Урок русского языка в 5 классе по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение».
Цель: Дать понятие распространенного и нераспространенного предложений, сформулировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов, сформулировать представление о второстепенных членах предложения.
Задачи:
— учебная: сформулировать умение характеризовать предложение по наличию главных и второстепенных членов.
— познавательная: познакомить учащихся с новыми понятиями – распространенное и нераспространенное предложение.
— развивающая: развивать мышление, память, умение анализировать, связную речь, умение рассуждать, развивать и совершенствовать орфографические навыки, навыки построения связного текста.
— воспитательная: воспитание интереса к изучению русского языка, прививать бережное отношение к природе, воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: фрагмент картины художника К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево»; музыкальный альбом «Времена года»: карточками с номерами слов.
Структура урока:
-
Организация учащихся к занятиям (психологический настрой)
-
Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу
-
Работа по осмыслению и усвоению нового материала
-
Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
-
Подведение итогов
-
Задавание и объяснение домашнего задания
-
Выставление оценок
Ход урока:
I Организационный этап
Добрый день, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас на уроке русского языка. Сегодня на нашем занятии мы продолжим с вами увлекательное путешествие в страну знаний, впереди нас ждет масса открытий и приключений.
Я желаю вам успеха.
II Повторительно-обобщающая работа по пройденному материалу
Сначала мы проведем небольшую разминку и отгадаем загадку:
Я тепла не потерплю:
Закручу метели,
Все поляны побелю,
Разукрашу ели,
Замету снежком дома,
Потому что я …
(зима)
А теперь давайте выполним следующие задания:
-
Прочитайте выразительно загадку
-
Объясните правописание орфограмм
-
Образуйте от имени существительного ЗИМА однокоренные слова, указывая часть речи
-
Назовите в тексте глаголы, какова их роль в тексте?
Работа по картине:
Ребята, перед вами фрагмент картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево». Эта картина помогает нам насладиться красотой и очарованием этого времени года.
А сейчас вам предстоит ответить на вопросы по картине:
— Что хотел показать художник?
— Каково его отношение к этому времени года?
— Какие строчки стихов зазвучали у вас в душе при встрече с этим произведением искусства – картиной?
Словарная работа:
Переходим к словарной работе. Внимательно смотрим на доску.
На доске записаны 4 слова:
1. здравствуй
2. сверкать
3. серебристый
4. Россия
На партах у вас лежат карточками со словами под заданными цифрами: 1 – здравствуй; 2 – сверкать; 3- серебристый; 4 – Россия.
Необходимо выполнить следующее задание:
-
Составить предложения к фрагменту картины К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».
а) Здравствуй, гостья-зима!
б) Твои пушистые снега будут ярко сверкать, переливаясь на солнце.
в) серебристым инеем окутает зимушка-зима каждую хвоинку, каждую веточку спящих деревьев.
г) Жители теплых стран, где не бывает снежной зимы как у нас, мечтают побывать в России и полюбоваться ее суровыми красотами.
2) Необходимо ответить на вопросы, используя карточку с цифрой (номер слова)
а) Слово с непроизносимым согласным (1)
б) Слово с проверяемой безударной гласной (1)
в) Имя собственное (4)
г) Имя прилагательное (3)
д) Глагол (2)
е) Имя существительное (4)
з) Слово, в котором букв больше, чем звуков (4,2)
ж) Слово, последний слог которого имеет одну букву, но два звука (4)
III Работа по осмыслению и усвоению нового материала
Ребята, открываем тетради, записываем число, классную работу, тему урока. А теперь давайте прочитаем текст, который записан на доске.
Наступила зима.
Ударил мороз,
Дует ветер,
Замерзла река.
Выпал снег,
Улетели птицы.
Задание:
Попробуйте устно преобразовать эти предложения, сделайте из нераспространенных предложений – распространенные.
Работа с учебником:
Чтение и разбор правила. Учащиеся комментируют правило вслух и рассказывают его друг другу.
Творческое письмо:
Учащимся необходимо письменно преобразовать нераспространенные предложения в распространенные в виде сочинения-миниатюры под музыку П. И.Чайковского из музыкального альбома «Времена года»
IV. Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике.
Работа в группах:
Класс делится на 3 группы. Каждой группе дается стихотворение, в котором описывается один из зимних месяцев (декабрь, январь, февраль).
Декабрь Январь
Идет декабрь, старик старик седой, Январь- начало года
С косматой белой бородой, Силен его мороз
А вслед за ним летит гурьбой Уснула вся природа
Снежинок серебристых рой! Теперь уж не до гроз.
Танцуют, падают, кружат Под снежным покрывалом
Украсить этот мир спешат, Покоится земля.
Преображают все кругом В краю большом и малом
Стал белым сад, и сквер, и дом! Все белые поля.
Февраль
Все белым-бело вокруг
Это месяц снежных вьюг!
Ходит по лесу метель.
Распевает свиристель.
Краснощек и краснонос
За окном трещит мороз!
Он работает недаром:
Люди дышат белым паром!
Выполнить задания:
-
Стихотворение разбросано по строфам, учащимся необходимо его собрать по порядку.
-
Отгадку записать, найти в стихотворениях примеры распространенных и нераспространенных предложений
-
Вспомнить и записать в тетрадь любую пословицу о зиме (выделить грамматическую основу предложения:
— Декабрь год кончает, а зиму начинает.
— Январь – году начало, а зиме середина.
— Вьюги да метели под февраль полетели
Физкультминутка:
Дорогие ребята! Я приглашаю вас на прогулку в тот заснеженный лес, который вы видите на картине К.Ф. Юона «Русская зима. Лигачево».
Встали на лыжи.
Через лес волшебный зимний
Выкатываем на поляну, на середине которой
Одиноко раскинул свои ветви
Тополь-великан. (ученики показывают, как идут на лыжах)
Подходим ближе. Видим чудо! Смотрите, на тополе выросли яблоки. Что же это за чудо? Кто догадался? (ученики смотрят по сторонам, качают головой, пожимают плечами). А на ветках – посмотрите, как розовые яблоки расселись снегири. (ученики улыбаются, хлопают в ладоши).
Выборочный диктант:
Класс делится на два варианта. Учитель диктует под запись текст. Первый вариант — записывает только распространенные предложения; второй вариант – только нераспространенные предложения:
Утром была метель. Дул ветер. Серые тучи окутали небо. На улице потемнело. Снег заметал дороги. Наступил обед. Выглянуло солнышко. Снег перестал сыпать. На улице стало морозно и свежо. Погода – прелесть! До чего же хорошо!
V. Подведение итогов
Итак, ребята наше путешествие в чудесную страну знаний подходит сегодня к концу.
— Понравился ли вам урок?
— Что нового мы сегодня узнали на уроке?
— Какие предложения называются распространенными?
— Какие предложения нераспространенными?
VI Задавание и объяснение домашнего задания
Домашнее задание по выбору
-
Придумайте задания по теме: «Распространенное и нераспространенное предложение» (можно воспользоваться ресурсами из ЭОР).
-
Или напишите сказку, используя как можно больше распространенных предложений. Она может быть смешной или грустной. Примерная тема: «Что было бы, если бы распространенные предложения исчезли?».
VI Выставление оценок