сообщение темы урока.
Слайд № 1.
-
Изучение нового материала.
1). Образование имён прилагательных.
— Что мы знаем об имени прилагательном? (Слайды № 2 и 3).
— Выполняя задания на карточках, вы уже догадались, как образуются прилагательные? (Слайд № 4).
2). Игра «Образуй прилагательное». (Слайды №5 – 8).
3). Вывод. (Слайд № 9).
4) Работа по учебнику.
— Откройте страницу 73.
— Что вы можете сказать о словах море – морской?
— Ответьте на вопрос перед упражнением 329.
5). Коллективное выполнение упр. 329.
6). Изучение правила на стр. 74.
7). Упр. 331 выполнить с комментированием.
6. Закрепление изученного материала.
1). Обобщение об имени прилагательном. (Слайды № 10 – 11).
2) Разбор по составу слово лесник.
— Почему в этом слове два суффикса? (слайд № 12-13)
3) Самостоятельное выполнение упр. 332. Проверка.
7. Развитие речи.
1. Устное сочинение по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
— Рассмотрите картину, попробуйте составить текст, используя прилагательные.
2. Прослушивание текстов.
— Какие прилагательные употребили, какие в них суффиксы?
8. Итог урока.
— От какой части речи образуются имена прилагательные?
— Какие правила образования прилагательных от существительных вы узнали?
— С помощью каких суффиксов?
9. Домашнее задание.
Упражнение 333, правило на стр. 74.
-
Заключение.
Урок достиг поставленных целей: обучающих, воспитательных, методических, развивающих. Знание русского языка, навыки грамотного письма, умения правильно и связно выражать свои мысли – главная задача, стоящая перед обучающимися. Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроке использованы разные виды деятельности, а также формы и методы: слово учителя, беседа, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, теоретические понятия, самостоятельная работа, индивидуальная и коллективная работа.
-
Литература для учителя.
Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. 2010.
Русский язык. 4 класс. II полугодие. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой. Авторы-составители Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Волгоград. Издательство «Учитель».
-
Список литературы для обучающихся.
А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, часть II. Москва. « Просвещение»,2009.
Приложение.
Слайды: