Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс
Доказательства в рассуждении | |
Тип урока | Урок развития речи |
Цель урока
| Познакомить с композицией текста-рассуждения, научить строить текст-рассуждение, научить находить тезис, доказательства, вывод, включать в рассуждение специальные слова. |
Планируемый результат | Предметные: знать структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении, уметь анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры, уметь составлять текст-рассуждение. Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне. Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию. |
Основные понятия | Рассуждение, доказательства, тезис, вывод. |
Ресурсы: | Учебник, презентация. |
Методы и формы обучения | Работа фронтальная, индивидуальная, в группах. |
Организационная структура урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения | |
Организационный момент | Приветствует учащихся, настраивает на работу. | Демонстрируют готовность к работе, слушают учителя, начинают оформлять классную запись в тетради | Фронтальная | Личностные: положительное отношение к учению, к получению новых знаний. Познавательные: осознают познавательную задачу. Регулятивные: совместно с учителем, одноклассниками планируют деятельность. |
Актуализация знаний | По заданной структуре определите тип текста: А. Общее впечатление от предмета. Детали предмета.
Б. Завязка. Развитие событий. Кульминация. Развязка.
В. Тезис. Доказательства. Вывод.
Прочитайте высказывание. На слайде представлен портрет автора. Назовите этого известного русского писателя. Берегите чистоту языка как святыню! Никогда не употребляйте иностранных слов. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас. (И.С. Тургенев)
— Докажите, что это текст. — Определите тему этого текста. — Вы согласны с утверждением И.С. Тургенева? Докажите свое мнение. — А в каких случаях мы не можем обойтись без иностранных слов? Приведите примеры. — Какой тип текста вы использовали, чтобы объяснить высказывание?
— Сформулируйте тему урока. -Сформулируйте цели урока, продолжите фразу: сегодня на уроке я вспомню…, я научусь…
| Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Фронтальная | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: выдвигают и объясняют свою точку зрения. |
Выявление места и причины затруднения | — В каких жизненных ситуациях нужно использовать текст-рассуждение? Приведите примеры. — Какова основная задача этого текста?
Герой книги В. Драгунского «Денискины рассказы» был очень жалостливый. Когда в сказке случалось что-нибудь плохое, он просил маму, чтобы она пропустила это место. Получались сокращенные сказки. Послушайте отрывок. Найдите аргументы за и против таких сказок.
Мама опять пропускала какое-нибудь кровавое преступление, и я ненадолго успокаивался. И так с волнениями, остановками и быстрыми сокращениями мы с мамой в конце концов добирались до благополучного конца. Конечно, я все-таки соображал, что сказки от всего этого становились какие-то не очень интересные: во-первых, очень уж короткие, а во-вторых, в них почти совсем не было приключений. Но зато я мог слушать их спокойно, не обливаться слезами, и потом все же после таких сказок можно было ночью спать, а не валяться с открытыми глазами и бояться до утра. И поэтому такие сокращенные сказки мне очень нравились. Они делались такие спокойные. Как все равно прохладный сладкий чай. Физкультминутка: Раз — подняться, подтянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладони три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть и семь – с улыбкой стать. Восемь – урок можно продолжать. | Приводят примеры, анализируют текст, отвечают на вопросы. | Групповая | Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения нужной информации.
|
Построение проекта выхода из затруднения | Работа с учебником. Прочитайте письмо С.Маршака. Дополните композицию текста-рассуждения:
| Выполняют упражнения, отвечают на вопросы | Индивидуальная, групповая | Познавательные: извлекают необходимую информацию. Регулятивные: планируют действия. Коммуникативные: строят высказывания. |
Творческая практическая деятельность по реализации проекта | Посмотрите на слайд. Сколько тезисов мы можем сформулировать? (Два).
Работа в группах. Первая группа приводит аргументы к первому тезису, вторая – ко второму. | Формулируют тезисы, приводят аргументы. | Индивидуальная, групповая | Личностные: приобретают новые умения и навыки, совершенствуют имеющиеся. Регулятивные: контролируют учебные действия. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность, задают вопросы для уточнения. |
Первичное закрепление. Самостоятельная работа по образцу | Запишите текст-рассуждение по тезису №1 или №2. | Пишут текст-рассуждение. | Индивидуальная | Личностные: осваивают новые виды деятельности, оценивают усваиваемое содержание. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения. |
Включение в систему знаний, повторение | Заполните пропуски. Задача текста-рассуждения — ___________. Сначала мы выдвигаем какой-либо ________. Чтобы доказать его, приводим _____________. В конце текста делаем __________. Такой тип текста мы будем использовать в следующих ситуациях: __________.
| Выполняют упражнение, отвечают на вопросы. | Индивидуальная, групповая. | Личностные: понимают значение знаний для человека. Познавательные: приобретают умения использовать знания в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, находят и исправляют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
Рефлексия | — Что нового узнали на уроке? — Какие трудности появились в процессе работы? — Как вы их преодолели? — Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние. | Индивидуальная |
|