Урок «Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами». 4 класс. УМК «Планета знаний»

Задачи:

1) организовать наблюдения над оформлением союзного соединения однородных членов: а) наличием объединительной интонации и отсутствием запятой перед одиночными союзами и, да (в значении и); б) наличием противительной интонации и запятой перед противительными союзами а, но, да (но),

2) учить решать интонационные и пунктуационные задачи,

3) развивать зрительную память, орфографическую и пунктуационную зоркость,

4) учить готовить выводы по результатам наблюдения на основе разных источников.

Планируемые результаты:

использовать разные варианты построения предложений с однородными главными членами (бессоюзные, союзные, смешанные), уместно употреблять запятые, наблюдать над оттенками значений, вносимых союзами, делать выводы по наблюдениям, воспроизводить содержание отрывка по памяти.

Этапы урока. Типы упражнений

Задачи по развитию УУД

1. Организационный момент.

Обеспечить рабочий настрой и готовность к уроку.

2. Подготовка руки к письму:

— письмо связкой букв т-ш ш-т (с. 32 Рт);

— запись глаголов пишут, читают, решают.

Подготовить свободу движения руки при ускорении письма, предупреждая уподобление элементов букв.

3. Актуализация знаний:

— составление и запись предложений с однородными сказуемыми, выраженными записанными глаголами;

— озвучивание вариантов предложений, аргументация их интонационного выделения в устной речи и разделения запятыми – в письменной;

— обобщение в виде отрывка из грамматической сказки.

Однажды Запятая отправилась в царство Грамматики. И вот на её пути показался городок, в котором живут однородные члены предложений. На крыше каждого домика была нарисована запятая.

«Значит, здесь живут друзья», — подумала Запятая и смело подошла к городским воротам.

А на воротах написано:

Если стоят однородные члены,

Их запятой раздели непременно!

Дети рисуют, играют, сидя,

Спорят, смеются, поют, говорят.

— Мы рады тебе и всегда берём с собой, когда связаны между собой интонацией перечисления.

И Однородные члены предложений открыли свою Главную Книгу города.

Проверить способность детей высказывать мысли, употребляя однородные главные члены, оформлять их (бессоюзный вариант).

Учить подготавливать обобщение, вывод на основе нескольких источников для наблюдения.

4. Организация наблюдения над оформлением однородных членов, связанных соединительными союзами и, да (и).

Внимание фиксируется на варианте предложения: В школе ребята пишут, читают и решают задачи (устно); выдвигается задача – как оформить на письме?

Подготовка и проверка вывода по употреблению или неупотреблению запятой перед союзами и, да (и) на основе изучения информации в рамке учебника (с. 106).

Составление схемы и запись предложения.

В школе ребята пишут, читают и решают задачи.

Наблюдать новые структуры, сопоставлять с известными вариантами, делать выводы.

5. Упражнения в оформлении предложений с однородными членами, выраженными словами и словосочетаниями, соединёнными бессоюзным и союзным способами:

— анализ и аргументация оформления предложений в тексте стихотворения (№239), составление схемы однородных членов;

— воспроизведение текста письменно (письмо по памяти), сверка с образцом;

— запятые в предложении из упражнения №5 (2) с. 35 Рт № 1.

Решать интонационные и пунктуационные задачи при использовании предложений с однородными главными членами.

6. Организация наблюдения над оформлением однородных членов, связанных противительными союзами а, но, да (но):

— ввод в ситуацию:

— Спасибо вам за науку, — сказала Запятая и пошла по тропинке через лес. А в лесу так замечательно пели птицы, что наша героиня не заметила, как вышла на опушку.

— Какой красивый дом! – воскликнула Запятая и подошла поближе.

В этом доме жили союзы а, но и да. Запятая увидела, что на фонариках добрые жители нарисовали её портрет.

И она решила зайти в гости. А союзы показали ей ковёр, висящий на стене. Вместо узоров на нём были выписаны пословицы.

— анализ строения и употребления запятой в пословицах (№241),

— подготовка вывода с опорой на информацию «Ключика» (с. 107 к № 241),

— запись пословиц под диктовку (на материале №241 и 242).

Воспроизводить содержание дословно, «дознаково» по памяти, развивать зрительную память.

Наблюдать над использованием в речи при однородных главных членах противительных союзов, над интонационным и пунктуационным оформлением.

Принятие ценностей, советов, заложенных народом в пословицах.

7. Итог урока:

— устные ответы по инструктажу домашнего задания (№249): установи, нужно ли на месте вопроса использовать запятую. Как будешь рассуждать?

— ответы на вопросы по теории:

Как могут быть связаны однородные члены предложения? (Интонацией, союзами).

Когда между однородными членами предложения ставится запятая?

В каком случае запятая не ставится?

Рефлексия: в чём испытываете затруднения при оформлении однородных главных членов предложения?

— Ответьте на вопрос: «Что мы сегодня учились делать на уроке?» — пользуясь фразами из рефлексивного экрана (см. ниже)

8. Оценивание деятельности детей на уроке учителем, самооценка (см. ниже)

Проверять себя, проводить самоанализ по уровню усвоения материала урока, способности решать практические задачи.

Рефлексия

— Ответьте на вопрос: «Что мы сегодня учились делать на уроке?» — пользуясь фразами из рефлексивного экрана:

  • Сегодня я узнал …

  • Было интересно …

  • Было трудно …

  • Я понял, что …

  • Теперь я могу …

  • Я приобрёл …

  • Я научился …

  • Я смог …

  • Я попробую …

  • Меня удивило …

  • Мне захотелось ..

  • У меня получилось …

  • Я выполнял задания …

  • Я почувствовал, что …

2. Самооценка

— Нарисуйте на полях в тетради зелёный смайлик, если сегодня на уроке вы работали хорошо, жёлтый смайлик – если могли бы работать лучше, красный смайлик – если работать не хотелось, было тяжело.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here