Паспорт проекта
I Название проекта: «Служебные части речи» в 5 классе.
II Автор проекта: Буткова Ольга Ивановна. Учитель русского и литературы МБОУ «Назиевская школа».
III Учебная программа: Русский язык по программе М.М. Разумовской.
IV Тип проекта: Практикоориентированный краткосрочный.
V Проект будет представлен:
-
Разработка урока по русскому языку.
-
Презентация. Флипчарты к уроку.
VI Цель проекта:
-
Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных частей речи, уметь отличать предлоги от приставок и союзов.
-
Закрепить понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.
-
Научить соблюдать на письме правила орфографии «Предлоги со словами».
-
Учить правильному и уместному употреблению служебных слов в устной и письменной речи.
-
Воспитывать любовь и бережное отношение к русскому языку и русской речи.
VII Вопросы проекта:
-
Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных?
-
Каково назначение служебных частей речи?
-
Как различать предлоги от приставок?
-
Как правильно употреблять служебные слова в письменной и устной речи?
VIII Необходимое оборудование:
-
Интерактивная доска.
-
Презентация. Флипчарты к уроку.
-
Таблица «Служебные части речи».
-
Мультимедийное приложение к учебнику М.М. Разумовской 5 класс.
Ход урока:
-
Орг . момент.
-
Орфоэпическая разминка.
-
Устная работа с сарбонками (карточками со словами с одной стороны без ударения, с другой – с ударением).
-
Игра «Эстафета». Зад.: 3 ученика с каждого ряда должны прочитать на флипчарте слова соответственно нормам произношения и обозначить ударение.
-
1ряд
2ряд
3ряд
водопровод
ждала
заголовок
повторим
ремень
поняла
счастливый
холодно
цепочка
свёкла
библиотека
позвонит
-
«Четвёртое лишнее»: конечно, скучно, дачник, скворечник.
-
Словарный диктант с самопроверкой. Зад.: распределить слова из упражнения№144 учебника на две группы:
-
Общеупотребительные слова.
-
Термины науки о русском языке.
-
Общеупотребительные слова
Термины науки о русском яз.
Неприятель, обозначать,
напряжение, информация,
иллюстрация, разъединять,
бинокль, преподаватель,
колючий, удивительный,
рассказ, огорчение
Морфология,
синонимы,
приставка,
суффикс
-
Какие ещё термины науки о русском языке вы знаете? Допишите.
IV. Повторение изученного о самостоятельных частях речи.
-
Вопросо-ответная беседа. Полётный опрос.
-
Какое слово из словарного диктанта является разделом науки о русском языке? Что изучает морфология?
-
Сколько частей речи в русском языке?
-
Сколько самостоятельных частей речи? Перечислите их.
-
Что общего у самостоятельных частей речи?
-
Игра «Кто быстрее?». Зад.: найти существительные, прилагательные, глаголы, наречия в шарадах. Отгадать шарады и собрать слово-отгадку.
-
найдите слова, относящиеся к служебным частям речи в этих шарадах.
V. Работа над темой урока «Служебные части речи». Вопросо-ответная беседа.
-
Назовите служебные части речи. Почему их так называют?
-
Чем служебные части речи отличаются от самостоятельных частей речи?
-
В чём состоит назначение предлогов? Для чего они служат?
-
Какую орфограмму надо знать о предлогах? Как мы пишем предлоги со словами? Как отличать предлоги от приставок?
-
Подумайте, какая часть речи не употребляется с предлогами?
-
Какую роль выполняют в предложении союзы?
-
Что общего между союзом и предлогом?
-
Чем отличаются союзы от предлогов?
-
Какую роль частицы играют в речи? (Ещё раз обратимся к учебнику и просмотрим теоретический материал)
VI. Закрепление.Тренировочные упражнения.
-
Упражнение №149 (устно).
-
Работа с мультимедийным приложением к учебником(выполнение упражнений).
-
Упражнение №150(письменно).
-
Упражнение №152(устно).
-
Упражнение№153(письменно).
VII. Подведение итогов – обобщение.
-
Что мы знаем о частях речи?
-
Что мы узнали о служебных частях речи?
-
Какую роль играет знание о служебных частях речи? Для чего нам нужно изучать слова как части речи?
VIII. Комментирование оценок.
IX. Домашнее задание : ЗСП-7; упражнение №151, 156.