Паспорт проекта

I Название проекта: «Служебные части речи» в 5 классе.

II Автор проекта: Буткова Ольга Ивановна. Учитель русского и литературы МБОУ «Назиевская школа».

III Учебная программа: Русский язык по программе М.М. Разумовской.

IV Тип проекта: Практикоориентированный краткосрочный.

V Проект будет представлен:

  1. Разработка урока по русскому языку.

  2. Презентация. Флипчарты к уроку.

VI Цель проекта:

  1. Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи, уметь отличать предлоги от приставок и союзов.

  2. Закрепить понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

  3. Научить соблюдать на письме правила орфографии «Предлоги со словами».

  4. Учить правильному и уместному употреблению служебных слов в устной и письменной речи.

  5. Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку и русской речи.

VII Вопросы проекта:

  1. Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?

  2. Каково назначение служебных частей речи?

  3. Как различать предлоги от приставок?

  4. Как правильно употреблять служебные слова в письменной и устной речи?

VIII Необходимое оборудование:

  1. Интерактивная доска.

  2. Презентация. Флипчарты к уроку.

  3. Таблица «Служебные части речи».

  4. Мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской 5 класс.

Ход урока:

  1. Орг . момент.

  2. Орфоэпическая разминка.

  1. Устная работа с сарбонками (карточками со словами с одной стороны без ударения, с другой – с ударением).

  2. Игра «Эстафета». Зад.: 3 ученика с каждого ряда должны прочитать на флипчарте слова соответственно нормам произношения и обозначить ударение.

1ряд

2ряд

3ряд

водопровод

ждала

заголовок

повторим

ремень

поняла

счастливый

холодно

цепочка

свёкла

библиотека

позвонит

  1. «Четвёртое лишнее»: конечно, скучно, дачник, скворечник.

  1. Словарный диктант с самопроверкой. Зад.: распределить слова из упражнения№144 учебника на две группы:

  1. Общеупотребительные слова.

  2. Термины науки о русском языке.

Общеупотребительные слова

Термины науки о русском яз.

Неприятель, обозначать,

напряжение, информация,

иллюстрация, разъединять,

бинокль, преподаватель,

колючий, удивительный,

рассказ, огорчение

Морфология,

синонимы,

приставка,

суффикс

  • Какие ещё термины науки о русском языке вы знаете? Допишите.

IV. Повторение изученного о самостоятельных частях речи.

  1. Вопросо-ответная беседа. Полётный опрос.

  • Какое слово из словарного диктанта является разделом науки о русском языке? Что изучает морфология?

  • Сколько частей речи в русском языке?

  • Сколько самостоятельных частей речи? Перечислите их.

  • Что общего у самостоятельных частей речи?

  1. Игра «Кто быстрее?». Зад.: найти существительные, прилагательные, глаголы, наречия в шарадах. Отгадать шарады и собрать слово-отгадку.

  • найдите слова, относящиеся к служебным частям речи в этих шарадах.

V. Работа над темой урока «Служебные части речи». Вопросо-ответная беседа.

  • Назовите служебные части речи. Почему их так называют?

  • Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных частей речи?

  • В чём состоит назначение предлогов? Для чего они служат?

  • Какую орфограмму надо знать о предлогах? Как мы пишем предлоги со словами? Как отличать предлоги от приставок?

  • Подумайте, какая часть речи не употребляется с предлогами?

  • Какую роль выполняют в предложении союзы?

  • Что общего между союзом и предлогом?

  • Чем отличаются союзы от предлогов?

  • Какую роль частицы играют в речи? (Ещё раз обратимся к учебнику и просмотрим теоретический материал)

VI. Закрепление.Тренировочные упражнения.

  1. Упражнение №149 (устно).

  2. Работа с мультимедийным приложением к учебником(выполнение упражнений).

  3. Упражнение №150(письменно).

  4. Упражнение №152(устно).

  5. Упражнение№153(письменно).

VII. Подведение итогов – обобщение.

  • Что мы знаем о частях речи?

  • Что мы узнали о служебных частях речи?

  • Какую роль играет знание о служебных частях речи? Для чего нам нужно изучать слова как части речи?

VIII. Комментирование оценок.

IX. Домашнее задание : ЗСП-7; упражнение №151, 156.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here