Русский язык, 4 класс, 2 четверть
Урок 1
Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний).
Тема: «Неопределённая форма глагола»
Основные цели:
1) Сформировать понятие неопределённой формы глагола, умение находить среди разных форма неопределённую форму глагола.
2) Актуализировать знание о глаголах наст., будущего и пр.времени..
3) Тренировать орфографическую зоркость.
Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, аналогия, обобщение.
Демонстрационный материал:
-
Алгоритм и эталон, опорный конспект:
Глаголы в неопределенной форме (инфинитив)
1) Отвечают на вопросы что делать? Что сделать?
2) Не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам
3) Имеют суффикс –ть или -ти. Есть глаголы на -чь
ОК:
Н.Ф. (инфинитив)
Что делать? Не изменяются Суффиксы –ть, -ти или
Что сделать? заканчиваются на — чь.
2) Карточка с темой урока, карточки ХОЧУ, МОГУ
3) Карточки с шагами для уточнения алгоритма
Раздаточный материал:
1) шаги алгоритма; ОК
2) Каждой группе – лист А-4 для выполнения пробного действия.
3) карточки с указанием критериев для самооценивания.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
Цель:
1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность;
2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
3) выйти на следующий этап урока: актуализацию знаний.
— Послушайте стихотворение, догадайтесь, о чём идёт речь.
Интересная часть речи
В Русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет и поёт.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам …. (Дети: глагол)
— Докажите, что речь в стихотворении шла о глаголе.
— Посмотрите на карточки на доске ХОЧУ, МОГУ.
— Что означает слово «Могу» по отношению к нашей теме? А слово «Хочу»?
*(Могу рассказать о глаголе как о части речи, могу определить время, число, лицо…; хочу добиться понимания в определении признаков глаголов разного времени, узнать о глаголе новое).
— Как будем строить нашу учебную деятельность? (Повторим то, что знаем, узнаем новое).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном учебном действии
Задания:
1)- Посмотрите на слайд. Из стихотворения (о глаголе) выпишите все глаголы. Что вы можете о них сказать? Что заметили? ( Все глаголы в н.в., ед.ч., 3 лица). Эталон №1 и №2.
— На какие группы можно их разделить? (Из 2-ух и из 3-х слогов).
2)Задание для пробного действия (выполняется каждым учеником)
За 2 минуты разгадайте ребус, запишите глагол. Определите у него всё, что можно.
Ребус появляется на экране после инструктажа.
Вы выполнили пробное действие. Почему пробное?
— Какое слово получилось? (Решать) К какой части речи относится?
— Поднимите руку те, кто определил у глагола решать число? Время? Лицо? Род?
— Все согласны?
— Поднимите руки те, кто считает, что верно выполнил задание.
У тех, кто не поднял руку. Почему вы не подняли руки? (Мы не знаем, верно выполнили или нет).
– Значит, чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно определить …)
У тех, кто поднял руки:
– Как докажете, что выполнили задание верно? (Мы не можем доказать, что правильно нашли разность).
– Вы зафиксировали своё затруднение (?). Как относиться к затруднению? (В жизни мы часто сталкиваемся с затруднениями, и относиться к ним надо спокойно).
— Что делать дальше? (Подумать, где и почему возникло затруднение).
3. Выявление места и причины затруднения
Цель:
1) создать условия для выполнения учащимися пошагового анализа своих действий;
2) организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения: не знаем такой формы глагола.
— Где возникло затруднение? (При определении признаков глагола)
— Почему оно возникло? (Не знаем признаков таких глаголов)
На экране – 2 карточки.
Запишите номер той карточки, где указано твоё затруднение.
Карточка №1
Я не смог определить, есть ли лицо, число, время у глагола решать.
Карточка №2
Я не знаю, какой ОК применять к таким глаголам.
— Причина затруднения у тех, кто выбрал карточку №1? Тогда, какая у вас цель? (Вывести алгоритм, как узнать, к какой форме глаголов относится данный глагол)
— Причина затруднения у те, кто выбрал карточку №2? (Не знают ОК, эталон для таких глаголов).
— Значит, какая ваша цель урока? (Вывести эталон, ОК).
— А есть ли такие, кто выбрал обе карточки? (И 1-ая, и 2-ая цель нам подходит)
— Все испытывают затруднение. А какое чувство у вас? (Спокойно воспринимаем затруднение. Мысли не будут складываться, если нервничать).
— Я тоже спокойна. Продолжаю вам помогать.
— Итак, какова цель урока?
— Вывести алгоритм определения, к какой форме глаголов относится данный глагол. Вывести эталон, ОК.
4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель:
1) поставить цель учебной деятельности (устранение причины затруднения);
2) уточнить и согласовать тему урока;
3) определить средства (алгоритм).
