Открытый урок по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: Наречие.

Цели урока: дать первое представление о наречии как части речи;

познакомить с некоторыми существенными признаками наречий; показать отличие наречия от других частей речи ; тренировать умение находить наречия в предложении и ставить вопрос.

Формируемые УУД: (позн.) –самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, подведение под понятие;

(коммун.)- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока;

(регулят.)-постановка учебной задачи, сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; (личн.) – нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Уч.: Друзья мои, я очень рада

Войти в приветливый наш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших светлых глаз.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь друг другу и нашим гостям. Здравствуйте. Мы начинаем наш урок. Работа предстоит серьёзная и непростая. Мы с вами окунёмся в удивительный мир русского языка. (Слайд №1)

Возьмите друг друга за руки. Дадим себе установку на успех:

Все: Мы умные, серьёзные,

Мы прилежно учимся,

Всё у нас получится!

Уч.: Я тоже думаю, что всё у нас получится.

Сегодня на уроке нам предстоит многое повторить,

А может быть что-то новое открыть.

Уч.: Как вы думаете, а какие качества нам пригодятся на уроке?

Уч-ся: Умение думать, умение рассуждать, оказывать помощь товарищу, не бояться преодолевать трудности, работать активно, старательно.

Уч.: А как же мы будем оценивать свои знания?

Уч-ся: Будем оценивать правильность выполнения заданий и затраченное время.

Уч.: Итак, мы начинаем.

2.Актуализация знаний. (Слайд №2)

Уч.: На доске записаны слова:

Работает, осень, горький, рисую, очень, светлая, однажды, беседка, напротив.

Ребята, распределите слова в группы по частям речи и дайте им название.

Прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним, какие части речи мы знаем? (Ответы учащихся).

Уч.: Работу выполним коллективно.

(У доски 1 ученик по желанию).

Уч.: Ребята, если у вас какие-то слова вызвали затруднение, запишите их в отдельную группу.

(Проверка выполненной работы)

сущ.

прил.

глаг.

 ?

беседка

горький

работает

очень

 осень

светлая

рисую 

однажды

 

встретил 

напротив

Уч-ся:.- Мы выписали имена существительные: беседка, осень.

Слова обозначают предмет, отвечают на вопрос что?

Мы выписали имена прилагательные: горький, светлая.

Эти слова обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой ?, какая?.

— Мы выписали глаголы: работает, рисую, встретил.

Глаголы обозначают действие предмета, отвечают на вопросы что делает? что делаю?

3. Самоопределение к деятельности

Уч.: Сколько групп у вас получилось?

Уч-ся: Получилось 4 группы.

Уч.: Ребята, какая группа слов у вас не имеет названия? Прочитайте. (4)

Уч-ся: Очень, однажды, напротив.

Уч.: Ребята, почему у нас возникло затруднение? Чего вы не знаете? (ответы учащихся).

При знакомстве с новой частью речи ,что мы обычно делаем?

Уч-ся: Составляем эталон.

Уч.: Так чего же вы не знаете в данной ситуации?

Уч-ся: Не знаем эталона, по которому можно определить какая это часть речи.

Уч.: Поставим учебную задачу.

Уч.-ся: Узнать к какой части речи относятся слова очень, однажды, напротив, и составить эталон для данной части речи.

Уч.: Хорошо .Мы поняли, чего не знаем. Что будем делать дальше?

4.Работа по теме урока.

Уч-ся: Сами открывать новые знания.

Уч.: Какие цели поставит каждый из вас перед собой?

Уч.-ся: (Постановка целей учащимися)

Познакомиться с новой частью речи.

— Составить эталон.

-Научиться различать новую часть речи в предложении и ставить вопрос.

Уч.: Для чего нам это нужно и где может пригодиться?

Уч-ся: Чтобы в дальнейшем применять эти знания на уроках русского языка.

Уч.: Итак, каких знаний нам не хватает и что должны узнать?

Чтобы узнать что-то новое…?

Уч-ся: Нужно вспомнить старое, уже известное нам.

Уч.: Вспомним план, который составляли ранее для изученных частей речи. Назовите пункты плана. (Слайд №3)

Уч.-ся: (Называют пункты плана.)

1.На какие вопросы отвечает?

2.Что обозначает?

3.С какой частью речи связано?

4.Самостоятельная или служебная часть речи?

5. Изменяемая или не изменяемая часть речи?.

Уч.: Ребята, составьте словосочетания со словами из 4 группы и поставьте к ним вопросы..

Работает

напротив

Встретил

однажды

Горький

очень

Работает (где?) напротив

Встретил (когда?) однажды

Горький (как? в какой степени?) очень (Слайд №4)

Уч.: Какие вопросы прозвучали?

Уч.-ся: Где?, когда?, как?.

Уч.: А может, кто-нибудь из вас знает, к какой части речи относятся данные вопросы?

Уч-ся: (Предположения учащихся). Наречие.

Уч.: Почему вы так решили?

Уч.-ся: По вопросам. Когда разбирали предложения по членам предложения, встречались такие вопросы.

Уч.: Можем ли мы это доказать?

Уч-ся: Мы точно не знаем, какая это часть речи и не можем доказать.

Уч.: Вернёмся к нашим словам. Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие?

Уч-ся: Признак предмета обозначают имена прилагательные, а действие предмета — глаголы.

Уч.: Но ведь признаки могут быть не только у предметов, но и у процессов, т.е. у действий или состояний. Например, нам часто приходится уточнять, как, каким образом происходит какое-нибудь действие. (Слайд №5)

Прочитайте словосочетания : путешествовать пешком,

путешествовать верхом.

Подумайте, годятся ли слова верхом, пешком для того, чтобы обозначить этот признак действия путешествовать?

