Открытый урок по русскому языку в 4 классе.
Тема урока: Наречие.
Цели урока: дать первое представление о наречии как части речи;
познакомить с некоторыми существенными признаками наречий; показать отличие наречия от других частей речи ; тренировать умение находить наречия в предложении и ставить вопрос.
Формируемые УУД: (позн.) –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие;
(коммун.)- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;
(регулят.)-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; (личн.) – нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Уч.: Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый наш класс
И для меня уже награда
Сиянье ваших светлых глаз.
Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям. Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунёмся в удивительный мир русского языка. (Слайд №1)
Возьмите друг друга за руки. Дадим себе установку на успех:
Все: Мы умные, серьёзные,
Мы прилежно учимся,
Всё у нас получится!
Уч.: Я тоже думаю, что всё у нас получится.
Сегодня на уроке нам предстоит многое повторить,
А может быть что-то новое открыть.
Уч.: Как вы думаете, а какие качества нам пригодятся на уроке?
Уч-ся: Умение думать, умение рассуждать, оказывать помощь товарищу, не бояться преодолевать трудности, работать активно, старательно.
Уч.: А как же мы будем оценивать свои знания?
Уч-ся: Будем оценивать правильность выполнения заданий и затраченное время.
Уч.: Итак, мы начинаем.
2.Актуализация знаний. (Слайд №2)
Уч.: На доске записаны слова:
Работает, осень, горький, рисую, очень, светлая, однажды, беседка, напротив.
Ребята, распределите слова в группы по частям речи и дайте им название.
Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие части речи мы знаем? (Ответы учащихся).
Уч.: Работу выполним коллективно.
(У доски 1 ученик по желанию).
Уч.: Ребята, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.
(Проверка выполненной работы)
прил. | глаг. | ? | |
беседка | горький | работает | очень |
осень | светлая | рисую | однажды |
|
| встретил | напротив |
Уч-ся:.- Мы выписали имена существительные: беседка, осень.
Слова обозначают предмет, отвечают на вопрос что?
– Мы выписали имена прилагательные: горький, светлая.
Эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой ?, какая?.
— Мы выписали глаголы: работает, рисую, встретил.
Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делаю?
3. Самоопределение к деятельности
Уч.: Сколько групп у вас получилось?
Уч-ся: Получилось 4 группы.
Уч.: Ребята, какая группа слов у вас не имеет названия? Прочитайте. (4)
Уч-ся: Очень, однажды, напротив.
Уч.: Ребята, почему у нас возникло затруднение? Чего вы не знаете? (ответы учащихся).
При знакомстве с новой частью речи ,что мы обычно делаем?
Уч-ся: Составляем эталон.
Уч.: Так чего же вы не знаете в данной ситуации?
Уч-ся: Не знаем эталона, по которому можно определить какая это часть речи.
Уч.: Поставим учебную задачу.
Уч.-ся: Узнать к какой части речи относятся слова очень, однажды, напротив, и составить эталон для данной части речи.
Уч.: Хорошо .Мы поняли, чего не знаем. Что будем делать дальше?
4.Работа по теме урока.
Уч-ся: Сами открывать новые знания.
Уч.: Какие цели поставит каждый из вас перед собой?
Уч.-ся: (Постановка целей учащимися)
—Познакомиться с новой частью речи.
— Составить эталон.
-Научиться различать новую часть речи в предложении и ставить вопрос.
Уч.: Для чего нам это нужно и где может пригодиться?
Уч-ся: Чтобы в дальнейшем применять эти знания на уроках русского языка.
Уч.: Итак, каких знаний нам не хватает и что должны узнать?
Чтобы узнать что-то новое…?
Уч-ся: Нужно вспомнить старое, уже известное нам.
Уч.: Вспомним план, который составляли ранее для изученных частей речи. Назовите пункты плана. (Слайд №3)
Уч.-ся: (Называют пункты плана.)
1.На какие вопросы отвечает?
2.Что обозначает?
3.С какой частью речи связано?
4.Самостоятельная или служебная часть речи?
5. Изменяемая или не изменяемая часть речи?.
Уч.: Ребята, составьте словосочетания со словами из 4 группы и поставьте к ним вопросы..
-
Работает
напротив
Встретил
однажды
Горький
очень
Работает (где?) напротив
Встретил (когда?) однажды
Горький (как? в какой степени?) очень (Слайд №4)
Уч.: Какие вопросы прозвучали?
Уч.-ся: Где?, когда?, как?.
Уч.: А может, кто-нибудь из вас знает, к какой части речи относятся данные вопросы?
Уч-ся: (Предположения учащихся). Наречие.
Уч.: Почему вы так решили?
Уч.-ся: По вопросам. Когда разбирали предложения по членам предложения, встречались такие вопросы.
Уч.: Можем ли мы это доказать?
Уч-ся: Мы точно не знаем, какая это часть речи и не можем доказать.
Уч.: Вернёмся к нашим словам. Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие?
Уч-ся: Признак предмета обозначают имена прилагательные, а действие предмета — глаголы.
