Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 1

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по системе Л.В.Занкова.

«Образование имён прилагательных»

Разработала:

учитель начальных классов

Борисова Людмила Васильевна

Лебедянь

2013

  1. Аннотация.

Методическая разработка посвящена более глубокому изучению такой части речи, как имя прилагательное, а именно теме «Образование имён прилагательных», которая ранее подробно не изучалась в начальных классах. Она раскрывает вопросы, касающиеся интенсивности мыслительной деятельности, содержит материал, постепенно расширяющий круг сведений, объединённых в систему, развивает речь детей.

Данная разработка может быть использована как учителями начальных классов и студентами педагогических учебных заведений, так и во внеклассной работе.

  1. Содержание

  1. Аннотация

  2. Содержание

  3. Введение

  4. Основная часть

  5. Заключение

  6. Список использованных источников

  7. Приложение

  1. Введение.

Данная работа является актуальной в настоящее время. На протяжении всего начального обучения систематически проводится лексическая работа по выявлению значений слов, в данном случае образованию новых слов — имён прилагательных с помощью различных суффиксов.

Эта работа имеет не только практическую направленность, но и подкрепляется теоретическими сведениями по лексике. В ходе наблюдений за образованием имён прилагательных, обучающиеся узнают, что многие имена прилагательные образуются от основ существительных при помощи суффиксов –ов, -ск, -енн и т.д. Также узнают, что суффиксы имеют разное значение. Например, суффиксы –еньк, -оньк, -очк имеют уменьшительно-ласкательное значение. Одновременно школьники учатся различать разряды слов на основе лексического значения предметности, признаков и действий предметов в связи с формами словоизменения и грамматических признаков.

Данная разработка способствует развитию устной и письменной речи детей, обогащает их словарный запас.

  1. Основная часть.

Характеристика темы. Тема программы.

Урок изучения нового учебного материала (из раздела «Имя прилагательное», урок № 18).

Тема урока: «Образование имён прилагательных».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: смешанный (рассказ учителя, словарная работа, индивидуальные задания, практическая работа, самостоятельная работа, сочинение)

Цель урока: выработка навыков образования имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, довести до сознания детей то, что при помощи суффиксов образуются новые слова.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить обучающихся с образованием имён прилагательных от основ существительных при помощи суффиксов, со значением суффиксов, с правилом, когда выделяется один суффикс –ник и когда два: -н и -ик (лесник – в этом слове суффиксы –н и –ик), пополнять словарный запас детей, повышать интерес к изучению русского языка.

Воспитательная: развивать чувство гордости за причастность к стране, в которой жители говорят на русском языке, любви к своей Родине, к современному русскому литературному языку, как предмету изучения.

Развивающая: развивать интерес к изучению языка, как высшей формы национального языка, которую отличает от различных диалектов и просторечия нормативность и обработанность. Изучать русский литературный язык, который является не только языком великого русского народа, но и средством межнационального общения.

Материально – техническое обеспечение урока:

Презентация «Образование имён прилагательных», карточки для индивидуальной работы,

Репродукция картины И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу».

Формирование ключевых компетенций:

  1. Актуализация деятельности детей, способствующая повышению уровня знания русского языка, развития речи, общения.

  2. Формирование новых понятий и способов действий: употребление суффиксов для образования новых слов – прилагательных, вопросы теории русского языка.

  3. Применение новых знаний в учебной и практической деятельности.

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с уроками литературного чтения.

Технологическая карта.

Структура, этапы

Методы обучения

Форма деятельности

Средства обучения

Способы организации деятельности

Время

Орг. момент

слово учителя.

беседа

фронтальный

1 мин

Минутка чистописания

слово учителя

комментарий

фронтальный

3 мин

Словарная работа

сообщение учителя

беседа

Коллективный, индивидуальный

4 мин

Сообщение темы урока

слово учителя

комментарий

слайд № 1

фронтальный

1 мин

Изучение нового

наблюдение, сравнительный анализ

беседа, практическая работа, игра, работа с учебником

слайд № 2-9

коллективный, фронтальный

20 мин

Закрепление изученного

обобщение

наблюдение, анализ

слайд № 10-13

индивидуальный, коллективный

5 мин

Устное сочинение по иллюстрации И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»

устное сочинение

работа с иллюстрацией

индивидуальный, коллективный

8 мин

Итог урока

слово учителя

беседа

коллективный

2 мин

Домашнее задание

слово учителя

комментарий

индивидуальный

1 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сообщение задач урока.

