Русский язык 4 класс
Тема:
Понятие о спряжении глагола. Личные окончания глагола I и II спряжения
Цели: 1) Развитие умения наблюдать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы и обобщения; совершенствовать умение вычитывать информацию из источников, имеющих разные формы (текст, таблица) и осмысливать её.
2) Овладение системой словоизменения глаголов в настоящем времени. Понятием спряжение: первичное формирование умений определять спряжение глагола по ударному личному окончанию.
3) Овладение навыками культуры устной речи.
4)Развивать дружеские отношения между товарищами, взаимовыручка.
Ход урока | Формирование УУД, ТОУУ (технология оценивания учебных успехов) | |
ΙI. Актуализация знаний.
| – Откройте тетрадь. – Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. – Напишите «Классная работа» — Я торопилась, волновалась, готовилась, думала, фантазировала, создала, верю, надеюсь, жду. — В чем необычность моего обращения к вам, ребята? — Да, я описала свое эмоциональное состояние словами-действиями. — А чего вы ждете от сегодняшнего урока? Какие чувства вы испытываете? — Попробуйте описать своё настроение аналогично.
— Мы поприветствовали друг друга словами интересной части речи, которая в русском языке живет Кто что делает, расскажет: Бежит. Пишет, иль поёт. Любит, сердится, прощает Или забивает гол, Лечит, учит, ждёт, иль строит Всё расскажет нам глагол! Почему эта часть получила такое название? — Что вы знаете об этой части речи? (ответы детей вывешиваются на доску).
Клевать носом. Горит костёр. Гореть на работе. Сломать ногу. Бежать сломя голову. — Все ли выражения мы понимаем в прямом смысле? — Запишите только словосочетания с переносным значением слова. Работаем в группах Проверка Карточки с прямым значением снимаются — Какая группа справилась без ошибок? — Попробуйте объяснить смысл каждого выражения. — Используя эти выражения, скажите, как будете сегодня работать? (ответы детей) А у меня вот что получилось. Слайд 1 Что объединяет глаголы в этих выражениях? (неопределенная форма гл.) — Почему эта форма глагола так называется? (ничего нельзя определить) | Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
|
III. Постановка проблемы.
| Слайд 2 Время, лицо, число, род, склонение, спряжение. — Какого из этих грамматических признаков точно нет у глаголов? ( склонение – это признак имени существительного) — А кто скажет, что такое склонение? — А какую часть речи характеризуют остальные признаки? — Все ли признаки вам знакомы? И, так на какой главный вопрос сегодня мы должны ответить? — Как мы сформулируем тему нашего урока? « Понятие о спряжении глагола» — Почему у нас возникла проблема? Вроде бы глаголы, как и существительные, изменяются по числам, но не изменяются по падежам! У нас явно не хватает знаний о глаголе. А если мы что-то не знаем, то информацию можно найти в учебнике. Физминутка | Регулятивные УУД 1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника. 2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план). 4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
IV. Открытие новых знаний. |
— Откройте учебники на с. 75 — Посмотрите, в каком времени изменяются глаголы идти и стоять — Как изменяются глаголы в настоящем времени? — Сравните личные окончания глаголов. — Сделайте вывод о характере окончаний (В личных окончаниях глаголов в одном и том же лице и числе буквы согласных одинаковые, но изменяются буквы гласных.) — Теперь попробуйте сами изменить глаголы плести и кричать, работая в парах по образцу учебника, выделите личные окончания. — Прочитайте что получилось. Это новые слова или формы одного и того же слова? (Формы слова)
— Как вы изменяли глаголы? (по лицам и числам) Значит, можно предположить, что изменение глаголов по лицам и числам как – то связано со спряжением. Как вы думаете? Слайд 3 2. Работа с определением спряжения. — Прочитайте, как называется изменение глагола по лицам и числам — Что нового узнали о глаголе? — Что значит спряжение? — А как вы думаете, сколько спряжений может быть у глаголов? — Прочитайте вывод во второй рамке на с.76 учебника. И, так, сколько может быть склонений у глаголов? — Какая буква меняется в окончании? — Т.е. в окончании может писаться гласная и или гласная е (ё) — А сейчас обратите внимание на правописание окончаний глаголов 2-го лица ед.числа. — Что интересного заметили? — Знакома ли вам эта орфограмма? — Что показывает мягкий знак? — Прочитайте первое предложение рядом с восклицательным знаком — Значит, мягкий знак в данной орфограмме показывает, что это глагол 2-ого лица, ед.числа — Посмотрите, как оформляется орфограмма. Слайд 4 — А теперь ещё прочитайте уточнение под цифрой 2 — Что ещё узнали о написании глаголов во 2 лице? — И так, что узнали о написании глаголов 2-ого лица?
–
|
|
V. Развитие умений. | Работа в учебнике. — А сейчас полученные знания примените на практике, выполняя упр.249,77. Проверка коллективная. Самооценка.
| Личностные результаты 1.Умение осознавать и выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре. |
VI. Итог урока.
| — Что нового и интересного узнали на уроке? — Что вам дал сегодняшний урок?
|
|
VII. Домашнее задание.
|
1. Упр.250, с.78 2. Правило с.76, |
|
Деятельность учеников:
-
Наблюдать за изменением глаголов по лицам и числам. Учиться определять спряжение.
© ООО «Баласс», 2014