Уч.: Но ведь признаки могут быть не только у предметов, но и у процессов, т.е. у действий или состояний. Например, нам часто приходится уточнять, как, каким образом происходит какое-нибудь действие. (Слайд №5)
Прочитайте словосочетания : путешествовать пешком,
путешествовать верхом.
Подумайте, годятся ли слова верхом, пешком для того, чтобы обозначить этот признак действия путешествовать?
Уч-ся: Да.
Уч.: Можете ли вы определить, к какой из известных вам частей речи принадлежат слова верхом и пешком, с помощью которых вы обозначали признак действия?
Уч-ся: Нет, не можем.
Уч.: Оказывается, в русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков действия.
Уч.: Вчера меня все звали завтра,
А завтра назовут вчера.
Вот и вся моя загадка,
Меня назвать пришла пора. (__________________) (Слайд №6)
5.Уч.: Ребята, откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как называется новая часть речи.
Уч-ся: Это наречие.
Уч.: Верно, ребята, это наречие .
От каких частей речи мы ставили вопросы к наречиям?
Уч-ся : От глаголов.
Уч.: Обратимся к истории. (Слайд №7)
Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).
Уч.: Сделаем вывод. С какой же частью речи связано наречие в предложении? (обращаемся к рамке)
Уч-ся : С глаголом.
Уч.: Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные и служебные части речи. Какой частью речи является наречие – самостоятельной или служебной? Почему?
Уч-ся:
Самостоятельная, так как называет признак действия и можно задать вопрос к слову.
6. Работа по учебнику.(Стр. 73) (Слайд №8)
Уч.: Выполним упражнение 124.Прочитайте стихотворение выразительно.(Вслух)
Кто его автор?
Уч-ся: А.С.Пушкин
Уч.: Сравните выделенные слова. Что они обозначают признак предмета или признак действия? (Слайд №9)
Уч-ся: Поляны какие? печальные; обозначает признак предмета.
Льёт как? печально; обозначает признак действия.
Уч.: С какой частью речи связано по смыслу?
Уч-ся: С существительным, с глаголом
. Уч.: Каким членом предложения является?(Находим)
Уч-ся: Это второстепенные члены предложения.
. Уч.: Выпишите подчёркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них. Данную работу выполните самостоятельно.
Уч.: А сейчас посмотрите на рубрику «Обратите внимание». Прочитаем её. Проверьте, так ли вы рассуждали, выполняя
упр .124?
Уч-ся: Мы всё делали правильно.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайды 10-12).
7.Работа в группах. (Упр.125).
Уч-ся: Вывод: 1 группа.
Наречие по лицам и числам не изменяется.
2 группа.
Наречие по временам и родам не изменяется.
Уч.: Можем мы теперь ответить на последний пункт плана?
Уч.-ся: Наречие неизменяемая часть речи. Окончания- нет.
Уч.: Проверим так ли это?. (Прочитаем в учебнике на с. 73)
8. Работа в парах. (Упр.126)
Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах.(Читаем с наречиями и без них)
Уч.: Какую роль выполняют наречия в предложении?
Уч.-ся: Они поясняют, уточняют, дополняют другие части речи.
(На доске появляется эталон)
Уч.: Посмотрите, что у нас появилось на доске?
Уч-ся: Эталон.
Уч.: Кто попробует по данному эталону рассказать о новой части речи- наречии.
1 Наречие.
2. Отвечает на вопросы где? как? когда? И др.
3. Обозначает признак действия.
4 Самостоятельная часть речи.
5.Неизменяемая часть речи.
Уч.: Вернёмся к нашим словам в группах.
Теперь мы можем дать название 4 группе слов?
Уч-ся: Это наречия.
9. Словарная работа.(Слайд №13)
Впереди, медленно.
(Составление предложений. Запись одного с комментированием. Выделение наречий.)
|
11.Подведение итогов урока.
Какое открытие мы сегодня сделали?(Познакомились с новой частью речи)
Какое общее грамматическое значение у наречия?(Наречие обозначает признак действия.)
– Какие части речи оно поясняет?(Глагол)
— Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
— Кого бы вы похвалили?(ответы уч-ся)
Уч. А я похвалю вас всех. (Оценки за урок.)
12.Задание на дом: стр.74,выучить правило, выполнить упр.127. (Слайд №15)
По желанию выписать из любого литературного произведения 2 предложения с наречиями.
13. Рефлексия.(Слайд №16)
Уч.: Осень- пора уборки урожая. Не только в огороде, но и в саду кипит работа. Люди собирают яблоки на лёжку. И мы с вами соберём яблочки. Только необычные . закрасьте то яблоко, которое соответствует количеству понятого вами материала.
(Уч-ся закрашивают яблочки)
Уч.:А ещё, золотая осень- пора листопада… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут. А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть остается хорошим, а успехи в школе радуют вас, ваших учителей и ваших родителей.
Уч: Урок окончен. Всем спасибо за работу!(Слайд №17)