Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 21

г. Белорецк, Республики Башкортостан

Русский язык 4 класс

Разработка урока по теме:

«Закрепление знаний о наречии»

Работу выполнила: Демина Татьяна Ивановна

учитель высшей категории,

МОБУ СОШ, № 21 г. Белорецк, Республики Башкортостан.

2012 г.

Тема урока: «Закрепление знаний о наречии»

Цель урока:

— закрепить и систематизировать знания о наречии;

— закрепить умение употреблять наречие в устной и письменной речи; — расширить словарный запас учеников;

— формировать потребность к новым знаниям;

— развивать активность, любовь к русскому языку;

— учить ребят сравнивать, обобщать, делать выводы.

Оборудование: мультимедийная презентация по теме » Наречие»; набор карточек; таблицы; опорные схемы; исследовательские карточки; учебник Поляковой «Русский язык» 4 класс.

Ход урока.

1. Организационный момент.

-У нас сегодня необычный урок. Сегодня у нас много гостей. Давайте поприветствуем их

2. Проверка домашнего задания «Буриме».

— К сегодняшнему уроку вы получили задание: составить стихотворение по заданным рифмам.

………………………….молодо ………………. высоко

………………………….зелено ………………. далеко

…………………………..хорошо ………………. весело

……………………………красиво ……………… глубоко

  • Что понравилось в этом стихотворении?

  • Назовите наречия.

— Мы с вами работаем над различными словами и узнаем о них все больше и больше.

Люблю различные слова Слайд №1

Как неизведанные страны

Они понятны не всегда,

И их значенья так туманны…

Но вместе мы раскроем тайны еще не совсем понятных нам слов.

Над какой темой мы работаем? К задачи перед собой ставим?

Слайды № 2, 3

3. Постановка цели урока. Сообщение темы урока. Слайд №4

На доске слова: быстро, думай, медленно, работай, а

Из данных слов составьте высказывание, которое станет девизом нашего урока.

Думай медленно, а работай быстро.

— Молодцы, правильно составили девиз нашего урока.

Откройте тетради, запишите число, тему урока и девиз Слайд №5

— Как вы понимаете это высказывание?

— Назовите наречия.

— На какие вопросы они отвечают?

4. Актуализация опорных знаний.

Используя наречия, скажите как бы вам хотелось работать сегодня на уроке. (правильно, вдумчиво, активно, дружно, аккуратно, творчески).

— Каковы задачи урока?

(Научиться выделять наречия среди других частей речи, ставить к ним вопросы, составлять предложения)

— Прежде всего проверим теоретические знания по теме «Наречие» и проведем блиц-опрос.

Работа в парах.

Дети задают друг другу вопросы по пройденной теме. Слайд № 6

  • Что такое наречие?

  • На какие вопросы отвечают наречия?

  • Как изменяются наречия?

  • Как образуются наречия?

  • К какой части речи относятся?

  • Что обозначает наречие?

  • Чем обычно являются в предложении?

5.Решение учебных задач Слайд №7

а) Ребята давайте повторим как образуются наречия.

  • Какая часть слова сохраняется при образовании наречия?

  • Какая отбрасывается?

  • Какая присоединяется?

Найдите в стихотворении прилагательные, образуйте от них наречия, запишите полученные слова и определите способ образования наречий. Слайд №7

Л

Мы любим дни морозные,

Кругом упругий лёд,

Здоровый смех весёлый

И шумный Новый год!

ежит пушистая

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Пушисто, смело, чисто, бело, морозно, упруго, здорово, шумно, заново, снова.

— Какое слово лишнее?

-Почему в одних случаях пишется суффикс О, а в других А?

-От чего это зависит?

Работа в группах.

г) Понаблюдайте, запишите в один столбик наречия с суффиксом -а-, в другой столбик с суффиксом -о-. Выделите приставки. Сделайте вывод.

