Урок «Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами». 4 класс. УМК «Планета знаний»
Задачи:
1) организовать наблюдения над оформлением союзного соединения однородных членов: а) наличием объединительной интонации и отсутствием запятой перед одиночными союзами и, да (в значении и); б) наличием противительной интонации и запятой перед противительными союзами а, но, да (но),
2) учить решать интонационные и пунктуационные задачи,
3) развивать зрительную память, орфографическую и пунктуационную зоркость,
4) учить готовить выводы по результатам наблюдения на основе разных источников.
Планируемые результаты:
использовать разные варианты построения предложений с однородными главными членами (бессоюзные, союзные, смешанные), уместно употреблять запятые, наблюдать над оттенками значений, вносимых союзами, делать выводы по наблюдениям, воспроизводить содержание отрывка по памяти.
Задачи по развитию УУД | |
1. Организационный момент. | Обеспечить рабочий настрой и готовность к уроку. |
2. Подготовка руки к письму: — письмо связкой букв т-ш ш-т (с. 32 Рт); — запись глаголов пишут, читают, решают. | Подготовить свободу движения руки при ускорении письма, предупреждая уподобление элементов букв. |
3. Актуализация знаний: — составление и запись предложений с однородными сказуемыми, выраженными записанными глаголами; — озвучивание вариантов предложений, аргументация их интонационного выделения в устной речи и разделения запятыми – в письменной; — обобщение в виде отрывка из грамматической сказки. Однажды Запятая отправилась в царство Грамматики. И вот на её пути показался городок, в котором живут однородные члены предложений. На крыше каждого домика была нарисована запятая. «Значит, здесь живут друзья», — подумала Запятая и смело подошла к городским воротам. А на воротах написано: Если стоят однородные члены, Их запятой раздели непременно! Дети рисуют, играют, сидя, Спорят, смеются, поют, говорят. — Мы рады тебе и всегда берём с собой, когда связаны между собой интонацией перечисления. И Однородные члены предложений открыли свою Главную Книгу города. | Проверить способность детей высказывать мысли, употребляя однородные главные члены, оформлять их (бессоюзный вариант).
Учить подготавливать обобщение, вывод на основе нескольких источников для наблюдения. |
4. Организация наблюдения над оформлением однородных членов, связанных соединительными союзами и, да (и). Внимание фиксируется на варианте предложения: В школе ребята пишут, читают и решают задачи (устно); выдвигается задача – как оформить на письме? Подготовка и проверка вывода по употреблению или неупотреблению запятой перед союзами и, да (и) на основе изучения информации в рамке учебника (с. 106). Составление схемы и запись предложения. В школе ребята пишут, читают и решают задачи. | Наблюдать новые структуры, сопоставлять с известными вариантами, делать выводы. |
5. Упражнения в оформлении предложений с однородными членами, выраженными словами и словосочетаниями, соединёнными бессоюзным и союзным способами: — анализ и аргументация оформления предложений в тексте стихотворения (№239), составление схемы однородных членов; — воспроизведение текста письменно (письмо по памяти), сверка с образцом; — запятые в предложении из упражнения №5 (2) с. 35 Рт № 1. | Решать интонационные и пунктуационные задачи при использовании предложений с однородными главными членами. |
6. Организация наблюдения над оформлением однородных членов, связанных противительными союзами а, но, да (но): — ввод в ситуацию: — Спасибо вам за науку, — сказала Запятая и пошла по тропинке через лес. А в лесу так замечательно пели птицы, что наша героиня не заметила, как вышла на опушку. — Какой красивый дом! – воскликнула Запятая и подошла поближе. В этом доме жили союзы а, но и да. Запятая увидела, что на фонариках добрые жители нарисовали её портрет. И она решила зайти в гости. А союзы показали ей ковёр, висящий на стене. Вместо узоров на нём были выписаны пословицы. — анализ строения и употребления запятой в пословицах (№241), — подготовка вывода с опорой на информацию «Ключика» (с. 107 к № 241), — запись пословиц под диктовку (на материале №241 и 242). | Воспроизводить содержание дословно, «дознаково» по памяти, развивать зрительную память.
Наблюдать над использованием в речи при однородных главных членах противительных союзов, над интонационным и пунктуационным оформлением.
Принятие ценностей, советов, заложенных народом в пословицах. |
7. Итог урока: — устные ответы по инструктажу домашнего задания (№249): установи, нужно ли на месте вопроса использовать запятую. Как будешь рассуждать? — ответы на вопросы по теории: Как могут быть связаны однородные члены предложения? (Интонацией, союзами). Когда между однородными членами предложения ставится запятая? В каком случае запятая не ставится? Рефлексия: в чём испытываете затруднения при оформлении однородных главных членов предложения? — Ответьте на вопрос: «Что мы сегодня учились делать на уроке?» — пользуясь фразами из рефлексивного экрана (см. ниже) 8. Оценивание деятельности детей на уроке учителем, самооценка (см. ниже) | Проверять себя, проводить самоанализ по уровню усвоения материала урока, способности решать практические задачи. |
Рефлексия
— Ответьте на вопрос: «Что мы сегодня учились делать на уроке?» — пользуясь фразами из рефлексивного экрана:
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Самооценка
— Нарисуйте на полях в тетради зелёный смайлик, если сегодня на уроке вы работали хорошо, жёлтый смайлик – если могли бы работать лучше, красный смайлик – если работать не хотелось, было тяжело.