ФИО учителя: Тарасенко Наталья Сергеевна
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Как образуются слова в русском языке
Цель урока:
познакомить с основными способами словообразования.
Задачи урока:
Образовательные:
-
уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”;
-
дать понятие о способах образования слов в русском языке.
Развивающие:
-
развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;
-
тренировать мышление, память.
Воспитательные:
-
создавать положительную мотивацию к процессу овладения тайнами родного языка путём вовлечения в активную деятельность каждого учащегося;
-
воспитывать культуру речи, интерес к слову, родному языку.
Место урока в теме: изучение нового материала
Тип урока: комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия:
Русский язык. 5 класс. под редакцией М.М.Разумовской, П.А. Леканта, Москва, Дрофа, 2009
Технология: ТРКМ
Приемы критического мышления: кластер, инсерт, верные и неверные утверждения, РАФТ – для домашнего задания
Формы работы: индивидуальная, парная
Цели этапа | Приёмы | Цели приёмов | |
Вызов
| — активизация деятельности каждого ученика — развитие логического мышления — актуализация знаний | — кластер | — активизация деятельности каждого ученика — развитие логического мышления — установление ассоциативных связей |
Осмысление
| — организация активного восприятия нового материала — получение новой информации — установление связей с уже изученным материалом
| — инсерт
| — повторение уже известного материала — осмысление нового материала — соотнесение материала с уже известной информацией |
Рефлексия
| — обобщение и систематизация приобретённых знаний — присвоение новых знаний — обобщение на уровне личных впечатлений | — верите ли вы (верные и неверные утверждения) Д/З: РАФТ – 1)написать письмо другу, что узнали по новой теме; 2) сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа или который оказался не понятен)
| — применение знаний на практике — развитие логического мышления — обобщение на уровне личных впечатлений
|
Ход урока:
1. Психологическая подготовка к уроку.
Учитель читает стихотворение « Как растут слова »
Как-то много лет назад
Посадили дивный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло.
Вот из сада вам рассада,
Вот еще посадки рядом;
А вот садовод,
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду чудесном!
-
Стадия вызова
Слово учителя: Вот какая история произошла однажды в словесном саду. Что же это оказались за плоды? (слова).
Слово учителя: Почему же в стихотворении автор называет их плодами? (потому что все эти слова образовались от слова сад)
Слово учителя: Давайте выпишем из нашего стихотворения все слова с корнем сад и посмотрим, что помогло им образоваться? (учащиеся выписывают слова рассада, посадки, садовод, садовник) (В образовании этих слов приняли участие морфемы)
Слово учителя: Давайте вспомним все, что мы знаем о морфемах и попробуем составить кластер. Работаем в парах в течение 3-х мин.
Пример кластера
окончание
Слово учителя: Итак, давайте посмотрим, что у вас получилось.(каждая пара озвучивает по одному примеру. Учитель фиксирует на доске )
Слово учителя: Какие морфемы помогают нам образовывать новые слова? (приставка и суффикс) Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Как образуются слова) Запишем в тетради число, классная работа и тему сегодняшнего урока.
3. Стадия осмысления
Слово учителя: Давайте обратимся к тексту упражнения 279 на стр. 91. Во время чтения карандашом на полях будем делать пометы «V» — уже знал, « +» — новое, «?» — не понял
(использование приема «Инсерт»)(учащиеся работают индивидуально в течение 5 мин)
Слово учителя: Разделите свои тетради на 3 части. 1-я колонка «V», 2-я колонка « +», 3-я колонка «?». Заполните таблицу. (обсуждение таблиц, получившихся у учащихся)
Слово учителя: Что осталось для вас непонятным? Какие способы образования существуют в русском языке? (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение) Давайте попробуем определить способы образования слов из стихотворения, с которым мы познакомились в начале урока. (Работа со словами рассада, посадки, садовод, садовник) Кто из вас знает, как же называется наука, которая изучает образование слов? (Словообразование)
Слово учителя: Определите способ образования у слов, записанных на доске.
Детский, известный, рассказал, маленький, перешагнула, четверостишие, телефон-автомат, турпоход, радостный, кругосветный, подоконник, солнышко, спеть, подберезовик, разглядеть, пятьдесят.
(Индивидуальная работа учащихся)
Слово учителя: Теперь поработайте в парах и сверьте свою работу с работой соседа
Слово учителя: Проверим выполненное задание. В каких словах при определении способа образования у вас возникли трудности? ( Обратить внимание учащихся на правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова)
Слово учителя: (Игра «Сыщики») Некто похитил у слов их части. Вы должны эти части отыскать и собрать новое слово, назвать способ образования. Работаем в парах.
-
У слова «сказка» исчез корень, у слова «извозчик» – суффикс, у слова «расходиться» — приставка (рассказчик)
-
У слова «руководитель» похитили суффикс, у слова «возможность» — приставку, у слова «пропитание» – корень (воспитатель)
А некоторые слова были так напуганы, что спрятались. И только грамотный человек может их разглядеть. Вот что они о себе говорят:
1. Корень мой находится в цене,
В окраске найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке вы встречали.
Вся я – в дневнике или в журнале. (Оценка)
-
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете.
В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание)
Слово учителя: Итак, что у вас получилось? (Каждая пара озвучивает по одному слову, которые они составили и называют способ образования)
Вы очень помогли бедным морфемам. Ни одно слово не пострадало
-
Стадия рефлексии
1. Слово учителя: Давайте поиграем в игру «Верите ли вы ».
1. Верите ли вы, что словообразование – это образование новых слов при помощи суффиксов?
2. Верите ли вы, что приставка служит для связи слов в предложении?
3. Верите ли вы, что окончание не участвует в образовании новых слов?
4. Верите ли вы, что слова перелесок, подоконник образованы приставочным способом?
5. Верите ли вы, что слова учитель и воспитатель образованы суффиксальным способом?
6. Верите ли вы, что если к слову одновременно подставить приставку и суффикс получится суффиксальный способ образования?
7. Верите ли вы что слова пешеход и водопровод образованы путем сложения?
8. Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?
Слово учителя:
— Какой вопрос вызвал у вас затруднения? (Верите ли вы, что слова синь и бег образованы суффиксальным способом?)
— Почему мы не смогли ответить на него?
(потому что ни один способ словообразования, изученный на уроке не подходит).
— Что же мы должны сделать?(Узнать, каким способом образованы слова СИНЬ и БЕГ) Но об этом мы поговорим на следующем уроке.
2. Домашнее задание:
Посредством приёма РАФТсоздайте письменное высказывание в форме письма другу, в котором сообщите, что узнали нового по теме, и зададите вопрос, на который не получили ответа или который оказался не совсем понятным на уроке.
3. Выставление оценок (учащиеся оценивают свою работу на уроке сами)