Слайд №8

Слев.., снов.., досух.., направ.., засветл.., влев…, наглух.., издалек.., докрасн.., издавн…

— Сделайте вывод. Слайд №10

— Какие приставки имеют наречия с суффиксом А на конце (ИЗ, ДО, С)

-Какие приставки имеют наречия с суффиксом О на конце (В, НА, ЗА)

Приведите примеры и допишите по 2 наречия в каждый столбик.

Слайд №11

Взаимопроверка.

-Кто выполнил работу без ошибок?

Какие знания помогли справиться с заданием?

Физминутка для глаз. Слайд № 12

б) Посмотрите на доску, прочитайте первую пословицу. Слайд № 13

  • За всякое дело берись умело.

— Как вы понимаете её значение?

— Найдите наречие.

— На какой вопрос оно отвечает?

— К какому слову оно относится?

— С каким словом связано это наречие?

Далее ученики выполняют задание самостоятельно по группам.

  • Без друга приходится туго.

  • Яблоко от яблони недалеко падает.

  • За край родной иди бесстрашно в бой.

  • Дружно за мир стоять — войне не бывать.

Проверка задания.

-Объясните свой выбор.

— Что помогло вам правильно выполнить это задание.

6.Физкультминутка. Слайд №14

Под музыку дети выполняют действия и называют наречия.

Шагом, влево, вправо, кругом, вверх, высоко, вниз, вприпрыжку, весело, дружно, направо, налево, шагом, спокойно.

— Для чего нужны наречия в нашей речи?

-Правильно, наречия делают нашу речь более точной, выразительной, эмоциональной.

-А теперь замените фразеологические обороты, подходящими по смыслу наречиями. Слайд №15

— А теперь замените наречия синонимами. Прежде чем выполнить это задание, давайте вспомним, что такое синоним? Слайд №16

Проверка выполнения задания.

-Устно придумайте предложение с этими наречиями.

7. Задание по выбору.

— Выберите самостоятельно, какое задание вы будете выполнять.

У доски два ученика работают на отдельных сторонах, выполняют задания по карточкам. Слайд №17

Карточка № 1.

Запишите к данным глаголам наречия.

Играют-…, сверкает-…, горят-…, катаются-…, едут-…, сияет -., смеются-.., скользят-.., трещит-…, веселятся-…

Карточка № 2.

Допишите глаголы к данным наречиям.

….- весело, …..-кубарем, ….- звонко, ….-быстро. …-глубоко, …далеко, …-дружно, ….-стремглав.

Проверка задания.

Проверка выполнения заданий на карточках.

8. Практическая работа по применению наречий. Слайд №18-23

-Сегодня на уроке мы составим мини-сочинение на тему «Зимние забавы», используя наречия.

Карточка наречий.

(весело, близко, далеко, кубарем вниз, наконец, днем, кругом, втайне, вихрем, налево, направо, прямо, звонко, прямо, свежо, жгуче, хорошо, неуклюже, досуха, докрасна, засветло, добела, сверху, спереди, вблизи, смешно)

Устно учащиеся составляют предложения по заданной теме.

9.Инструктаж домашнего задания. Слайд № 24

Дома нужно записать мини-сочинение на тему «Зимние забавы», используя наречия.

10. Рефлексия. Слайд №25

-Сегодня в течение всего урока мы исследовали наречие, стараясь понять его особенности. Как же мы теперь охарактеризуем эту часть речи? (ответы детей)

-Что нового мы узнали на уроке?

-Когда в наречиях с приставками пишется суффикс о и суффикс а?

-Что больше запомнилось и понравилось на уроке?

  • На уроке мне было: (выбрать нужные наречия)

  • Список наречий на слайде

  • Хорошо, весело, интересно, ужасно, отлично, скучно, радостно, страшно, дружно, смешно, грустно, приятно.

Хочется закончить урок прекрасными строками:

Слова, слова, слова…
Всему названье дано – 
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, 
А безымянных нету.
Слова, слова, слова…
Язык – и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно – 
В огромном мире – море слов-
Купаться ежечасно!

Резервное задание: Реши задачу.

-Назови пять дней, не употребляя чисел и названий дней.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here