Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Николаевская СОШ» Немецкого национального района Алтайского края

РУССКИЙ ЯЗЫК в 4 классе

ТЕМА: «РОД И ЧИСЛО ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

Буцык Алла Васильевна

Учитель начальных классов

Этапы работы

Содержание этапа

1. Организационный момент

Задачи учителя: Подготовить учащихся к работе на уроке и настроить на эффективную работу на уроке

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. Психологический настрой

-Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Будем грамотно писать

На вопросы отвечать.

Посмотрите друг другу в глаза, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь день.

Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы урок принёс вам адость.

Повысить психическую активность детей на уроке.

2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока.

Задача учителя:

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, активизация опорных знаний и умений по теме «Имя прилагательное»

Цель этапа: Повторить пройденный материал и подготовить учащихся к усвоению нового материала.

Весёлый, звенеть, язык, аккуратный, сапоги, победить, обедать, песок, северный.

— Прочитайте слова.

— На какие три группы можно их разделить?

— На какие вопросы отвечают слова каждой группы?

— Что обозначают слова I, II, III групп?

— Послушайте стихотворение.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

— Как называется часть речи, о которой говорится в стихотворении?

— Что она обозначает?

— Выберите и назовите имена прилагательные из нашей группы слов.

— Запишите эти слова.

— Какой признак обозначают эти слова?

— Составьте с каждым из признаков словосочетание, поставьте вопрос от имени существительного к имени прилагательному.

— На какие вопросы отвечают эти слова?

— Послушайте отрывок из книги Татьяны Рик «Доброе утро Имя Прилагательное»

Имя Прилагательное взяла кисть и палитру и принялась за работу. Все, к чему прикасалась ее волшебная кисточка, удивительным образом преображалось. Каждый предмет становился каким-нибудь особенным.

Было, например, дерево. Прикоснулась к нему кистью художница.

— Смотрите какое стало дерево! Зеленое, высокое! Ветвистое!

Была просто кошка. Ничего особенного – кошка как кошка. Имя Прилагательное разрисовала и ее.

— Ух какая кошка! – завопила Катюша. – Какая красивая, пушиcтая, толстая!

И тут художница принялась раскрашивать гриб.

— Какой стал гриб? – спросила Светлана Даниловна.

— Красный, нарядный, веселый! – ответил Женька.

— Но зато ядовитый, несъедобный, страшный ! – предупредила Юлька.

— О каком грибе рассказала девочка Юля?

— Как вы это определили?

— какую роль имеют имена прилагательные в нашей речи?

— Определите тему нашего урока?

— Какая цель нашего урока?

Один ученик работает у доски.

3. Изучение нового материала.

Задачи учителя:

  1. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний.

  2. Научить определять род, число, окончание имен прилагательных

Цель: научиться правильно определять род, число имен прилагательных.

— С какой частью речи связано имя прилагательное?

— Найдите в классе картинки с изображением цветка, облака и реки.

— Запишите 1 существительное и определите число, род; подберите прилагательные с таблицы. (Какой? голубой, волшебный)

— В каком числе, роде стоят прилагательные? Почему так решили?

Вывод: прилагательные м. р. отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ый, -ий.

На сенсорный крест прикрепляется табличка с вопросами и окончаниями.

— Запишите 2 существительное – облако. Определите число, род. что надо сделать, чтобы эти прилагательные подошли к существительному облако? (Изменить окончание).

— Какое? голубое, волшебное. Определи род, число прилагательного. Почему?

Вывод: прилагательные ср. р. отвечают на вопрос какое? и имеют окончания –ое, -ее.

Речка. Самостоятельно. Проверка.

Вывод: прилагательные ж. р. отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая, -яя.

— Как изменяются прилагательные в ед. ч.?

— Отчего зависит род прилагательного?

— Прочитайте следующее стихотворение.

Существительное с прилагательным живёт на редкость дружно

Изменит окончание, когда ему так нужно.

Оно его не бросит в воде и на земле,

Стоит в одном с ним роде, числе и падеже.

Выполнение упражнения 11 страница 8.(Работа у доски)

(Сделайте вывод)

ФИЗМИНУТКА.

Работа в группах.(повторить правила работы в группах)

(Задание на карточках) 1группа

Определи число, род существительных и прилагательных. Выдели окончания прилагательных. Напиши вопрос.

Облака голубые, волшебные.

Речка глубокая, широкая

Пальто черное, длинное.

Стул высокий, деревянный.

2 группа (замени имена существительные на прилагательное)

Платье из шерсти……(шерстяное платье)

Шапка из меха……

Матрешка из дерева……

Ваза из стекла…….

Сок из яблок…….

3 группа (подбери к имени прилагательному антоним)

Маленький-

Быстрый-

Мокрый-

Длинный-

Широкий-

4. Закрепление.

Задачи учителя:

  1. Закрепить усвоение нового материала.

  2. Помочь разобраться учащимся, которые не освоили новый материал.

Цель: Проверить усвоение нового материала, научить использовать новые знания в системе изученных ранее знаний.

Тест

1. Укажи имя прилагательное.

  1. утеплять;
    Б) теплый;

  2. тепло.

2. Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн… утро.

  1. — ие;
    Б) — ее;

  2. — яя.

3). Укажи прилагательное, противоположное по значению данному: Зелёная нить тонкая, а красная ….

  1. гладкая;
    Б) короткая;

  2. толстая.

4). Род и число имени прилагательного зависит от:

  1. имени существительного;
    Б) глагола;

  2. местоимения.

5. Выберите верное утверждение:

  1. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим;
    Б) В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.

  2. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным
    членом предложения;

Взаимопроверка.

Ответы на тест (использование интерактивной доски)сверка с доской

5. Задание на дом.

Задачи учителя:

  1. Дать анализ и оценить успешности достижения целей и наметить перспективу последовательности саморазвития с целью закрепления материала в зависимости от уровня усвоения учащихся знаний полученных на уроке.

  2. Дать реальную информацию о результатах учения

Рефлексия

А) Чему мы научились на уроке

Я научился…

Я понял, что…

Было трудно…

Было интересно…

Хочу похвалить…

Б) Говорящие рисунки:

-Если ты доволен собой и у тебя все получилось (то нарисуй улыбающееся лицо)

-Если на уроке было временами непросто, не все получилось (то нарисуй спокойное лицо)

-Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось.(то нарисуй грустное лицо)

В) Выставление оценок

Домашнее задание: по выбору детей

Стр.8 упр 12

Стр.9 упр 13

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here