Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9
п. Чульман Нерюнгринский район
Открытый урок по русскому языку
в 4 классе
«Проверяем знания,
совершенствуем умения (Глагол)»
подготовила
учитель начальных классов
Вдовина Нина Валентиновна
пгт. Чульман
2011
Цель урока:
-
Закрепить и обобщить знания о глаголе как части речи, неопределенной форме глагола, временах глагола, спряжении, правописании безударных личных окончаний глагола.
-
Развивать устную и письменную речь.
-
Воспитывать любовь к русскому языку с помощью сказок А.С.Пушкина; занимательных упражнений.
Оборудование: Таблица спряжений (опорные схемы), памятка, карточка «График» (индивидуально).
Ход урока.
-
Организационный момент.
Эмоциональное вхождение в урок.
– Ребята, какой сегодня прекрасный зимний день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение.
Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать наше дружелюбие. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь нашим гостям – учителям.
-
Оформление в тетради (Правильно сижу, правильно пишу).
Правильно писать – это не допускать описок и ошибок.
Чтобы писать без описок, надо быть внимательным.
А чтобы писать без ошибок, нужно знать правила.
(Памятка на плакате)
-
Каллиграфическая минутка утют атят
– Почему в узоре сочетания данных букв? (Могут быть окончания глаголов).
О чем рассказывают глагольные окончания? (3 л. мн. ч. I и II спряжения).
-
Словарная работа.
– Прочитайте слова из словаря.
(Завтр _к, праз _ник, чу_ ство, ж_ лтый, св_бода, п_беда, уж_н)
– Какое слово лишнее? (жёлтый)
– По какому признаку определили? (часть речи)
– Усложняю задание: решить орфографическую задачу в слове и превратить в неопределенную форму глагола.
Запись: завтракать, праздновать, чувствовать, желтеть, освободить, победить, ужинать.
Какой частью слова является гласная, стоящая перед – ть ?
-
Сообщение темы и цели урока.
– Сегодня будем повторять все, что знаем о глаголе; будем закреплять освоенный способ решения орфографических задач в личных окончаниях глагола.
– Мы снова в стране Глаголии.
– Какими будут следующие шаги? (Приложение №1)
1-й шаг – ПЗ – применяем знания.
2-й шаг – СУ – совершенствуем умения.
3-й шаг – ПИ (О) – подводим итог (оценка).
-
Три дорожки ко дворцу (времена глагола).
– Ребята, как вы думаете, почему на пути во дворец три дорожки?
(Это три группы глаголов: настоящее, прошедшее, будущее время)
– Как определить время глагола? (по вопросам)
– В чем различие глаголов настоящего и будущего времени от глаголов прошедшего времени? (Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам и имеют личные окончания. А глаголы прошедшего времени изменяются по числам, родам (в ед. ч.) и имеют родовые окончания).
-
Самостоятельная работа ( «Графики»). (Приложение №2)
Ваша задача: показать насколько вы уверенно можете пройти по каждой дорожке.
Проверь себя! (открывается интерактивная доска)
-
Физминутка (тихая, спокойная музыка).
– Предлагаю отдохнуть и поиграть в игру «Дотянись до звезды».
– Встаньте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха.
Представьте, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь звезду, которая ассоциируется с мечтой – желанием что – то иметь или кем – то стать.
Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайтесь изо всех сил. И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой в красивую шкатулку.
Закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха. Откройте глаза.
Итог: – ребята, вы все способны достичь нужной цели. Главное, будьте в этом уверены.
-
Решение орфографических задач в безударном личном окончании глагола (спряжение).
– А мы продолжаем работу для осуществления целей нашего урока.
Вопросы: – имена склоняются, а глаголы… (спрягаются)
– склонений – три, а спряжений? (два)
– что значит, проспрягать? (изменить глагол по лицам и числам)
– зачем узнавать спряжение глагола? (для решения орфографической задачи в безударном личном окончании глагола).
Задание: дума_шь, рису_т, вид_м, нос_т, дремл_шь, постара_мся, держ_т, леп_м.
– Для каких глаголов мы откроем I дверь, а для каких II-ю в наш дворец? (Правильные действия – правильная буква (памятка). (Приложение №3)
Вывод. Способ решения орфографических задач в личных окончаниях глагола? (по неопределенной форме).
-
Отрывок из сказки.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет … (Автор?)
– С помощью каких слов А. Пушкин показал, что происходит с ветром?
(гуляет, подгоняет)
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что обозначают? На какой вопрос отвечают?
-
Самостоятельная работа.
Задание: – записать отрывок, решая орфографические задачи;
– указать формы глагола;
– подчеркнуть основу предложения (проверка).
(За аккуратность и правильность выполнения классной работы оцените себя. А потом сравните свою оценку с оценкой, поставленной учителем.)
-
Итог урока. Рефлексия.
– Отрывок из сказки А.С. Пушкина
Ель в лесу, под елью белка…
Белка песенки поёт
И орешки все грызёт
Да орешки не простые … (Орех – рисунок с блиц вопросами).
-
Глагол – это …
-
Спряжение – это …
-
К I спряжению относятся …
-
Ко II спряжению относятся …
-
Глаголы – исключения называют так потому что …
-
Можно ли обойтись в речи без глаголов?
(Много нового, интересного о глаголе вы узнаете в старших классах).
-
Оценивание работ
-
Домашнее задание. Составить словарный диктант из глаголов неопределенной формы (7 – 8 слов)
– А я хочу вам сказать – спасибо за урок.
Вы старались, молодцы!
приложение 1.
приложение 2.
I шаг – применяем знания
II шаг – совершенствуем умения
III шаг – подводим итог (оценка)
ПИ(О) СУ
ПЗ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПАМЯТКА
Глагол (безударные личные окончания глагола)
Нужно:
-
Поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?)
-
Определить спряжение (1 или 2) – на — ить? (и)
-
Проверить спряжение по форме 3-го лица мн. числа.
-
Определить окончание данного глагола
3-е лицо мн. число
Если окончание – ут (- ют), то пишу – Е
Если окончание – ат ( -ят), то пишу — И
-
Помнить о глаголах – исключения (Гнать, дышать, держать, обидеть, видеть, слышать, ненавидеть. И еще: терпеть, вертеть, и зависеть, и смотреть).
Список использованной литературы
-
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2009.
-
Фефилова Е.П., Дмитриева О.И. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс.- М.: БАКО, 2009.
-
Гараева Я.Ш. Поурочные разработки по русскому языку (в помощь школьному учителю).- М.: Вако, 2008.
-
Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие школьников». – М.: ООО «Владос», 2009.
-
Климанова Л.Ф., Батушкина Т.В. Уроки русского языка. 4 класс. – М.: Просвещение, 2008.
-
Журнал «Начальная школа», 2010.
-
Газета «Первое сентября», 2010.