Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

Цель. Познакомить обучающихся с понятием «обращение», его ролью в речи.

Задачи: 1)научить

  • находить обращение в предложении;

  • отличать обращение от подлежащего;

  • ставить знаки препинания в предложения с обращением;

  • составлять предложения с обращением;

  • выразительно читать предложения с обращением;

2)развивать письменную и устную речь;

3)воспитывать культуру общения.

Структура урока.

1.Орфографическая разминка.

2.Вступительное слово учителя.

3.Введение в тему. (Повторение)

4.Тема

5. Наблюдение (Работа индивидуальная)

6.Исследование №1 (Роль обращений в речи- работа в группах).

7.Исследование №2. (Знаки препинания в предложении с обращением.) 8.Метапредметные связи (история, литература – историко-лингвистическая работа) – проверка домашнего задания

9. Физкультминутка

10. Тренировочные упражнения

11. Синквейн

12. Комплименты (работа в парах)

13. Рефлексия (телеграмма- работа в парах)

14.Заключительный этап: Опорный конспект

15. Задание на дом

Оргмомент (проверяющие)

Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь также с нашими гостями. (Повернитесь). (слайд 1)

Оформите запись в своей тетради (число, классная работа, тему урока пока не записываем), (слайд 2)

Сегодняшний урок мы начнем с орфографической разминки. (слайд 3)

и обратимся к словам: ПАССИВНЫЙ,РАДОСТНЫЙ,АКТИВНЫЙ, ЗАДОРНЫЙ,ДОВЕРЯТЬ, НАВЕРНОЕ, ИСПОЛИН,КОМПЬЮТЕР, (Вопросы учителя):

  1. Какое лексическое явление вы наблюдаете среди записанных слов? (антонимы)

  2. А что такое антонимы?

  3. Назовите антонимы среди этих слов.

  4. Я желаю быть всем вам на уроке очень активными , хорошо работать и добиться положительных результатов в своей работе

А теперь посмотрите на первую букву в каждом слове. Что получилось? (ПРАЗДНИК). Наверное, это слово будет как-то связано с нашим уроком. А как, вы сейчас узнаете!.

Вступительное слово учителя

Любимый мой город, ты очень мне дорог! (слайд 4)

Эти строчки украшают баннер, расположенный на стене в коридоре рядом с нашим кабинетом.

Сегодняшний наш урок я не случайно начала именно этой строкой. Почему? Попробуйте догадаться.

-А помощником вам будет рисунок одного из учеников вашего класса ( день освобождения от фашистских захватчиков). (слайд 5)

-Ребята, составьте предложение с однородными членами и обобщающим словом, используя слово город в качестве обобщающего. (устно) (слайд 6)

— А какие знаки препинания при обобщающем слове и однородных членах возможны? (тире, двоеточие) (слайд 6)

Введение в тему

— Ребята, а сейчас заглянем на минутку в прошлое и повторим пройденный материал, затем только перейдём к теме урока, а какой она будет вы сами сможете назвать только после того, как ответите на вопросы кроссворда и найдёте выделенное слово(слайд 7,8)

У вас на столах кроссворд и вопросы . 1 минуту вам на решение, выполняется работа в парах.

— Ребята, вы молодцы, спасибо!(слайд 9 – проверьте),

Тема

Что же будет сегодня объектом нашего рассмотрения?(обращение)

  1. Что на уроке вы хотели бы узнать об обращении? (слайд 10)

  2. Какова роль обращения в речи?

  3. Какие знаки препинания ставятся в предложении с обращением?

  4. Какое место занимает обращение в предложении?

Итак, Обращение! (слайд 11)- запись в тетрадь темы

Что же это такое? (слайд 12)

Наблюдение( понаблюдаем!)

Устная работа

-Прочитайте предложения, голосом выделяя обращение. (слайд 13)

Что мы заметили? (слайд 14)

-Какими бывают обращения? (слайд 15)

-Какое место в предложении может занимать обращение? (слайд 16)

Исследование 1. Роль обращений в речи.

Предлагаю вам провести исследование. Давайте попробуем выяснить, какую роль играют обращения в речи.

Работа в группах: все выходят к доске и делятся пополам.

Так как урок литературы связан тесно с языком, то вам предложены отрывки из сказок. Ваша задача найти обращения и ответить на вопросы (3 минуты)

Раздаточный материал

1.Как называется сказка, из которой ваши отрывки?

2.Какое предложение содержит обращение?

3.К кому обращаются?

4.Чем выражено обращение (словом или словосочетанием)?

Тексты- раздаточный материал (отрывки из «Сказки о рыбаке и рыбке» и «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»)

1.

Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не даёт старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».

3.

Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!» — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла.

4.

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!..

«Ах ты, мерзкое стекло!

Это врешь ты мне назло.

Как тягаться ей со мною?

Я в ней дурь-то успокою.

2.

«Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось!»

3. Чего тебе надобно , старче…

Учитель:

1.Кто является автором этих сказок?( слайд 17)

2.Какова роль обращений в речи? (слайд 18)

(Назвать того, к кому обращаются с речью и выразить отношение говорящего к тому, к кому обращается с речью).

Исследование 2. Знаки препинания в предложении с обращением.

  1. Ребята, работая с отрывками из сказок, вы. Возможно. Обратили внимание, что при обращении есть знаки. Какие?

  2. 2. Когда и как выделяется обращение на письме?(слайд 19)

3. Ребята, обращение не является членом предложения, но оно обозначается условным значком, буквой О (слайд 20)

Речевой этикет- (слайд 21)

Применение этикетных формул в экстралингвистических ситуациях, работа в группах

Мы помним с вами, что существуют не только математические формулы,

но и формулы этикета. Есть этикетные формулы приветствия, прощания, просьбы

Перед вами этикетные формулы-просьбы

1.Пожалуйста.

2.Будьте так любезны.

3.Будьте добры.

4.Если вас не затруднит.

5.Сделайте одолжение.

6.Не мог бы ты сейчас.

7.Не выполнишь ли ты мою просьбу.

8.Вы не могли бы сказать.

Ситуации:

1.Попросите своих родителей о покупке …

2.Неожиданно Вас пригласили на день рождения, а Вам надо погулять с собакой. Попросите об этом сестру (брата).

3.Вы решаете задачу по математике уже целый час, но безрезультатно. Попросите о помощи одноклассника.

4.Всю перемену вы провели в столовой. Опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс. Попросите разрешения у учителя присутствовать на уроке.

Защита работ (один человек от группы).

Какие предложения вы использовали для создания ситуаций?

Историческая справка. – проверка домашнего задания

При работе с текстами сказок вы обнаружили слово, с которым работали дома. Какова его история? (Выступление одного из учеников)- (слайд 22)

В «Сказке о рыбаке и рыбке» нам встретилось слово «старче» (старик).

Раньше в русском языке существовал, кроме шести нам известных, седьмой звательный падеж. “Старче” и есть форма звательного падежа.

Другие примеры звательного падежа в современной речи “други” (вместо друзья), “Отче наш” (отец). В разговорной речи сохраняется форма звательного падежа, несколько отличная от именительного падежа, сокращённая форма слова “мам”, “Тань”, “бабуль”, “Дим” и т. д. Она применима только в разговорной речи. (слайд 23)-

а пока немного передохнём….

Физкультминутка (слайд 24)

Тренировочные упражнения (25,26,27)

Тест (слайд 28,29)- взаимопроверка

— Что важно при выборе обращений ?( слайд 30)

— Синквейн (слайд 31)

Комплименты (слайд 32) в музыкальном сопровождении (Б.Окуджава)

— Можно ли в жизни обойтись без обращений? Нас окружают разные люди: родители, соседи, в школе — одноклассники и учителя.

  • Посмотрите, кто сидит рядом с вами.

  • Как вы обращаетесь друг к другу?

  • Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Запишите ему в тетрадь комплимент, похвалите его за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

  • Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли поставили знаки препинания при обращении.

  • Кто желает прочесть обращение к однокласснику? ( зачитывается одно!)

Телеграмма(слайд 33)

  • А теперь оцените свою деятельность на уроке.

  • На доске записаны глаголы: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял.

  • Составьте с одним из них предложение с обращением и отправьте телеграмму на мое имя.

ТЕЛЕГРАММА

Сегодня на уроке…

На выполнение работы отводится 2 минуты. ( если вы всё поняли, вам всё понравилось, вы довольны собой и окружающими, то выбирайте лист, на котором будете писать, красного цвета, а если испытывали дискомфорт, волнение, непонимание – голубой)

  • Чью телеграмму вы хотите, чтобы я прочитала?

  • Удалось ли вам сделать на уроке какое-то маленькое открытие?

Контроль: рассказ по опорному конспекту!( слайд 34)

Задание на дом( слайд 35)

Ребята, вчера вы были участниками различных мероприятий, посвящённых празднику, проходившему в нашем городе. Напишите об этом письмо другу.

Завтра на уроке мы продолжим разговор об обращении и подробнее остановимся на знаках препинания при обращении. (слайд 36)

Возвращаясь к началу урока, нашей разминке, хочу пожелать, чтобы каждый наш урок был для вас праздником.

Работа со словарём: исполин – богатырь

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here