Урок по русскому языку по теме «Закрепление правил правописания безударных окончаний имен существительных и имен прилагательных»

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

  1. повторить:

    • признаки имени существительного и имени прилагательного как частей речи;

    • алгоритмы проверки безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных;

    • правила проверки безударных гласных в разных частях слова;

  2. развивать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

  3. воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • таблицы: «Падежные окончания имен существительных», «Безударные окончания имён прилагательных»;

  • карточки с заданиями, опорные схемы, ТПО;

  • алгоритмы проверки безударных окончаний имён

  • существительных и имён прилагательных

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Словарная работа.

(Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1)

Взаимопроверка.

Д. рект. р, г р .дская, п. бедный, б. лотистая, м. тель, н ябрьский, з. мл. ничное, кр. вать,м. рковные

 Обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III. Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

Как можно эти словарные слова разделить на две группы? (имена существительные, имена прилагательные)

 Чем похожи имя существительное и имя прилагательное? (часть речи, изменяются по числам и падежам, в предложении являются второстепенными членами предложения)

Чем различаются эти части речи? (Существительное обозначает предмет, прилагательное – признак предмета; существительное и прилагательное отвечают на разные вопросы; прилагательное изменяется по родам; прилагательное не является главным членом предложения)

Какая орфограмма объединяет все эти слова? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил.)

О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных и имён прилагательных)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных и имён прилагательных.

Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока? («Закрепление правил правописания безударных окончаний имён существительных и имен прилагательных»)

Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

 И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.

  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.

  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.

  4. Или для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.

  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.

  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

– Какие слова-помощники вы можете назвать для 1-го склонения? (Земля, рука, лиса и т.д.)

Для 2-го? (плечо,Слон, окно и т.д.)

Для 3-го? (грудь,Степь и т.д.)

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка – задание 2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое слово вызывается отдельный ученик)

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Слово-помощник

Окончание

на опушк.

 

 

 

 

 

 

к кроват.

 

 

 

 

 

 

по кроватк.

 

 

 

 

 

 

в огород.

 

 

 

 

 

 

перед мороз.м

 

 

 

 

 

 

У бабушк..

Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в огороде, стоящие в предложном падеже, и словак кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

 Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц. (задание 3)

о или –е? Почему?

Ключ..м, шалаш..м, крыш…й,, свинц…м, душ…м, саранч..й, спиц…й, синиц…й, кирпич…м, калач…м, удач…й, кож…й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо‘м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных.

1. Беседа по вопросам.

 А что такое имя прилагательное?

Какие признаки у имён прилагательных мы можем определить? (число, род, падеж)

Какими являются перечисленные вами признаки? (непостоянными)

Что можно сказать об изменении имён прилагательных по родам? (только в ед. числе)

Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Определить число, род и падеж существительного.

  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

Прилагательные какого рода склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода)

Когда в окончаниях пишется —ой-, -ей-?

 Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.

  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Игра «Заказ».

 А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_,ранн_й зимой, около упавш___ дуба, на письмен_м столе, ранн_м утр_м, по широк_й улиц_.

Требуется:

  1. имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

  2. имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

  3. имя прилагательное женского рода в дательном падеже (по широкой улице, по хорошей дороге);

  4. имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

  5. имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

  6. имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

  7. имя прилагательное мужского рода в предложном падеже (на письменном столе);

VIII. Самостоятельная работа по карточкам (задание 4).

 Выполните самостоятельно задание 4. Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

Работа в ТПО: с. 73 упр. 292.

 А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

IX. Итог урока.

 Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

Какие слова – подсказки запомнили?

Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

Домашнее задание: ТПО: с. 73 упр. 292. (выполнить задание, выделить орфограммы).

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён существительных и имен прилагательных».

Фамилия, имя ______________________

  1. Словарная работа. Взаимопроверка.

Д . рект . р, г. р . дская, п . бедный, б. лотистая, м. тель, н . ябрьский, в . сточное,

кр . вать, м . рковные.

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Слово-помощник

Окончание

на опушк.

к кроват.

по кроватк.

в огород.

перед мороз . м

у бабушк.

  1. о или –е? Почему?

Ключ..м, шалаш..м, крыш..й, свинц..м, душ..м, саранч..й, спиц..й, синиц..й, кирпич..м, калач..м, удач..й, кож..й, гараж..м, птиц..й, рощ..й

  1. Игра «Заказ».

В син . м мор . , у соседн . й опушк . , по хорош . й дорог . , ранн . й зимой, около упавш… дуба, на письмен . м столе, ранн . м утр . м, по широк . й улиц . .

  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж.

В глубок . й канав . , в дремуч . м лесу, к стар . й беседк . , на мокр . м песк . , от весен … дождя, перед зимн . й стуж . й, из сладк . й клюквы, для лучш … друга, в зимн . й вечер, по зелён . му полю.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here