Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Частинская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по русскому языку
«Зачем нужны знаки препинания»
(5 класс)
Учитель: Малыгина М.В.,
учитель русского язык и литературы,
вторая квалификационная категория
Частые 2012
Цели урока:
-
образовательные: совершенствование умений создавать текст — рассуждение, систематизация материала исследования для сочинения — рассуждения на лингвистическую тему; обобщение знаний учащихся о системе знаков препинания и их функциях в письменной речи.
-
развивающие: формирование умения выдвигать гипотезу, проверять ее, устанавливать закономерности, искать факты, которые подтвердили бы правильность выдвинутой гипотезы; развитие навыки исследовательской и творческой деятельности.
-
воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.
Оборудование для учителя: компьютер, электронная доска, проектор, видеоролик «Точка, точка, запятая…», Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания», рисунки знаков препинания
Оборудование для учащихся: электронная доска, раздаточный материал: схемы «Функции знаков препинания», текст, выписка из Толкового словаря значений термина «Функция», шаблон для написания сочинения-рассуждения, смайлики
Тип урока: урок закрепления и систематизации знаний
Вид урока: урок – исследование
Технологии: ИКТ технологии, технология проблемного обучения, технология исследовательского обучения
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации учебной деятельности | Виды работ учащихся | Средства | ||
бумажные | электронные | ||||||
1. | Психологичес-кий настрой на урок | Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Внимание на доску. (включается видеоролик «Точка, точка, запятая…») — А какое настроение вызывает у вас этот веселый человечек? — А что это у вас на партах? | Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.
| Коллективная | Беседа | Смайлики (Приложение 1) | Видеоролик «Точка, точка, запятая…» |
2. | Определение темы урока | — Возьмите смайлики в руки. В чем их необычность?
— Да, вы правы! Глаза, рот нос очень похожи на знаки препинания. А на какие?
— Значит, речь сегодня пойдет на уроке о чем?
— Да правильно. Тема нашего урока «Зачем нужны знаки препинания».
-Уроки бывают разные, и уже не в первый раз мы выступаем в качестве исследователей. Вот и сегодня у нас урок-исследование. А каков предмет исследования? Это мы узнаем, поработав с небольшим стихотворением.
| Учащиеся рассматривают смайлики и приходят к выводу, что они состоят из разных знаков препинания, поэтому на уроке речь пойдет о знаках препинания | Коллективная | Беседа | Смайлики |
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 1) — проецируется на экран |
3. | Постановка целей исследования и выдвижение гипотезы | — Прочитайте стихотворение — Понятно ли вам содержание стихотворения? -Почему? — Что нужно сделать, чтобы понять смысл этого стихотворения?
-Расставим знаки препинания.
— Прочитаем стихотворение в соответствии с теми знаками, которые мы поставили. — Какой вывод сделаем?
— Итак, каков же предмет исследования? — Предмет исследования: функции знаков препинания
—Как в любом исследовании мы с вами должны поставить цель и выдвинуть гипотезу, которую в конце урока мы либо докажем либо опровергнем. -Какова же цель исследования? (Учитель обобщает ответы детей и делает вывод о том, что цель исследования: Исследование функций знаков препинания, выявление их роли в предложении. )
— Выдвинем гипотезу. ( Учитель обобщает ответы детей и предлагает взять в качестве гипотезы следующее предположение: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. )
-Приступим к доказательствам.
| Чтение стихотворения Учащиеся исследуют стихотворение и предполагают, что смысл текста не понятен, т.к. отсутствуют знаки.
Учащиеся расставляют знаки препинания и делают вывод, что знаки препинания влияют на смысл стихотворения.
Учащиеся определяют предмет исследования
Учащиеся ставят цели
Учащиеся выдвигают разные гипотезы | Коллективная
Коллективная | Чтение стихотворения
Работа учащихся с электронной доской
Определение предмета исследования
Постановка целей исследования
Выдвижение гипотезы |
| Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 2) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 3) — проецируется на экран |
4. | Проверка гипотезы
| — Сегодня на уроке мы не раз употребляли выражение «Функция знаков препинания». А что же обозначает термин «функция». Обратимся к лексическому значению этого слова.
— Сколько значений имеет этот термин? — Какое из значений наиболее точно объясняет выражение «функции знаков препинания»? — Какие функции знаков препинания вы знаете?
— Рассмотрим эти функции в тексте. Прочитайте текст, соблюдая интонацию.
— Какие знаки препинания вы здесь увидели? — Приведите примеры предложений с разными функциями знаков препинания. — Как вы думаете, почему в предложениях поставлены именно эти знаки препинания? — Нужны ли они в тексте?
| Учащиеся исследуют разные толкования слова «функция» и находят то значение, которое точно объясняет выражение «Функция знаков препинания».
