ФИО учителя: Тарасенко Наталья Сергеевна

Предмет: Русский язык

Класс: 5

Тема: Как образуются слова в русском языке

Цель урока: 

познакомить с основными способами словообразования.

Задачи урока:

Образовательные:

  • уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;

  • дать понятие о способах образования слов в русском языке.

Развивающие:

  • развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  • тренировать мышление, память.

Воспитательные:

  • создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;

  • воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.

Место урока в теме: изучение нового материала

Тип урока: комбинированный урок

Используемые учебники и учебные пособия: 

 Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009

Технология: ТРКМ

Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания

Формы работы: индивидуальная, парная

Этапы урока

Цели этапа

Приёмы

Цели приёмов

Вызов

— активизация деятельности каждого ученика

— развитие логического мышления

— актуализация знаний

— кластер

— активизация деятельности каждого ученика

— развитие логического мышления

— установление ассоциативных связей

Осмысление

— организация активного восприятия нового материала

— получение новой информации

— установление связей с уже изученным материалом

— инсерт

— повторение уже известного материала

— осмысление нового материала

— соотнесение материала с уже известной информацией

Рефлексия

— обобщение и систематизация приобретённых знаний

— присвоение новых знаний

— обобщение на уровне личных впечатлений

— верите ли вы (верные и неверные утверждения)

Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)

— применение знаний на практике

— развитие логического мышления

— обобщение на уровне личных впечатлений

Ход урока:

1. Психологическая подготовка к уроку.

Учитель читает стихотворение « Как растут слова »

Как-то много лет назад

Посадили дивный сад.

Не был сад фруктовым –

Был он только словом.

Это слово – слово – корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло.

Вот из сада вам рассада,

Вот еще посадки рядом;

А вот садовод,

С ним садовник идет.

Очень интересно

Гулять в саду чудесном!

  1. Стадия вызова

Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).

Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)

Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)

Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.

Пример кластера

окончание

Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )

Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.

3. Стадия осмысления

Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» — уже знал, « +» — новое, «?» — не понял

(использование приема «Инсерт»)(учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)

Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)

Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)

Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.

Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.

(Индивидуальная работа учащихся)

Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа

Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)

Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.

  1. У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» — приставка (рассказчик)

  2. У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» — приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)

А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:

1. Корень мой находится в цене,

В окраске найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке вы встречали.

Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)

  1. В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете.

В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание)

Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)

Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало

  1. Стадия рефлексии

1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы ».

1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?

2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?

3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?

4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?

5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?

6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?

7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?

8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?

Слово учителя:

— Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)

— Почему мы не смогли ответить на него?

(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).

— Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.

2. Домашнее задание:

Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.

3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке сами)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here