Конспект урока для 5 класса на тему «Правописание корней с чередованием гласных е,и»

Составила: Климова Александра Владимировна.

Класс: 5

Предмет: русский язык

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, Ю.Н.Гостева, Е.С.Антонова; под ред. Е.А.Быстровой.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. (ФГОС. Инновационная школа).

Тип урока: открытие нового знания

Цели урока: — формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия;

— расширение понятийной базы за счет изучения орфограммы «Чередование гласных е – и в корнях слов»;

— сформировать умение видеть чередования гласных е // и в словах;

— развивать орфографическую зоркость;

— воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Организация рабочей обстановки. Приветствие.

Приветствуют учителя, демонстрируют своё настроение.

Самоопределение, смыслообразование (Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1.Организация наблюдения.

На доске записаны пары слов

Замереть – замирать

Соберу – собирать

Стереть – стирать

Отдерёт – отдирать

Отпереть – отпирать

Застелить – застилать

— Спишите пары слов, выделите корни.

— Сравните эти корни.

— Какой можно сделать вывод?

2. Целеполагание. Определение темы и целей урока.

— Как думаете, какова тема урока? (Если детям сложно, можно помочь вопросами: Что объединяет слова, записанные на доске?)

— Какова главная цель урока?

— Какова задача урока?

Списывают пары слов, выполняют задание.

Дают ответ

Выделяют признак.

Рефлексия, вывод.

Формулируют тему урока (Правописание корней с чередованием гласных е // и в корне.)

Формулируют цель (понять, какие чередования гласных происходят в словах)

Научиться видеть чередования гласных е // и в словах.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися правописание корней с чередованием гласных звуков.

1. Организация наблюдения (продолжение).

— С чего же начать «открытие нового знания»?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю

открыть учебники на стр. 34 и обратиться к упр. 50 и выполнить задание до конца.

— Подчеркните гласную в корне одной чертой, а гласную после корня – двумя.

— Сравните подчёркнутые буквы в словах.

— Какой можно сделать вывод?

2.Обращение к теоретическому материалу ІІ

§ 6 (стр. 35).

— В каких случаях в корнях с чередованием пишется буква и?

Обратите внимание на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.

3.Посмотрим сценку. «Суффикс-консультант» (*Из книги В. Волиной «Веселая грамматика»).

1-й ученик: Поручили Незнайке написать плакат. Начал он было писать, да задумался: как правильно – собирайте или соберайте? Думал он долго, да так ничего и не придумал. Но тут вспомнил о справочном бюро.

Незнайка. 2-й ученик (по телефону): Скажите, пожалуйста, как надо писать: собирайте или соберайте?

3-й ученик: В таких корнях, где чередуются И и Е, все зависит от меня, Суффикса. Если после корня во мне стоит буква А, то я допускаю в корень только И; если стоит другая буква, пишите Е. Повторяйте за мной и учите это правило:

Если после корня – А,
В корне будет
 И всегда!
Вот пример, запоминай:
Ноги вытер? Вытирай!

Стихотворение высвечивается на экран. Хоровое проговаривание.

Выполняют оставшуюся часть заданий.

Сравнивают гласные в корнях, делают вывод.

Прочитывают теорию в учебнике, отвечают на вопросы.

Смотрят на экран, на таблицу, на ней изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.

Смотрят сценку, повторяют слова стихотворения хором.

В ролях 1, 2,3 учеников выступают заранее подготовленные ученики.

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

Тренировочные упражнения.

1.Сопоставление корней с чередованием е // и

— Запишите предложения в два столбика: а) есть слово с чередующейся е; б)есть слово с чередующейся и.

1)А по двору метелица ковром шёлковым стелется… 2)На густых иголках блёстки горят. 3)Блистает речка, льдом одета…4)На многие тысячи километров расстилаются просторы нашей Родины.

— Можно ли однокоренные слова из левого столбика использовать как проверочные слова для слов правого столбика?

Физкультминутка.

Цель: сменить вид деятельности.

Игра «Хлопок». Учитель называет слоава с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.

Слова для игры:

набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать.

2. Распределительный диктант.

— Распределите слова в два столбика: а)с гласной е; б)с гласной и.

Убирать комнату, застелить газетами, вытерем насухо, уберём вместе, застилая аккуратно, тщательно вытирать, упереться в стену, долго упираться, заберёт с собой, блистать чистотой, блестеть на солнце, замирать от восторга.

3.Используя записанные словосочетания, напишите сочинение – миниатюру «Как я помог(ла) маме».

Выполняют задание поочерёдно у доски.

Пишут под диктовку.

Объясняют.

Играют в игру «Хлопок».

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

— От чего зависит выбор гласных е или и в корнях с чередованием?

— Где можно применить новые знания?

— Оцените свою работу на уроке. Работу класса

— Выберите смайлик своего настроения.

-Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание. § 6 (ІІ) упр. 51

Дают ответы на вопросы

Анализируют работу на уроке через самооценку

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here