ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА русского языка
1.ФИО Савченкова Светлана Власовна
3.Должность учитель |
4.Предмет русский язык |
5.Класс 4 6.Тема и номер урока в теме : Введение понятия «наречие». Употребление наречий в речи.(1 урок) 7.Базовый учебник Русский язык. Часть II, 4 класс. Автор: Н.В. Нечаева,С.Г.Яковлева (развивающая система Л.В.Занкова). Издательство: «Учебная литература»Издательский дом «Фёдоров», 2012 год
|
Цель урока: 1)дать понятие «наречие»
Оборудование: карточки, перфокарты, магнитофон, голубое и фиолетовое облачко, цветок « ромашка», мультимедийная презентация, картинки сыра, шариков.
Метапредметные результаты
-
Личностные УУД: выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
-
Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке; проговаривают последовательность действий на уроке; анализируют собственную деятельность.
-
Познавательные УУД: общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; добывают новые знания – находят ответы на вопросы, используя учебник, мультимедийные средства обучения; формулируют выводы в процессе коллективного обсуждения решения учебной проблемы; логические – сравнивают различные объекты, выявляют сходство и различия.
-
Коммуникативные УУД: умеют в коммуникации строить понятные высказывания.
Ход урока
I Организационный момент
Учитель: — Я вам открою секрет: это ещё не все гости, которые спешили к нам на урок. А чтобы узнать кто именно, надо быстро проверить ваши знания о глаголе.
Учитель: — Вы готовы? (Да).
II. Актуализация опорных знаний
1.Работа по карточкам- 5 человек с проверкой в конверте.
Учитель: — А мы с вами поработаем с перфокартами.
Учитель: Молодцы! А вот и голос нашего героя.
(Звучит песня из мультфильма про «Кота Леопольда»). ( Слайд №1.)
Учитель: — Как зовут же этого героя? ( « Кот Леопольд»).
Он принёс карточку с вопросами: Где? Куда? Зачем? Почему? Как? Откуда?
— Вы поможете Коту Леопольду ответить на все вопросы?
— Какой член предложения отвечает на эти вопросы? (Обстоятельство.)
— Что называется обстоятельством?
— На минутке чистописания запишите эти вопросы в строку, обратив внимание на правильное написание соединений.
2. Каллиграфическая минутка
1) Постановка проблемы.
Учитель: — Закончите фразу кота Леопольда: « Ребята, давайте жить _______!» (дружно). Запишите красиво это предложение. ( Слайд №2).
Учитель: — Назовите части речи в этом предложении.
Учитель: — Ребята, а как ещё можно сказать? (Дружно, весело, радостно.)
Учитель: — Какое слово у вас осталось? (Дружно.) – Слайд №3.
Учитель: — А кто из вас может сказать, к какой части речи относится это слово? Сформулируйте тему нашего урока.
III Сообщение темы и цели урока ( Слайд №4.)
Учитель: — Давайте проверим ваше предположение по учебнику.
1. Работа по учебнику, с.52
Учитель: — Поставьте к нему один из вопросов. ( Как?).
— Попробуйте изменить это слово по падежам.
Учитель: — Изменяется ли оно по падежам? (Нет).
— А теперь измените по лицам.
Учитель:- Изменяется ли по лицам? (Нет.)
Учитель: Вывод: Наречие – это неизменяема часть речи.
Учитель: — Какая часть слова указывает на изменяемость слов? (Окончание.)
Учитель: — Что такое окончание?
Учитель: — А какая часть слова служит для образования новых слов? (Приставка, суффикс).
Учитель: — Что такое приставка? суффикс?
Учитель: — Какие вы знаете суффиксы? (У существительных, прилагательных, глагола).
Учитель В наречии «дружно» суффикс — о. Ещё в наречиях есть суффиксы:
-а, — е, — у. А вот окончания нет. ( И нулевого тоже.).
Учитель: — А кто из вас попробует дать определение наречия?
— Давайте проверим по учебнику, правы ли вы?
2.Чтение правила по учебнику на с.52.
1.Работа в парах.
Учитель: — А сейчас поработайте в парах. У вас на парте текст. Найдите и подчеркните только наречия.
Кот Леопольд так спешил к нам, что совсем забыл про мышей.
Он робко посмотрел сначала вверх, затем вниз и только не увидев их, он спокойно вздохнул.
Учитель: — Назовите наречия из текста. Запишите их в тетрадь.
3) Выборочный диктант
На доске: совсем, робко, сначала, вверх, вниз, только, спокойно.
— А на какие вопросы ещё может отвечать наречие? ( Где? Откуда? Когда?)
