Урок № 1
Дата 10.02.2014
Класс 5 Б
Цели урока: Учащиеся будут
ЗНАТЬ: категорию рода имен существительных; какие существительные относятся к общему роду
ПОНИМАТЬ: последовательность действий, необходимых для определения рода имен существительных
Тема урока: Род имен существительных
УМЕТЬ: распознавать существительные разного рода; правильно употреблять существительные разных родов в предложении
Ресурсы: «Конструктор урока» Интернет сайт, Отрывок из поэмы О.Сулейменова «Матерью степь мы называем…», А.Гин «Приемы педагогической техники», Презентация на тему «Род имен существительных», Мультфильм «Шишкина школа»
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Модули Приемы | Ожидаемые результаты | |
1.Организационный момент Деление на группы по цвету карточек 2 минуты | Приветствует учащихся. Проверяет готовность класса к уроку.
| Приветствуют учителя. Садятся по группам. Готовятся к уроку.
| 1.Психологический настрой.
| Организация класса. Введение в ситуацию общения. |
2. Актуализация материала по теме
3 минуты | Задает вопросы классу По какому принципу вы разделились в команды? Посмотрите на слова, написанные на карточках. Какой части речи эти слова? А ещё по какому принципу они объединены в группы? | Отвечают «Да» или «Нет» — по цвету карточек.
| 1. Игра «Да/Нет» (Критическое мышление) | Подготовка к основному этапу работы занятия. |
3. Проблемный вопрос, подведение к новому материалу для изучения на уроке. Погружение в проблему. Сообщение целей и задач урока.
2 минуты | Читает отрывок из поэмы. Демонстрирует мультфильм. Просит учащихся подумать над темой и целями урока. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Как вы думаете: чему мы должны научиться на уроке?
| Слушают отрывок из поэмы Смотрят мультфильм. Пытаются определить тему и цели урока — Род имён существительных.
| 1. Чтение отрывка из поэмы О.Сулейменова «Матерью степь мы называем…» 2. Мультфильм «Шишкина школа» (ИКТ) | Осознание целей и задач урока, планирование деятельности на уроке. |
4. Объяснение нового материала 10 мин. | А теперь решим уравнение с одним неизвестным. Пианист: пианистка = солист — х____(солистка) Грек: гречанка = турок — х_______(турчанка) Купец: купчиха = пловец – х____(пловчиха – разговорное слово) Артист: артистка = машинист – х_(машинистка) В каком случае «уравнение» решить нельзя и почему? В разговорной речи имеется устойчивая тенденция к образованию парных существительных женского рода по продуктивным моделям: геолог — геологиня, врач – врачиха. Все они нарушают нормы современного русского литературного языка и употребляются лишь в исключительных случаях. Я вам сейчас раздам таблицы. Вы должны в них распределить слова по родам. Какой палочкой-выручалочкой вы будете пользоваться? Какие слова вам помогут определить, к какому роду относятся те или иные слова? А как вы отличите слова общего рода? Распределили, а теперь обменяйтесь листочками и проверьте друг друга, поставьте баллы. | 1. Распределяют слова по родам. 2. Обмениваются листочками и проверяют работы друг друга. 3. Делают вывод о словах общего рода, приводят примеры | 1. Прием ТРИЗ «Уравнение с одним неизвестным» 2.Индивидуальная работа по заполнению таблицы «Определение рода имен существительных» 3. Парная работа при взаимооценивания (ОдО и ОО)
| Определение рода существительных, в том числе иностранных слов |
5. Закрепление новой темы 17 минут | А теперь внимание на экран! Послушайте сказку «Как у существительных род появился»
Придумайте продолжение сказки. В этом вам поможет следующий слайд. | 1. В группах сочиняют продолжение сказки и демонстрируют ее. 2. Оценивают работу групп по критериям | 1.Групповая работа для выполнения творческого задания «Придумать продолжение сказки» (Управление и лидерство в обучении, Критическое мышление, Обучение талантливых и одаренных, ОдО и ОО) | Учащиеся распознают существительные разного рода, правильно употребляют существительные в реальных жизненных ситуациях |
6. Подведение итогов занятий. Анализ и оценка успешности достижения цели. 3 минуты | Сообщает детям об успешности проделанной работы на уроке — анализирует, все ли поставленные цели урока были достигнуты, — оценивает работу, активность учащихся на занятии | — высказывают своё отношение, степень своей активности и заинтересованности на уроке
| Беседа с учащимися (Новые подходы в обучении) |
|
7. Сообщение домашнего задания. Информация о домашнем задании. 3 минуты | Cообщает домашнее задание, объясняет принцип его выполнения
| — осознают принцип выполнения домашнего задания ,задают вопросы по его выполнению — записывают задание в дневник | (Критическое мышление) | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
8. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). 5 минут | Сообщает детям об успешности проделанной работы на уроке
| — отвечают на вопросы рефлексии.
Я слушал других Я объяснял Я участвовал Я все понял | ОдО и ОО |
|
ОТЕЦ | СОЛНЦЕ | ВРАЧ | |
РОДИНА
| ГЕРОЙ | ДЕРЕВО | ПЕДАГОГ |
ЖИЗНЬ
| МУЖЧИНА | НЕБО | УМНИЦА |
ЗЕМЛЯ
| ВОИН | ЗНАНИЕ | СЛАДКОЕЖКА |
ВОДА
| КОНЬ | ЗОЛОТО | СИРОТА |
Оценка | Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 | |
Правильно ли использованы слова? (4 слова среднего рода и 4 слова общего рода) | 8 слов = 4 баллов (2 слова – 1 балл) |
|
|
|
Креативность
| От 1 до 3 баллов |
|
|
|
Выразительность чтения
| От 1 до 3 баллов |
|
|
|
ИТОГО
|
|
|
|
|
Распределите слова по группам
Выполнил__________ Проверил _________
| |
Женский род |
|
Средний род |
|
Общий род |
|
«5» — 27-28 баллов | |
«4» — 22-26 баллов | |
«3» — 15-21 балл |
Оценка___________________
Журнал самооценки
Имя _______________
2 | 3 | 4 | 5 | |
Я слушал других
|
|
|
|
|
Я объяснял
|
|
|
|
|
Я участвовал
|
|
|
|
|
Я все понял
|
|
|
|
|