Урок русского языка в 5 классе «Разделительные ъ и ь» (УМК под ред. Львовой С. И.)

Задачи: 1) повторение и углубление знаний о правописании разделительных

ъ и ь;

2) развитие орфографической зоркости, речи учащихся, критического

мышления, умения классифицировать, обобщать, навыков работы с

толковым словарём;

3) воспитание любви к родному языку и интереса к урокам

русского языка.

Оборудование: Универсальный словарь русского языка, П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь. Осенняя песня» (аудиозапись), чистые листы бумаги для составления кластера.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Запись сегодняшнего числа: Двадцать второе октября.

3) Объяснение подчёркнутой орфограммы. − Этап «Вызов».

А для чего необходим ь в слове семья (ср. семя)?

Твёрдый знак какую роль выполняет в языке? См. съесть(ср.сесть).

На чистых листочках учащиеся записывают всё, что знают о разделительных ь и ъ.

Обмениваются мнениями в парах.

Все, что школьники написали, кратко записывается на доске. (Составляем кластер).

Далее учащиеся формулируют тему урока и записывают её в тетрадь.

Затем формулируют задачи урока.

4) Этап «Осмысление».

Самостоятельное чтение теоретического материала учебника на стр. 93 с пометками: «v» − знаю, «+» − это для меня новое.

Дописываем в кластер то, что не записали ранее. Убираем то, что не соответствует теме урока.

Релаксация (под музыку П.И.Чайковского). Закрываем глаза и мысленно представляем такую картину:

Осень. Глубокая осень. Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака; голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. Старые деревья давно облетели, и только отдельные молодые берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья, блистающие золотом, когда тронут их косые лучи невысокого осеннего солнца. Ярко выступают сквозь красноватую сеть берёзовых ветвей вечнозелёные, как будто

помолодевшие, ели и сосны, освежённые холодным осенним воздухом.

Открываем глаза. Вы увидели много различных предметов, осенних красок. А какие из них пишутся с разделительными ь и ъ? Почему? Запишите их, выполните морфемный разбор. (Деревья, листья.)

Сейчас поработаем над этой орфограммой в других словах.

Упражнение 248 (читаем задание, выполняем самостоятельно.)

Проверяем: какие слова записали в 1 столбик,2,3? Какие слова не вошли в таблицу и почему?

Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладони три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать.

Шесть – на месте повернуться.

Семь – притопнуть, поскакать.

Восемь – тихо помолчать.семья (ср. еобходим ь в словеаммы. − Этап «оября.ам русского языка.мныяых ъ и ь

Выполняем упражнение 254. (1вариант – шампиньон, бульон; 2 вариант – павильон, медальон; 3 вариант – почтальон, субъект; 4 вариант – объект, объективный; 5 вариант – инъекция, адъютант. Один учащийся работает индивидуально с Универсальным словарём русского языка: находит слово «ателье».)

Работаем с фотоколлажем, упражнение 256. Задания: 1. Запишите названия предметов, изображённых на фотоколлаже. Какая орфограмма объединяет записанные вами слова? 2. Назовите признаки этих предметов. Составьте словосочетания сущ.+ прил.. 3. Составьте и запишите 1 – 3 предложения с этими словосочетаниями.

5)Этап «Рефлексия».

Беседа:

— Выполнили ли вы задачи, поставленные в начале урока?

— Всё ли понятно по теме урока?

— Какие упражнения хотели бы выполнить?

— Оцените работу своих одноклассников на уроке.

6) Этап «Домашнее задание»: упражнение 252 (1зад. или 2 зад.); упражнение 257 (желающие).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here