План – конспект

открытого урока по русскому языку в 5 классе

Учитель: Лизякина Ирина Константиновна

Дата: 21.10.2013г.

Тема урока: «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

(грамматическая основа предложения)

Цели урока:

Обучающие: учащиеся должны знать главные члены предложения, определение подлежащего и сказуемого – грамматической основы предложения; уметь находить главные члены предложения, ставить смысловые вопросы к главным членам предложения;

Развивающие: развивать интеллектуальную, коммуникативную, речевую культуру учащихся и память;

Воспитательные: способствовать привитию стремления к победе добра и справедливости в жизни.

Тип урока: нестандартный урок: урок-сказка.

Оборудование: карточки с заданиями, мультимедийная презентация,

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Приветствие гостей.

II. Урок-сказка.

1. Актуализация изученного материала.

а) Вступительное слово учителя. У нас не совсем обычный урок, а урок-сказка. При входе в класс вы все выбрали для себя эмблемы — это ваша команда, попрошу занять свои места, согласно вашему выбору. Распределите роли в команде — нужен капитан и его заместитель, который будет все записывать. На урок нам нужны рабочие тетради, словари трудных слов, учебник рус.языка. Я приглашаю вас в сказочную страну, царство. Тридесятое государство языка. (Идут слайды 1,2 с изображениями сказочного царства и города). А вот название города, в который мы попали, предстоит отгадать. Пока команды отгадывают название города, по 1 представителю от команды выходят на эль — дуэль с феей Ошибкой! Ваше задание — выбрать из списка словарные слова. Вы по моей команде начинаете выписывать. Итак, перед вами кроссворд, отгадав который вы и выясните это. На задание даю 3 минуты, но может кто — то сделает и быстрее. (музыка)

Молодцы! Правильно — это синтаксис! Представители от команд получают оценки за эль — дуэль.

СИНТАКСИС. Значит наш сказочный город – это город СИНТАКСИС.

Но почему же ворота не открываются ?!Фея Ошибка опять встает на нашем пути — внимание на экран. Что же изучает синтаксис?

Ученики: Синтаксис изучает словосочетание и предложение. (Слайд №4)

Учитель: Вот мы у ворот сказочного города. (Слайд №3).

Учитель: Открываются ворота города. Мы в сказочном городе Синтаксис. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица Словосочетание. (Слайд 5)

Учитель: Злая фея заколдовала эту улицу. Для того чтобы пройти по этой улице необходимо выполнить задания. Карточки. (В виде кленового листа).

Конспект урока для 5 класса «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

Конспект урока для 5 класса «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

Конспект урока для 5 класса «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»Конспект урока для 5 класса «Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое»

Проверка и анализ выполненных заданий.

Учитель: мы безопасно преодолели эту улицу. Никто не нарушал правила дорожного движения?

Учитель: мы добрались до новой улицы, прочитайте ее название и скажите коротко, что это за улица

Наименьшая единица общения, которая выражает законченную мысль и имеет интонацию завершенности.

Мы любим осень.

Ученики: ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Учитель: Да, это улица Предложение.

А давайте посмотрим на признаки предложения эор — признаки предложения

(Слайд 11).ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

2. Сообщение темы урока и постановка задач.

Учитель: Сообщает тему: Главные члены предложения: подлежащее и сказуемое (грамматическая основа предложения)

Что мы должны узнать?

главные члены предложения – подлежащее и сказуемое;

что обозначает подлежащее и сказуемое;

на какие вопросы отвечают и какими частями речи выражены;

как подчеркиваются в предложении.

Что должны уметь?

☼ находить главные члены в предложении;

☼ ставить к ним вопросы;

☼ согласовывать сказуемое, выраженное глаголом, с подлежащим-существительным.

3. Изучение нового материала.

ИНТЕРВЬЮ .

4. Закрепление изученного материала.

Учитель: Мы узнали, что такое главные члены предложения. Но хотелось бы всегда лучше узнать своих новых знакомых.

эор — гл члены

эор- определяем главные слова — закрепляем

Злая фея опять строит свои козни, но мы не сдадимся, ведь, правда ?

а) Игра-путаница (По цепочке у доски)

Определите границы предложений и подчеркните главные члены предложения. (Слайд 12)

В реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поет синичка в коридоре

играют дети на стене

висит картина на окне

узоры инея в печурке

горят дрова в руках девчурки

нарядная там кукла коньки

к зиме готовят там очки

лежат для бабушки тетрадки

всегда содержатся в порядке

Учащиеся: По очереди называют предложения, записывают их и подчеркивают главные члены, называют какой частью речи выражены подлежащие и сказуемые.

1. В реке там рыба.

2. На бугре мычит корова.

3. В конуре собака лает.

4. На заборе поет синичка.

5. В коридоре играют дети.

6. На стене висит картина.

7. На окне узоры инея.

8. В печурке горят дрова.

9. В руках девчурки нарядная там кукла.

10. Коньки к зиме готовят там.

11. Очки лежат для бабушки.

12. Тетрадки всегда содержатся в порядке.

Учитель: Скажите, ребята, во всех ли предложениях есть оба главные члены предложения?

Ученики: Нет. в 1,7,9 предложениях есть только подлежащее, а сказуемых нет. В 10 предложении – только сказуемое.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Ученики: В предложении не всегда два главных члена предложения, предложение может быть и с одним главным членом.

Мы убежали от страшной Феи и добрались до последней улицы

нашего города.
Здесь мы узнаем о способах выражения подлежащего.

Для этого откроем страницу 66 учебника и применяя метод инсерт поработаем с текстом. Выводы детей.

III. Подведение итогов урока.

  1. Обобщение по теме урока.

  2. Оценка деятельности учащихся на уроке с развернутым комментированием.

  3. Домашнее задание: &32, учить правило стр. 65-66 упр. 157

РЕФЛЕКСИЯ

видео — волшебники

Завершаем наш полет.
Наступает миг – пора!
Наконец вся детвора
Из полета возвратилась
И на Землю приземлилась!

— Вспомните, какие трудности (задания) вам пришлось преодолевать?

— Что интересного узнали?

— Что понравилось?

-Юрий Гагарин, вернувшись из полета, сказал: “Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее.”

— Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта. 

-И ещё он сказал, “Хорошо учитесь. Путь к знаниям начинается с таблицы умножения и первого диктанта”.

— Наш урок подошел к концу.  Спасибо вам за  урок.

— Сегодня вы все хорошо поработали. — Вы подарили мне свои хорошие ответы, активную работу.

Рефлексия

-Предлагаю вам самим оценить свою работу на уроке. (У всех на столах лежит оценочный лист:  звездочка – отл.,  квадрат – хор.,  треугольник – удовл.)

Дети ставят себе оценку и сдают листы. Домашнее задание. Выписать из книги любые 3 предложения и подчеркнуть главные члены.

Урок окончен.

Полезные ссылки

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d5308f12-edf3-4210-af22-a3f711b5c429/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_073%5D.swf цор главные члены предложения

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/030ec1cf-d36c-434c-97cc-73fbd7833f9b/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BIM_072%5D.swf главные слова в предложении.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9a801c50-85da-4e4f-8fa3-596a9651f4ec/%5BNS-RUS_3-30%5D_%5BTQ_071%5D.swf предложение, признаки

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here