Краевой конкурс

«Учитель года-2012»

План-конспект урока

литературы

(5 класс)

Тема: «Японские трехстишия хокку».

Кузнецова Ирина Александровна

учитель русского языка и литературы

МБС(К)ОУ «Школа-интернат №1 VII вида»,

г. Перми

2012 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод по типу познавательной деятельности: частично-поисковый.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Цель:

Задачи:

Оборудование урока: компьютер, колонки, проектор.

Дидактические материалы: презентация к уроку, видеофрагмент, раздаточный печатный материал.

Ход урока:

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Организационный этап.

Добрый день, мои юные друзья.

Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное литератур-ное путешествие. В страну, пожалуй, самую необычную из всех стран мира. Здесь едят не за столом, а на полу. Рыбу не жарят, а едят в сыром виде. Здесь не отмечают день рождения, но обязательно празднуют день рождения императора. Здесь никогда не сердятся на детей и очень гордятся, что родились именно в этой стране и благодарят за это небо. Именно отсюда начинает светило свой каждодневный путь. Именно в этой стране символы играют важнейшую роль, они позволяют сказать многое, используя лишь немного слов. За одним символом таится целый мир.

— Ребята, как вы думаете как называется эта страна?

— Вы правы, эта страна — Япония.

Эмоциональный настрой и готовность к уроку.

Ответы учащихся.

Видеоряд с музыкальным вступлением.

Слайд №2

Мотивация. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Решив кроссворд, мы узнаем о самых ярких символах этой страны.

1. Декоративное растение с пышными махровыми цветами является символом Солнца в Японии.

2. Небесное светило, дающее жизнь всему живому на земле, является символом вечности, роста в Японии.

3. Любимое цветущее растение, является символом культуры жизни и красоты в Японии.

4. Красивое развесистое дерево с раскидистыми листьями, символ величия, жизненной мудрости, растущее на всем Востоке, равно как в России и Канаде.

5. Фигурка птицы из бумаги в стиле оригами, символизирующая исполнение самого заветного желания, счастья и радости.

Ответы учащихся

Слайд №3

Постановка проблемы. Планирование.

Задачи, предлагаемые детьми

— Ребята, что интересного вы увидели в кроссворде?

— Верно, это Хокку. Это тоже символ Японии.

-Кто-то из вас может представить, создать данный символ?

— Я вижу, вы затрудняетесь. Я готова вам помочь.

-Каковы ваши предположения: что такое хокку?

А что необходимо сделать, чтобы узнать: что такое хокку?

1. Определить особенности хокку .

2. Научиться составлять хокку, понимать их.

Ответы учащихся

Исследование.

— Это графическое изображение хокку.

Что необычного вы увидели?

(хокку написано по вертикали, на картине)

— Нередко хокку писались на сюжеты картин или вдохновляли живописцев на создание новых полотен.

— послушайте, как звучит хокку в оригинале.

На слух речь японцев приятна и музыкальна, похожа на плавный журчащий поток звуков.

— А вот так оно звучит в переводе на русский язык

Для того, чтобы понять смысл хокку, надо сосредоточиться на тексте, остаться наедине с произведением, своими мыслям, расшифровать значение символа и попытаться понять замысел автора. Именно поэтому хокку располагается по одному произведению на странице, оставляя пространство для наслаждения текстом, для размышлений над его содержанием

Предлагаю открыть буклеты и познакомиться с произведениями японской культуры

— Что особенного, отличного от русской поэзии вы увидели в хокку?

— Вы правильно заметили, действительно, хокку состоит из 3 строк.

-Давайте вместе попробуем выяснить: какой смысл несет в себе каждая строка?

(1-я – начальная информация;

2-я – раскрывает смысл;

3-я – вывод).

— Еще что необычного вы увидели?

( — Ребята, обратите внимание в это стихотворении есть ритм, рифма?

— Докажите, что рифмы действительно нет)

— В японских стихах вы не найдете рифмы, к которой так привыкли, читая русскую поэзию. Дело в том, что у японцев никогда ее не было, обходились без нее. Такой уж язык не принимает рифмы и все тут.

— Ребята, посчитайте количество слогов в каждой строке. Какие результаты у вас получились?

( )

— А я утверждаю, что хокку строятся по формуле

5-7-5. Возможно перед нами вовсе не хокку? Почему такое несоответствие?

— Ребята, вы определили только формальные особенности хокку. Зафиксируйте, пожалуйста, свои выводы в схеме. А по содержанию текстов вы заметили какие-нибудь отличия от тех стихов, с которыми вы уже знакомились ранее?

