Муниципальное общеобразовательное учреждение

МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа№1»

Никифоровского района Тамбовской области

Внеклассное занятие по русскому языку:

«Путешествие в Царство Грамматики»

подготовила

учитель начальных классов

Андреева Татьяна Петровна

Р.п. Дмитриевка

2011 год

«Путешествие в Царство Грамматики»

Цели: воспитывать потребность в изучении русского языка, расширять кругозор детей

Ход занятия

I.Вступительное слово

Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Царство Грамматики. Грамматика — грамота-это умение читать и писать. Всему этому мы учимся на уроках русского языка и чтения. Но путь в царство будет трудным. Нам предстоит преодолеть много препятствий, чтобы добраться до Царицы Грамматики. Путешествие далёкое и опасно, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами т. е младшими матросами. Для этого необходимо выполнить задания.

Отгадать загадки.

  • Великан стоит в пору

Освещая темноту.

И сигналит кораблям

Заходите в гости к нам. (Маяк)

  • Паровоз без колёс

Вот так чудо паровоз

Не с ума ли он сошёл.

Прямо по морю пошёл. (Пароход)

  • Если он на дне лежит

Судно вдаль не побежит (якорь).

Ведущий: Ну что же, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских слов. (Чтение с доски слов)

Камбуз – корабельная кухня

Кок- повар на судне

Капитан-командир судна

Кубрик – жилое помещение для матросов

Штурман— специалист по вождению судов

Якорь — металлический стержень для опускания на дно.

У нас на корабле 3 команды юнгов.В каждой команде будет свой командир. Ну, а теперь всё готово. Слушай команду. Полный вперёд.

Штурман »Есть полный вперёд!» Поднять якоря! Группы по кубрикам. Плыви, плыви, кораблик

На запад и восток

Канаты-паутинки,

А парус- лепесток.

Чтобы нам было интереснее плыть, давайте поиграем. Отправим всем ребятам телеграмму с борта судна.

ИГРА» Телефонисты»

Боцман получает текст телеграммы, читает и отдаёт командиру. Сам шёпотом передаёт текст рядом сидящему члену команды. Последний говорит громко.

1 команде. Кто много читает, тот много знает.

2 команде. Книга- ступенька к знаниям.

3 команде. Чтение- лучшее учение.

-Внимание, внимание! Впереди по курсу земля.

Мы подплываем к острову. Путь преграждает морской царь Нептун.

Причалим к острову. Корабль дальше плыть не может, пока мы не выполним задания.

  • Отгадать ребусы. Какие слова зашифрованы?

  • Найти лишнее слово

Жёлтый, желток, железо

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, час, часть

3.К какой части речи относятся выделенные слова.

На то и печь, чтоб в ней хлеб печь.

Снежное покрывало всю землю покрывало.

Стою на нашем берегу,

Покой границы берегу.

4.Продолжи стихотворение. Правильно поставь ударение. Определи род.

Кран открой — пойдёт вода

Как она пришла сюда?

В дом, сад, огород

Провели ( водопровод)

Хоть я сахарной зовусь

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус

Узнали вы? Я (свёкла)

Цапля важная, носатая.

Целый день стоит, как (статуя

В спорте я не выступаю

Но в воде мне равных нет

Потому что я ныряю

В глубину на километр.

Кургузая злая гиена,

Акула и волк живодёр

Тайком заключили

Военно-торговый морской (договор.)

Был бы друг, будет и (досуг)

И так, все задания выполнены, можем плыть дальше.

Мы много сейчас говорили о словах, и пока мы будем плыть дальше, ребята прочитают стихи о словах.

. 1.Есть слова словно раны,

Есть слова — словно суд.

С ними в плен не сдаются

И в плен не берут.

Словом можно убить,

Словом можно спасти.

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно предать, и продать и купить.

Словом можно в разящий свинец перелить.

Но слова всем словам в языке у нас есть,

Слава, Родина, Верность и Честь.

Повторять их не смею на каждом шагу

Как знамёна в чехле их в душе берегу.

  • Игра «Рассыпные буквы». Составить слова. На столе разложены буквы. Задание «Кто быстрее составит слово»

М а б у г а (бумага)

Б е н и к у н г (учебник)

Т р а д е т ь (тетрадь)

Внимание! Впереди по курсу земля. Мы подплываем к острову «Склонение». И здесь морской царь нам преградил путь. Он приготовил нам несколько заданий. На острове много цветов. Царь Нептун просит нас собрать три букета и расставить их в вазы.

