Муниципальное общеобразовательное учреждение
МОУ «Никифоровская средняя общеобразовательная школа№1»
Никифоровского района Тамбовской области
Внеклассное занятие по русскому языку:
«Путешествие в Царство Грамматики»
подготовила
учитель начальных классов
Андреева Татьяна Петровна
Р.п. Дмитриевка
2011 год
«Путешествие в Царство Грамматики»
Цели: воспитывать потребность в изучении русского языка, расширять кругозор детей
Ход занятия
I.Вступительное слово
Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в Царство Грамматики. Грамматика — грамота-это умение читать и писать. Всему этому мы учимся на уроках русского языка и чтения. Но путь в царство будет трудным. Нам предстоит преодолеть много препятствий, чтобы добраться до Царицы Грамматики. Путешествие далёкое и опасно, поэтому с собой берём самых смелых, дружных, сообразительных. Но прежде чем отправиться в путь, мы должны заслужить право называться юнгами т. е младшими матросами. Для этого необходимо выполнить задания.
Отгадать загадки.
-
Великан стоит в пору
Освещая темноту.
И сигналит кораблям
Заходите в гости к нам. (Маяк)
-
Паровоз без колёс
Вот так чудо паровоз
Не с ума ли он сошёл.
Прямо по морю пошёл. (Пароход)
-
Если он на дне лежит
Судно вдаль не побежит (якорь).
Ведущий: Ну что же, корабль готов к отправлению. Да вот беда! Многие из вас никогда не были на корабле и не знают морских слов. (Чтение с доски слов)
Камбуз – корабельная кухня
Кок- повар на судне
Капитан-командир судна
Кубрик – жилое помещение для матросов
Штурман— специалист по вождению судов
Якорь — металлический стержень для опускания на дно.
У нас на корабле 3 команды юнгов.В каждой команде будет свой командир. Ну, а теперь всё готово. Слушай команду. Полный вперёд.
Штурман »Есть полный вперёд!» Поднять якоря! Группы по кубрикам. Плыви, плыви, кораблик
На запад и восток
Канаты-паутинки,
А парус- лепесток.
Чтобы нам было интереснее плыть, давайте поиграем. Отправим всем ребятам телеграмму с борта судна.
ИГРА» Телефонисты»
Боцман получает текст телеграммы, читает и отдаёт командиру. Сам шёпотом передаёт текст рядом сидящему члену команды. Последний говорит громко.
1 команде. Кто много читает, тот много знает.
2 команде. Книга- ступенька к знаниям.
3 команде. Чтение- лучшее учение.
-Внимание, внимание! Впереди по курсу земля.
Мы подплываем к острову. Путь преграждает морской царь Нептун.
Причалим к острову. Корабль дальше плыть не может, пока мы не выполним задания.
-
Отгадать ребусы. Какие слова зашифрованы?
-
Найти лишнее слово
Жёлтый, желток, железо
Носильщик, нос, носатый
Часовщик, час, часть
3.К какой части речи относятся выделенные слова.
На то и печь, чтоб в ней хлеб печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Стою на нашем берегу,
Покой границы берегу.
4.Продолжи стихотворение. Правильно поставь ударение. Определи род.
Кран открой — пойдёт вода
Как она пришла сюда?
В дом, сад, огород
Провели ( водопровод)
Хоть я сахарной зовусь
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус
Узнали вы? Я (свёкла)
Цапля важная, носатая.
Целый день стоит, как (статуя
В спорте я не выступаю
Но в воде мне равных нет
Потому что я ныряю
В глубину на километр.
Кургузая злая гиена,
Акула и волк живодёр
Тайком заключили
Военно-торговый морской (договор.)
Был бы друг, будет и (досуг)
И так, все задания выполнены, можем плыть дальше.
Мы много сейчас говорили о словах, и пока мы будем плыть дальше, ребята прочитают стихи о словах.
. 1.Есть слова словно раны,
Есть слова — словно суд.
С ними в плен не сдаются
И в плен не берут.
Словом можно убить,
Словом можно спасти.
Словом можно полки
За собой повести.
Словом можно предать, и продать и купить.
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке у нас есть,
Слава, Родина, Верность и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу
Как знамёна в чехле их в душе берегу.
-
Игра «Рассыпные буквы». Составить слова. На столе разложены буквы. Задание «Кто быстрее составит слово»
М а б у г а (бумага)
Б е н и к у н г (учебник)
Т р а д е т ь (тетрадь)
Внимание! Впереди по курсу земля. Мы подплываем к острову «Склонение». И здесь морской царь нам преградил путь. Он приготовил нам несколько заданий. На острове много цветов. Царь Нептун просит нас собрать три букета и расставить их в вазы.
