ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
1.ФИО Савченкова Светлана Власовна
3.Должность учитель |
4.Предмет русский язык |
5.Класс 4 6.Тема и номер урока в теме : Настоящее и будущее время глагола. Правописание возвратных глаголов на -ться ,-тся ( 1 урок) 7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева (развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: «Учебная литература»Издательский дом «Фёдоров», 2012 год
|
Цель урока: формирование умений находить орфограммы –ться и -тся у глаголов
-
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
-
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
-
Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
-
Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока:
I Орг. момент
II Минутка чистописания
Запись словосочетаний: тся,ться
III Погружение в тему:
-
А) Мозговой штурм (записать в тетради окончания фраз)
— слово, обозначает действие предметов, это не существительное, а …
глагол
— глагол – это не член предложения, а …
Часть речи
— глагол имеет категорию не склонения, а …
спряжения
— в прошедшем времени в единственном числе глагол изменяется не по лицам, а …
По родам
— глагол имеет постоянный признак не числа, а …
вида
— Какая тема урока?
— Что мы уже знаем о глаголе?
2.Создание проблемной ситуации
1)Самостоятельная работа: (на доске глаголы: учится, лечиться, умывается, соберется, укроются, расписываться, не спится).
— чем интересны предложенные на доске глаголы?
глаголы с возвратным значением, имеют -ся
— Распределите их в три группы;
— По какому признаку распределили?
Настоящее, будущее время, неопред. форма.
— Прочитайте орфоэпически эти слова. Что заметили?
— на конце все читаются [-ца]
— На какие же слова наша задача обратить внимание?
— Какая у нас сегодня главная тема урока?
— глаголы на -тся, -ться
— Ваши предположения: когда пишется сочетание -ться? А когда -тся?
— Какова же тема урока?
III Сообщение темы и цели урока
1.Работа по учебнику
1.Прочитайте тему урока в учебнике. Давайте проверим наши предложения. Из упр. 308,с.30 выберите глагол на –ться и — тся.
Обозначим их грамматические признаки.
— Как вы думаете, почему лучше улыбаться, чем хмуриться?
— Выпишите глаголы со звуком ц. Задайте к ним вопросы.
-
Мышцы (что делают?) напрягаются
— настоящее время, множ. число, 3 лицо
Хватит (что делать?) хмуриться.
-Глагол в неопр.форме
Итак, ваш вывод ……
2.Продолжим наблюдение над глаголом в упр.309
3.Чтение правил на стр. 32
III. Закрепление полученных знаний
а) Запись предложений:
«Медведица пробирается к речке».
— Есть ли в предложении слова, которые читаются одинаково?
— Одинаково ли написали? Почему?
2. Выработка алгоритма написания: -ться, -тся;
-
— Что определим сначала, если слышим в конце слова -ца?
1.Часть речи,
если существительное, сразу пишу -ца.
— А если глагол?
2.Определяю: можно ли рядом поставить местоимение 3 лица: он, они. Если да, пишу без «Ь»- это личное окончание.
3.Проверяю вопросом
3.Письмо с комментированием, доказываем выбор правописания.
а) Работа над №312, с.31
IV Физкультминутка
V Работа в группах
1) Выполнение упражнения на с.31, №310 с проверкой
VI Домашнее задание: Составить небольшой рассказ с сочетаниями -ца, -ться, -тся; повторить правило.
VII Итог урока