—————————————————————————————-

— Предлагаю вам, поработать в парах, определить что есть особенного в содержании хокку.

— Обратите внимание на литературные приемы, которые используют авторы в своих произведениях?

— Подтвердите свои слова текстом.

— Ребята, обратимся к хокку автора Басе «Уродливый ворон» и на примере данного текста подробнее рассмотрим использование литературного приема — контраст.

— Докажите, что стихотворение построено на контрасте.

-Как может уродливый ворон быть красивым на снегу? Что делает его красивым?

— Давайте уточним: снег – какой?

Ворон – какой?

— Ребята, а теперь закройте глаза и представьте себе картину: первый белый мягкий пушистый снег и черная птица на нем. Красивую картинку нарисовали вы в своем воображении?

— Ярко-белый снег и черная птица – это прекрасно!!!

— Можно утверждать, что получилась волшебный образ?

— Уродливый ворон прекрасен на первом мягком пушистом снегу!!!

— Для чего автор использовал прием контраста?

— Кто определил какова тема предложенных вам хокку?

— Проиллюстрируйте это текстом.

— Как вы считаете, только ли о природе идет речь? Возможно автор хотел сказать что-то другое, используя эти образы?

— Действительно, специфика этого жанра в том, что человеческое не столько сравнивается с природным, как в русской поэзии, сколько через это природное передается.

Ведь не случайно мы познакомились с символами японской культуры. Каждый символ несет глубокий смысл. Я попрошу вас найти слово-символ в одном из хокку и раскрыть его смысл.

— Авторы хокку изображают мгновение, впечатление от увиденного и услышанного. Используя тексты, определите: глаголы в форме какого времени употребляют авторы.

— Может быть, кто-то увидел другие особенности хокку?

— А теперь попытайтесь, объединившись в группы по рядам, дать определение жанру хокку, отразив основные его особенности.

— Ребята, но это только наши выводы. А где мы можем удостовериться в их правильности?

— Давайте обратимся к большому энциклопедическому словарю

— Ребята, ваши гипотезы подтвердились.

— А теперь я предлагаю вам вернуться к тем задачам, которые мы ставили в начале нашего занятия. Мы выполнили первую задачу: определили особенности хокку ?

— А какова следующая задача?

Слайд с хокку

Аудио запись

Рассматривают буклеты.

Исследуют тексты в буклетах.

Заполняют схему.

Исследую тексты хокку в парах. Заполняют схему.

Формулируют опре-деление хокку в группах.

Подтверждают выводы научным источником.

Ответы учащихся.

Слайд № 4

Видеоряд. Слайд№5

Слайд №6

Применение нового знания. Первичное закрепление материала.

— Ребята, как вы думаете, зная особенности хокку, мы можем попытаться составить его?

— Я вам предлагаю вам три варианта заданий. В первом конверте находится задание, где используя составленную нами схему, вы должны среди нескольких произведений найти то, которое написано в жанре хокку и обосновать свой выбор. Это задание для аналитиков. Во втором конверте находится задание, где вам необходимо восстановить две строки хокку, используя предложенные ниже слова. Это задание для реставраторов. И самое сложное задание для творцов, оно находится в третьем конверте, вам необходимо создать хокку самим. Вы выбираете задание из того конверта, с которым по вашему мнению вы реально справитесь на данном этапе урока.

Кто из группы аналитиков готов представить свою работу? (А не кажется ли вам, что первые строки танки подходят под определение хокку?)

— Кто готов из группы реставраторов?

— Готовы ли творцы?

Ответы детей.

Работают в группах, парах, индивидуально.

Видеоряд. Слайд №7

Проверка (несколько человек).

Рефлексия.

— Цветок хризантемы, который расцвел, очень символичен. Это итог нашей совместной деятельности. Я благодарна вам за то, что в работу включились все, выбрали задание разной степени сложности.

Я вижу, что … задания пользовались наибольшим спросом. А … были менее востребованы. Это объяснимо: чтобы составить хокку, надо обладать даром видения, замечать прекрасное во всем, жить в гармонии с миром и самим собой, уметь немногими средствами сказать многое.

Наше литературно-исследовательское путешествие – это только начало пути в мир японской культуры, которая никого не оставляет равнодушным.

— И в знак благодарности за урок, за приятные впечатления, которые остались и у вас, и у меня, я б хотела подарить вам этих журавликов, выполненных в стиле оригами, символ исполнения желаний.

Крепят листы с заданиями.

Собирают хризантему.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here