Учащиеся выразительно читают текст
Учащиеся исследуют текст, приводят примеры предложений с разными функциями знаков препинания, делают вывод, что знаки препинания влияют на интонацию и содержание предложений
| Коллективная
Коллективная
| Беседа
Исследование значений термина
Выразительное чтение текста
Исследование текста | Лексическое значение слова «функция» (Приложение 2)
Текст (приложение 3)
| Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 4) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 5) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 6) — проецируется на экран
|
| Физкультминутка | Видеоролик «Точка, точка, запятая…» | Учащиеся выполняют движения под музыку |
|
|
| Видеоролик «Точка, точка, запятая…» |
5.
| Вывод по результатам исследователь-ской работы
| — Мы с вами приводили примеры предложений, тем самым доказывали функции знаков препинания. Давайте обратимся к нашей гипотезе: Предположим, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. Доказали или опровергли мы гипотезу?
| Учащиеся делают вывод о том, доказана ли гипотеза или опровергнута
| Коллективная | Беседа |
| Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 7) — проецируется на экран
|
6. | Применение знаний в учебной деятельности
| Вся исследовательская работа направлена на конечный результат: создание текста сочинения-рассуждения на тему «Зачем нужны знаки завершения». В любом деле есть образцы. И сегодня мы с вами создадим текст сочинения-рассуждения тоже по образцу. Задание: закончите предложения так, чтобы у вас получился текст.
Чтение сочинений- рассуждений учащимися
| Учащиеся самостоятельно составляют текст сочинения-рассуждения по образцу | Индивидуальная | Написание сочинения- рассуждения по образцу | Образец написания сочинения-рассуждения (Приложение 4) | Презентация Microsoft Office Power Point «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 8) — проецируется на экран
|
7. | Рефлексия | — Пунктуация изучает знаки препинания и их постановку. Если мы не будем придерживаться пунктуационных правил, то с нами произойдёт то же самое, что в сказке А. Каневского. «Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искали фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало – он ко всему стал относиться бесстрастно, равнодушно без эмоций. Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы. Никакие события не вызывали у него любопытства, где бы они не происходили: на Земле, в космосе или даже в собственной квартире. — Какой вывод можно сделать из этого стихотворения?
— А сейчас оценим нашу работу на уроке. А в этом нам опять помогут знаки препинания (., ?, !) и веселые смайлики. Если вам тема понятна, гипотеза вами подтверждена, цели достигнуты, выберите знак препинания точку. Если у вас на уроке преобладало эмоциональное настроение, то выберите восклицательный знак. Если у вас есть вопросы, которые вы хотели бы задать себе, окружающим, если у вас знакомство со знаками препинания не закончится на сегодняшнем уроке, то выберите вопросительный знак. — Оцените себя. Учитель делает выводы по тому, как оценили дети свою деятельность. Учитель подводит итого по уроку, выставляет оценки |
Учащиеся высказывают свою точку зрения о том, что знаки препинания очень важны и без них нельзя обойтись.
Учащиеся оценивают свою работу на уроке, прикрепляют смайлики к определенным знакам препинания | Коллективная
Индивидуальная | Беседа |
Картинки знаков препинания (приложение 5)
Смайлики | Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 9) — проецируется на экран
Презентация Microsoft Office PowerPoint «Зачем нужны знаки препинания» (слайд 10) — проецируется на экран
|
8. | Домашнее задание | Учитель предлагает написать сочинение-рассуждение «Зачем нужны знаки выделения (или разделения)» (по выбору учащихся). | Ученики записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
Список используемой литературы и электронных пособий
-
Васильевых И.П. Уроки русского языка в 5 классе. Пособие для учителя. — М.: Мнемозина, 2010.- 365с.
-
Гульчевская В.Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях. – М.: Аркти, 2011 г. — 56с.
-
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителя общеобразовательных учреждений./ С.И.Заир-Бек, И.В.Муштавинская.- М.: Просвещение, 2011. – 223с.
-
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект.- М.: Просвещение, 2011. – 112с.- (Стандарты второго поколения).
-
Смолякова Н.М. Русский язык. Пунктуация. Знаки препинания и развитие речи.– М.: Дашков и К°, 2006 г. — 304 с.
-
Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009 г. — 281 с.
-
Фролова Г.И. Теория и практика проектно-исследовательской деятельности школьников . – М.: МДЭБЦ, 2010 г.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2011.- 48с.
-
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]- М.: Просвещение, 2011.- 159с.
-
Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя/ А.В.Хуторской. – ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.- 383с.
-
Шумакова Н. Б., Авдеева Н. И., Климанова Е. В. и др. Развитие исследовательских умений младших школьников. – М.: Просвещение, 2011г.
-
http://www.youtube.com (Видеоролик «Точка, точка, запятая…»)