Учитель: — Сравните предложения с наречиями и без них.
— Какой вы можете сделать вывод?
( Наречия делают речь очень яркой и эмоциональной.).
Учитель: — Раз всё спокойно, мы можем послушать « Проделки наречий»
1-й ученик: (Слайд №5.)
Наречия легко образуются из других слов. И это не случайно. Наречия появились в русском языке позже других частей речи. Имена и глаголы к тому времени уже растащили почти все слова по своим владениям. Вот и пришлось приманивать к себе группы слов.
2-й ученик: (Слайд № 6.)
Проще всего это оказалось сделать с некоторыми прилагательными. Заменил в слове хороший окончание на суффикс – о, и получилось замечательное наречие – хорошо! Потом наречия добрались и до существительных. Тут работы оказалось побольше: предлог превратился в приставку, окончание в суффикс. Зато из одного существительного получилась целая куча наречий: было существительное верх, а получились наречия: вверху, вверх, кверху, сверх, сверху и даже верхом.
3-й ученик (Слайд № 7.)
Очень понравилось это наречиям. Попробовали они проделать этот фокус с прилагательными. Вот прилагательное новый. С суффиксом –о наречие не получается, а с разными приставками и суффиксами – сколько угодно: заново, наново, снова, вновь. Совсем по-новому ведёт себя слово
Потом добрались наречия и до числительных, и даже до глаголов.
Об этом вы узнаете на других уроках.
Учитель: — Попробуйте найти такие наречия дома.
IV Закрепление изученного материала
-
Выполнение упражнения по вариантам.
Пока мы с вами слушали, к нам тихонько подкрался один мышонок и принёс вам с Котом Леопольдом задание:
Учитель: — Выпишите из упражнения 2, на с.53 слова по заданию и поставьте в скобках к ним вопросы. (Слайд № 8.)
Учитель: — На какие вопросы они отвечают? Каким членом предложения они будут являться?
2) Письмо под диктовку
Мышата вновь спешат другу на помощь.
— Разберите это предложение по членам предложения.
— Давайте хором прочитаем вывод по учебнику на с.53 под картинкой.
— Молодцы! Вы справились с заданием мышонка. Но вдруг незаметно подкрался второй мышонок и предлагает нам отдохнуть.
V Физкультминутка с Котом Леопольдом.( Слайд № 9).
Учитель: — Дело в том, что второй мышонок на шторку повесил сыр со словами.
Учитель:- Найдите глазами только наречия и прикрепите их на доску.
Учитель: — Вы так хорошо поработали, что мышата решили помириться с Котом Леопольдом и жить с ним дружно. Они преподнесли ему в знак примирения цветок. Но Кот Леопольд очень дорожит вашей дружбой и поэтому предлагает вам эту ромашку. Но она не простая, а с заданиями.
Учитель: — Давайте его порадуем! А для этого поработаем в группах.
VI Работа в группах (Слайд № 10.)
Учитель: — У каждой группы на партах лежит один лепесток от ромашки. На нём написаны слова. Оставьте только наречия и прикрепите за 1 минуту свой лепесток на доску и составьте свои слова – наречия.
VII Дифференцированная работа по карточкам. (Слайд №11.)
Учитель: — В знак дружбы мышата приготовили для вас шары с заданиями.
Выполните их. (Проверка на обратной стороне.)
Задания для 1-й группы:
-
Напишите словосочетания, поставьте вопрос к наречиям
Вернулся (…) поздно, играет (…) весело, прыгали ( …) вниз,
приехал (…)издалека. Задания для 2-й группы:
Учитель: Спишите и разберите по членам предложения.
Свисток немного посвистел, махнул крылом и улетел.(1 ученик работает у доски и делает разбор наречия по составу.)
Задания для 3-й группы:
-
Подберите наречия – антонимы к словам:
быстро – медленно
ясно – пасмурно
робко — смело
спокойно – медленно
VIII Домашнее задание: по выбору: написать сочинение на тему: «Вот это наречие! »; выполнить упражнение № 3 в Р.т №2; №4 по учебнику, выучить правила на с.52-53.
IX Рефлексия (Слайд № 12.)
Учитель: — Вы сегодня все очень хорошо потрудились на уроке, и поэтому Кот Леопольд предлагает исполнить всем вместе его любимую песню.
Гости могут тоже подпевать.
1. Дождик по земле, босиком прошёл,
Клёны по плечам хлопал,
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Учитель: — Назовите из текста наречия. Интересно ли вам было на уроке? Как вы чувствовали себя на уроке? Покажите облачко. Если вам урок понравился – голубое, а если вам было скучно на нём, то фиолетовое.
X Итог урока