— Какова же цель урока? (Чтобы выяснить, кто прав, надо построить алгоритм определения признаков таких глаголов).
— Каких глаголов? (У которых не определяются число, время, лицо, род). Может быть сможете назвать такие глаголы? (Неопределённая форма глаголов).
— Как назовём тему урока? («Неопределённая форма глагола»). Вывешивается карточка с темой урока.
– Какие известные вам эталоны, ОК следует использовать, чтобы выяснить, что такое н.ф. глагола?
– Спланируйте свою дальнейшую работу для выхода из затруднения. (Составить алгоритм, чтобы определить, в какой форме находится глагол, что у него можно определить).
— А затем? (Составить эталон)
5. Реализация построенного проекта
Цель:
1) Организовать реализацию проекта в соответствии с планом.
2) Организовать фиксацию преодоления затруднения.
— Действуем по плану. Работать будете в группе.
— В группе – организатор. Сегодня я назову организаторов групп. Всеми эталонами можно пользоваться. Важно выслушать мнение каждого. Для этого организатор спрашивает: «Выскажи свою точку зрения. Ты выскажи свою, ты – свою … Спросить нужно каждого».
Группы прописывают на листах А-4. Выполненное задание вывешивают на доску.
Разбирать начинаем – с ошибочного.
Обращаемся к эталонам. Как определяем время? Задаём вопрос? Задайте вопрос. Соответствует ли этот вопрос одному из ОК №9 (н.,б.,пр. времени)?
Для каких глаголов даны эталоны №1,2? ( Для н. и б., а также пр. времени)
— Что можем сказать о глаголе решать? (Отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? Нельзя определить ни числа, ни лица, ни времени).
—— Если мы не можем определить ни числа, ни лица, ни времени, то, как можно назвать такую форму глагола? (Неопределённая)
— Ещё один признак определите, выполнив упражнение 106.
Проверка: Назовите глаголы в той форме. В которой записали (изменили).
Слайд с глаголами из упражнение 106.
— Что ещё общего заметили в неопределённой форме глагола?
Суффиксы – ть, — ти или заканчиваются на –чь.
— Итак, как определить, относится ли глагол к к н.ф.? По-другому – ИНФИНИТИВ.
Получаем вывод, который фиксируется с помощью алгоритма:
1) Задай вопрос
2) Попробуй определить время, лицо, число
3) Можно определить время, число, лицо? ( Да – глагол в каком-то времени, нет – н.ф. глагола)
— Объясните эталон №3
Схематично.
— Сформулируйте полученный вывод в виде правила (Отвечает на вопросы, нельзя определить…, суффиксы … или заканчивается на …).
Сопоставьте с текстом в учебнике на стр. 78.
А у Мудрейкина вот такая н.ф. глагола. Ответьте на его вопросы.
Глазастик нам сообщает – н.ф. глагола – это его начальная форма.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Цель:
создать условия для выполнения учащимися типовых заданий на использование изученного способа действия с проговариванием во внешней речи.
— Давайте потренируемся в записи глаголов в н.ф..
— Выполним упражнение 107 . С проговариванием – 3-4 глагола.
— Докажите, что мы записали н.ф. глагола. Обращаемся к эталонам №3, ОК
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель:
1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий;
2) организовать самопроверку учащимися по эталону;
3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка.
–Хотите проверить свои силы в самостоятельной работе? (Да.)
– Дальше пишите самостоятельно, обозначая признаки н.ф. каждого глагола.
Проверь себя! Самоконтроль.
Эталоны
– Какие ошибки допустили при выполнении? Что нужно потренировать?
– У кого всё получилось? Поставьте себе «+».
8. Включение в систему знаний и повторение.
— Запишите предложение, найдите в нём глаголы, поставьте их в н.ф.
Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает.
Проверь себя!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Цель:
1) организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2) зафиксировать в речи новый способ действий, изученный на уроке;
3) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;
4) согласовать и записать домашнее задание.
— Итак, сегодня на уроке вы расширили свои знания и умения в области русского языка. Вспомните, как была сегодня цель урока. Научились ли вы узнавать н.ф. глагола?
— У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
— Над чем надо ещё работать?
— Кто считает, что удалось всё на уроке?
— У вас на столах карточки. Поставьте «+» рядом с тем утверждением, с которым согласны.
На карточках указаны критерии:
-
Я понял, что называют неопределённой формой глагола.
-
Я не допустил ошибки в самостоятельной работе.
-
Я смог понять свои ошибки.
-
Я достиг поставленной цели.
-
У меня остались затруднения.
Домашнее задание
По эталону составить и записать 2 своих глагола в н.ф.
Правило – стр. 78 – выучить
Упр. 108
— Спасибо за урок! Мне приятно было сегодня с вами работать. Вы активно работали сегодня на уроке.