Игра «СОБЕРИ БУКЕТ» Даны слова. Распределить по типу склонения.
1 КОМАНДА — СЛОВА 1 СКЛОНЕНИЯ
2 КОМАНДА – СЛОВА 2 СКЛОНЕНИЯ
.3 КОМАНДА – СЛОВА 3 СКЛОНЕНИЯ.
Какого рода слова записаны на доске? Определить род. Составить слово.
1.команда: с—-о
2.команда: р—-а
3.команда: б—ь
Придумать ещё слова. Кто больше?
5 .Три картинки. Назовите на каждой картинке 3 слова разных склонений.
(на слайде три картинки)
Задания выполнены. Можно плыть дальше.
Играем в игру: «Да, нет не говорить. Отвечать быстро и коротко.
Учитель задаёт вопросы. Дети отвечают «Да, нет»
Вы учитесь в третьем классе?
Вам нравится играть?
Вы были вчера в школе?
Вам нравится наше занятие?
Мы подплываем к пристани падеж. Прежде чем сойти на берег, нужно немножко постараться, иначе наш корабль не причалит к берегу.
Учитель читает стихотворение про кота. Дети определяют падеж выделенных существительных.
У норы добычи ждёт, притаился рыжий кот.
Мышь осталась без хвоста, удирая от кота
А теперь и за версту не приблизится к коту.
Крыса старая ,и та, видя грозного кота
Удерет в нору под дом, чтоб не видеться с котом.
Там дрожит ,и в темноте, вспоминает о коте.
6.Определить падеж имён существительных.
1 команде. Мягко светятся иголки хвойный дух идёт от ёлки.
2.команде. Двери настежь , словно в сказке хоровод несётся в пляске.
3. команде. Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.
7.Просклонять слова. (Дети должны ответить, что данные слова не склоняются)
1) метро
2)радио
3)пальто
Все задания выполнены. Спустить якорь. Выходим на берег и по улице «Занимательной» идём к дворцу. Эта улица называется так потому, что на каждом шагу нас ждет что-то необычное.
1.Составь слово.
а) Корень в слове писать
Приставка в слове рассказать
Суффикс, в слове книжка,
Окончание в слове вода (расписка).
б) Корень в слове вязать
Приставка в слове замолчать
Суффикс, в слове сказка
Окончание в слове рыба (завязка)
в) Его корень в слове кидать
Приставка в слове написать
Суффикс, в слове рыбка
Окончание в слове книжка (накидка)
8.На улице какая-то афиша. Что здесь написано. Помогите прочитать. Исправить ошибки.
а) Язык (до) Киева (д о) ведёт.
б) (С) горы (с) бежал поток проворный.
г) Хорошее слово (до) сердца (до) йдёт.
9.Игра « Столбики слов» Записать пять слов, начинающих с каждой буквы, входящей в данное слово.
-морячка, корабль, лодочка.
10.Игра «Бывает — не бывает»
Наше путешествие заканчивается. А вот и дворец. Нас встречает царица Грамматика.
Грамматика: «А вот и я ребята. Я очень рада за вас. Вы показали хорошие знания и поэтому смогли преодолеть много препятствий. В народе говорят: «Грамота- второй язык». Глубокая мудрость, ясный ум и тонкая наблюдательность народа заключены в этой пословице. Какие ещё пословицы вы знаете? Для вас открыты все пути для того, чтобы стать грамотными. А для этого надо хорошо выучить русский язык.
Если ты хочешь судьбу перестроить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре.
Выучи русский язык.
Дети читают стихи про русский язык
1. Грамматика, грамматика
Наука очень строгая.
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
2.Она трудна, но без неё
Плохое было бы житье.
Не составить телеграмму,
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днём рожденья не поздравить
3.Отправляя поздравленья
Помни правила склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи.
4.Люблю тебя, грамматика
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилим понемногу.
Литература:
1.Волин В.В. Весёлая грамматика. М,1994.
2.Даль В Пословицы русского народа. М. ,1957
3.Бетенькова Н.М.Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка. 1-4кл.
М.,2003.
4.Канакина В.П. Радость познания в слове. М. ,1996
5.Ушаков Н.Н.Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.,1978.
6.Шаинский Н.М. В мире слов. М, 1978.