МБОУ- Чемерновская СОШ
Учитель: Цыбанова Ирина Викторовна
Урок русского языка в 5 классе
Культура речи. Соблюдение норм современного русского языка. Речевые нормы
Цели: расширение понятия «культура речи»; изучение речевых норм русского языка,
повторение орфограмм «Правописание безударных гласных в корне», обучение
редактированию предложений;
развитие орфографической зоркости, логического мышления, умения исправлять
речевые ошибки;
воспитание речевой культуры.
Тип урока: комбинированный урок
Вид урока: урок-путешествие
Оборудование: дифференцированные карточки, учебник, проектор
Ход урока
Ⅰ. Оргмомент.
Ⅱ. Объявление темы, целей, формы проведения урока.
Ⅲ. Опрос
А) Беседа
— Как вы понимаете, что такое культура речи?
— Какие критерии характеризуют культурную речь?
— Какие виды норм изучает культура речи?
Б) Индивидуальные карточки дифференцированного характера.
В) Орфографическая диктовка (подобрать проверочные слова, выделить корень)
Светить — …, лететь -…, скрипучий -…, волна -…, пахучий -…
Ⅳ. Работа по теме урока. Практикум.
-
«Орфоэпическая станция». Орфоэпический практикум. (Слайд 1)
Задание: запишите слова, расставив ударения. *С одним из слов составьте предложение, подчеркнуть в нем грамматическую основу.
Магазин, щавель, портфель, досуг, столяр, километр.
-
«Грамматическая станция». Выборочный диктант (взаимопроверка).
(Слайд 2)
Задание: выпишите правильные формы слов.
Много апельсинов, лес красивше, ихняя книга, был в лесу, на шкафе, поклади, ляг.
-
Физкультминутка
-
«Речевая станция».
А)Анализ предложений. Коллективная работа – упр. 301
— Сделайте вывод, какие ошибки мы будем относить к речевым. (Слайд 3)
Б)Редактирование предложений. Работа в парах – упр. 304( выборочная проверка)
-
«Творческая станция»
Р.р. Работа с текстом. (Слайд 4)
Конечно, вы не раз бывали в лесу или в парке ранней осенью. Какие краски этой прекрасной поры года вам запомнились? Расскажите об этом.
Задание: составьте на основе записи текст.
Красив, наряден лес в дни ранней осени. Золотятся … . Костром горят … . Словно груды малахита, зеленеют молодые … . Шелестят под ногами опавшие листья. От дерева к дереву протянуты … нити … паутины. Прозрачен и … воздух.
Ⅴ. Обобщение
— Какие виды норм изучает культура речи?
— Что значит отредактировать предложение?
Ⅵ. Итоги
Ⅶ. Рефлексия. (Слайд 5)
— Какие задания вам показались интересными, сложными? Почему?
Ⅷ. Д/з: упр. 307 (Слайд 6)
Список использованной литературы:
-
Васильевых В.П. Поурочное планирование русского языка в 5 классе.
-
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 5 класс.