  1. Минутка чистописания.

ж Ж

же жл жё жд

железо жёлтый вежливый гражданин одежда

— На какие две группы можно разделить слова? (Имена существительные и имена прилагательные).

— Что объединяет имена прилагательные? (Они м. рода, ед. числа, окончание –ый, словарные слова).

— Что объединяет существительные? (Обозначают предметы).

— Чем отличаются друг от друга? (Слова разного рода –мужского, женского, среднего; отвечают на вопросы кто? или что?; I-го и II-го склонения).

  1. Словарная работа.

1). Знакомство с новыми словами.

коллективный

неинтересный

серебряный

— Что объединяет эти слова? (Это прилагательные м. рода, ед. числа)

— Какое слово лишнее? (Неинтересный, т.к. есть приставка).

— Как вы понимаете эти слова?

— Как вы думаете, от какой части речи образовались эти слова?

— С помощью какой части слова? (Суффикса и приставки).

2). Индивидуальная работа по карточками.

Карточка № 1.

— Образуйте имена прилагательные от имён существительных:

Февраль — …

Глубина — …

Яблоко — …

Мороз — …

Седина — …

Карточка № 2.

— Образуйте от имён прилагательных имена существительные:

Словарный — …

Луковый — …

Ледяной — …

Лучистый — …

Гористый — …

3). Проверка индивидуальной работы.

  1. Сообщение темы урока.

Слайд № 1.

  1. Изучение нового материала.

1). Образование имён прилагательных.

— Что мы знаем об имени прилагательном? (Слайды № 2 и 3).

— Выполняя задания на карточках, вы уже догадались, как образуются прилагательные? (Слайд № 4).

2). Игра «Образуй прилагательное». (Слайды №5 – 8).

3). Вывод. (Слайд № 9).

4) Работа по учебнику.

— Откройте страницу 73.

— Что вы можете сказать о словах море – морской?

— Ответьте на вопрос перед упражнением 329.

5). Коллективное выполнение упр. 329.

6). Изучение правила на стр. 74.

7). Упр. 331 выполнить с комментированием.

6. Закрепление изученного материала.

1). Обобщение об имени прилагательном. (Слайды № 10 – 11).

2) Разбор по составу слово лесник.

— Почему в этом слове два суффикса? (слайд № 12-13)

3) Самостоятельное выполнение упр. 332. Проверка.

7. Развитие речи.

1. Устное сочинение по картине И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».

— Рассмотрите картину, попробуйте составить текст, используя прилагательные.

2. Прослушивание текстов.

— Какие прилагательные употребили, какие в них суффиксы?

8. Итог урока.

— От какой части речи образуются имена прилагательные?

— Какие правила образования прилагательных от существительных вы узнали?

— С помощью каких суффиксов?

9. Домашнее задание.

Упражнение 333, правило на стр. 74.

  1. Заключение.

Урок достиг поставленных целей: обучающих, воспитательных, методических, развивающих. Знание русского языка, навыки грамотного письма, умения правильно и связно выражать свои мысли – главная задача, стоящая перед обучающимися. Тема урока раскрыта полностью и реализована. На уроке использованы разные виды деятельности, а также формы и методы: слово учителя, беседа, наблюдение, сравнительный анализ, обобщение, теоретические понятия, самостоятельная работа, индивидуальная и коллективная работа.

  1. Литература для учителя.

Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В.Занкова. Москва. 2010.

Русский язык. 4 класс. II полугодие. Поурочные планы по учебнику А.В.Поляковой. Авторы-составители Л.А. Кравченко, И.В. Федотова. Волгоград. Издательство «Учитель».

  1. Список литературы для обучающихся.

А.В.Полякова. Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, часть II. Москва. « Просвещение»,2009.

Приложение.

Слайды:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here