Уч-ся: Да.

Уч.: Можете ли вы определить, к какой из известных вам частей речи принадлежат слова верхом и пешком, с помощью которых вы обозначали признак действия?

Уч-ся: Нет, не можем.

Уч.: Оказывается, в русском языке есть слова, которые специально предназначены для обозначения признаков действия.

Уч.: Вчера меня все звали завтра,

А завтра назовут вчера.

Вот и вся моя загадка,

Меня назвать пришла пора. (__________________) (Слайд №6)

5.Уч.: Ребята, откройте учебник на странице 73 и прочитайте, как называется новая часть речи.

Уч-ся: Это наречие.

Уч.: Верно, ребята, это наречие .

От каких частей речи мы ставили вопросы к наречиям?

Уч-ся : От глаголов.

Уч.: Обратимся к истории. (Слайд №7)

Наречия появились в русском языке позже других частей речи (имен: сущ., прил., числит. и глаголов). Слово НАРЕЧИЕ – очень старое, оно встречается в древнерусском языке. Корень речь как бы связывает его с глаголом. Древние римляне называли эту часть речи «ПРИГЛАГОЛИЕМ» (это буквальный перевод). Русские грамматисты назвали её точно также, видя главную функцию наречия в том, что оно должно быть при глаголе (отсюда и приглаголие) или «накладываться» на глагол – речь (наречие).

Уч.: Сделаем вывод. С какой же частью речи связано наречие в предложении? (обращаемся к рамке)

Уч-ся : С глаголом.

Уч.: Мы знаем, что в русском языке есть самостоятельные и служебные части речи. Какой частью речи является наречие – самостоятельной или служебной? Почему?

Уч-ся:

Самостоятельная, так как называет признак действия и можно задать вопрос к слову.

6. Работа по учебнику.(Стр. 73) (Слайд №8)

Уч.: Выполним упражнение 124.Прочитайте стихотворение выразительно.(Вслух)

Кто его автор?

Уч-ся: А.С.Пушкин

Уч.: Сравните выделенные слова. Что они обозначают признак предмета или признак действия? (Слайд №9)

Уч-ся: Поляны какие? печальные; обозначает признак предмета.

Льёт как? печально; обозначает признак действия.

Уч.: С какой частью речи связано по смыслу?

Уч-ся: С существительным, с глаголом

. Уч.: Каким членом предложения является?(Находим)

Уч-ся: Это второстепенные члены предложения.

. Уч.: Выпишите подчёркнутые словосочетания. Стрелкой укажите связь слов в каждом из них. Данную работу выполните самостоятельно.

Уч.: А сейчас посмотрите на рубрику «Обратите внимание». Прочитаем её. Проверьте, так ли вы рассуждали, выполняя

упр .124?

Уч-ся: Мы всё делали правильно.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайды 10-12).

7.Работа в группах. (Упр.125).

Уч-ся: Вывод: 1 группа.

Наречие по лицам и числам не изменяется.

2 группа.

Наречие по временам и родам не изменяется.

Уч.: Можем мы теперь ответить на последний пункт плана?

Уч.-ся: Наречие неизменяемая часть речи. Окончания- нет.

Уч.: Проверим так ли это?. (Прочитаем в учебнике на с. 73)

8. Работа в парах. (Упр.126)

Чтобы справиться со следующим заданием, понадобится дружба и согласие. Поработаем в парах.(Читаем с наречиями и без них)

Уч.: Какую роль выполняют наречия в предложении?

Уч.-ся: Они поясняют, уточняют, дополняют другие части речи.

(На доске появляется эталон)

Уч.: Посмотрите, что у нас появилось на доске?

Уч-ся: Эталон.

Уч.: Кто попробует по данному эталону рассказать о новой части речи- наречии.

1 Наречие.

2. Отвечает на вопросы где? как? когда? И др.

3. Обозначает признак действия.

4 Самостоятельная часть речи.

5.Неизменяемая часть речи.

Уч.: Вернёмся к нашим словам в группах.

Теперь мы можем дать название 4 группе слов?

Уч-ся: Это наречия.

9. Словарная работа.(Слайд №13)

Впереди, медленно.

(Составление предложений. Запись одного с комментированием. Выделение наречий.)

10 Тест. Наречие.

(КЛЮЧ К ТЕСТУ) (Слайд №14)

11.Подведение итогов урока.

Какое открытие мы сегодня сделали?(Познакомились с новой частью речи)

Какое общее грамматическое значение у наречия?(Наречие обозначает признак действия.)

Какие части речи оно поясняет?(Глагол)

— Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

— Кого бы вы похвалили?(ответы уч-ся)

Уч. А я похвалю вас всех. (Оценки за урок.)

12.Задание на дом: стр.74,выучить правило, выполнить упр.127. (Слайд №15)

По желанию выписать из любого литературного произведения 2 предложения с наречиями.

13. Рефлексия.(Слайд №16)

Уч.: Осень- пора уборки урожая. Не только в огороде, но и в саду кипит работа. Люди собирают яблоки на лёжку. И мы с вами соберём яблочки. Только необычные . закрасьте то яблоко, которое соответствует количеству понятого вами материала.

(Уч-ся закрашивают яблочки)

Уч.:А ещё, золотая осень- пора листопада… Неслучайно в старину октябрь называли листопадом. С падением листвы связана такая примета: начисто опал лист – к холодной зиме, лёг гладкой стороной – к неурожаю, шершавой – озимые не помёрзнут. А вам я желаю, чтобы какой стороной не легли бы листья, ваше настроение пусть остается хорошим, а успехи в школе радуют вас, ваших учителей и ваших родителей.

Уч: Урок окончен. Всем спасибо за работу!(Слайд №17)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here