Урок русского языка в 4 классе.
Учитель:Корчагина Светлана Геннадьевна.
Тема: Творительный падеж
Цель. Развитие умений устанавливать признаки дательного падежа и определять изученные падежи (И., В., Р., Д. п.) имён существительных в тексте.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
Ι.Организацион- ный момент.
| I. — Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке.
|
|
II. Формулирование проблемы.
| 1 3 3 1. -Ребята, назовите предметы, которыми пользуемся на уроках труда? (иголка с ниткой, ножницы, клей, пластилин, цветные бумаги, ткань, крючок) — А что мы делаем с этими предметами? -Шьем, вяжем, вышиваем, режем, клеим и т.д. — Значит что-то делаем? -Мастерим, творим. — А на уроках рисования что делаем? — Тоже творим. Давайте, ребята, попробуем подобрать родственные слова к слову творить.(творчество, творение, творец, творительный) Как вы думаете ,о каком падеже на уроке будем говорить?( о творительном падеже) . Мотивирующий приём. Чтоб от всех не отставать, Слыть сообразительным, Надо всё теперь понять В падеже творительном. (Т. Рик) – Назовите тему урока.
2. – Составим план, по которому мы в конце урока расскажем о творительном падеже. Сравните свой план с выведенным на слайде План. 1) Почему падеж получил такое название? 2) Вопросы падежа. 3) Вспомогательное слово. 4) Предлоги.
| Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника. 7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|
4 5 6 2 3
Приступим к реализации плана 1) Орфографический диктант. — Запишите слова в два столбика. — Что объединяет слова 1 столбика? ( орфограмма- согласный ) — Какой же падеж так называют? — Почему его так называют, вы узнаете из статьи, которую написал Лев Успенский. – Приведите из текста примеры «орудийного, творительного» значения. (Неводом, голосом, топорами – значит, с помощью этих предметов, «орудий» производится действие.) Составьте словосочетания ,используя картинки на слайде, где существительные творительного падежа называют орудие, которым что-то делают.(строгает рубанком, режет ножом, подметает метлой, красит кистью, поднимает хоботом) Существуют другие значения творительного падежа.
1.Указывает на место. 2.Указывает на лицо, с которым совершается или творится действие. 3.Указывает на предмет, с которым совершается действие.
3) Актуализация. Беседа. – На какие вопросы отвечают имена существительные в творительном падеже? Назовите вспомогательное слово. – Приведите примеры имён существительных в творительном падеже.
4) – Какие предлоги употребляются с творительным падежом? Упр. 149 – наблюдение над предлогами, с которыми употребляется творительный падеж.
– Обведите в кружок предлоги.
Может ли употребляться Т.п. без предлога? Приведите пример. – Сделайте вывод об употреблении предлогов с Т.п. Чтение таблицы. Рассказ о творительном падеже. Сравнение предлогов в разных падежах (В., Р., Д., Т.п.) (Предлог с употребляется с Т.п. и Р.п., предлоги за, под – с Т.п. и В.п.)
Если сущ. творительного падежа – хлопок. Прочитайте пословицы. В этих пословицах нужно найти словосочетания с именами существительные в творительном падеже и выписать в тетрадь. Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи. Не спеши языком, торопись делом. 1.Работа в паре. Соедини начало и конец пословицы. Объясни их смысл. У выделенных слов определи падеж.
2.Тренажёр.Определение падежей у существительных.
3.Запись слов в творительном падеже. (Земля, трава, окно,степь, огонь)
– Что мы делали на уроке? Какие умения формировали? 4 4 – Что вы узнали о творительном падеже? Расскажите, опираясь на план. – Какие предлоги употребляются не только с творительным падежом? Покажите на примерах. (Предлог с – с Р.п., за, под – с В.п.)
Чтобы подвести итог урока и оценить свою работу, нужно ответить на вопросы теста. 1.а) в творительном падеже имена существительные отвечают на вопрос кому? чему? б)в творительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кем?чем? в) в творительном падеже имена существительные отвечают на вопросы кого?что? 2.а)имена существительные в творительном падеже бывают только второстепенными членами б)имена существительные в предложении бывают не только второстепенными членами. 3.Укажите существительные в творительном падеже а) по дороге б) с другом в) над водой 4.Укажите предлоги творительного падежа а)с б)к,по в)за (взаимопроверка) – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что?
| Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
| |||
IX. Домашнее задание.
|
Упр. 4,стр135
|
|