Игра «СОБЕРИ БУКЕТ» Даны слова. Распределить по типу склонения.

1 КОМАНДА — СЛОВА 1 СКЛОНЕНИЯ

2 КОМАНДА – СЛОВА 2 СКЛОНЕНИЯ

.3 КОМАНДА – СЛОВА 3 СКЛОНЕНИЯ.

Какого рода слова записаны на доске? Определить род. Составить слово.

1.команда: с—-о

2.команда: р—-а

3.команда: б—ь

Придумать ещё слова. Кто больше?

5 .Три картинки. Назовите на каждой картинке 3 слова разных склонений.

(на слайде три картинки)

Задания выполнены. Можно плыть дальше.

Играем в игру: «Да, нет не говорить. Отвечать быстро и коротко.

Учитель задаёт вопросы. Дети отвечают «Да, нет»

Вы учитесь в третьем классе?

Вам нравится играть?

Вы были вчера в школе?

Вам нравится наше занятие?

Мы подплываем к пристани падеж. Прежде чем сойти на берег, нужно немножко постараться, иначе наш корабль не причалит к берегу.

Учитель читает стихотворение про кота. Дети определяют падеж выделенных существительных.

У норы добычи ждёт, притаился рыжий кот.

Мышь осталась без хвоста, удирая от кота

А теперь и за версту не приблизится к коту.

Крыса старая ,и та, видя грозного кота

Удерет в нору под дом, чтоб не видеться с котом.

Там дрожит ,и в темноте, вспоминает о коте.

6.Определить падеж имён существительных.

1 команде. Мягко светятся иголки хвойный дух идёт от ёлки.

2.команде. Двери настежь , словно в сказке хоровод несётся в пляске.

3. команде. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

7.Просклонять слова. (Дети должны ответить, что данные слова не склоняются)

1) метро

2)радио

3)пальто

Все задания выполнены. Спустить якорь. Выходим на берег и по улице «Занимательной» идём к дворцу. Эта улица называется так потому, что на каждом шагу нас ждет что-то необычное.

1.Составь слово.

а) Корень в слове писать

Приставка в слове рассказать

Суффикс, в слове книжка,

Окончание в слове вода (расписка).

б) Корень в слове вязать

Приставка в слове замолчать

Суффикс, в слове сказка

Окончание в слове рыба (завязка)

в) Его корень в слове кидать

Приставка в слове написать

Суффикс, в слове рыбка

Окончание в слове книжка (накидка)

8.На улице какая-то афиша. Что здесь написано. Помогите прочитать. Исправить ошибки.

а) Язык (до) Киева (д о) ведёт.

б) (С) горы (с) бежал поток проворный.

г) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.

9.Игра « Столбики слов» Записать пять слов, начинающих с каждой буквы, входящей в данное слово.

-морячка, корабль, лодочка.

10.Игра «Бывает — не бывает»

Наше путешествие заканчивается. А вот и дворец. Нас встречает царица Грамматика.

Грамматика: «А вот и я ребята. Я очень рада за вас. Вы показали хорошие знания и поэтому смогли преодолеть много препятствий. В народе говорят: «Грамота- второй язык». Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой пословице. Какие ещё пословицы вы знаете? Для вас открыты все пути для того, чтобы стать грамотными. А для этого надо хорошо выучить русский язык.

Если ты хочешь судьбу перестроить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твёрдой опоре.

Выучи русский язык.

Дети читают стихи про русский язык

1. Грамматика, грамматика

Наука очень строгая.

Учебник по грамматике

Всегда беру с тревогой я.

2.Она трудна, но без неё

Плохое было бы житье.

Не составить телеграмму,

И открытку не отправить,

Даже собственную маму

С днём рожденья не поздравить

3.Отправляя поздравленья

Помни правила склоненья.

Род, число и падежи

Крепко в памяти держи.

4.Люблю тебя, грамматика

Ты умная и строгая.

Тебя моя грамматика

Осилим понемногу.

Литература:

1.Волин В.В. Весёлая грамматика. М,1994.

2.Даль В Пословицы русского народа. М. ,1957

3.Бетенькова Н.М.Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4кл.

М.,2003.

4.Канакина В.П. Радость познания в слове. М. ,1996

5.Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1978.

6.Шаинский Н.М. В мире слов. М, 1978.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here