Урок русского языка
Класс 5
«Имя прилагательное как часть речи»
Разработала учитель: Родькина Т.А.
ст.Старотитаровская МБОУСОШ №18
Раздел: «Морфология».
Тема: «Имя прилагательное как часть речи» (в соответствии с «Программой основного курса русского языка для 5-9 классов», авторы: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др.)
Предполагаемый результат:
-Предметные: обеспечить в ходе урока освоение понятия имени прилагательного как части речи, познакомить с понятием эпитет как средством выразительности речи, формировать навыки нахождения прилагательных и эпитетов в тексте, употребления их в речи, повторить морфологические признаки.
-Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, прививать интерес к живописи 19 века.
Методы и приемы : диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.
Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Организационная структура урока.
Формы работы | Конкретные виды деятельности (учителя и ученика) | |||
I Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия. | Коллективная | Интрига (Слайд 1) -Маша, тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ли ты выполнить её поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную) -Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вот ту материю, пожалуйста». Может продавец понять маму? (Нет! Не названы признаки понравившейся ей ткани.) — А что вы скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! ( Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная). Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи -какая? (Прилагательное, слово волшебник)
Объявление темы урока. Постановка цели. (Слайд 2)
| ||
II Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.
Предполагаемый результат : познакомить с понятием эпитет
Предполагаемый результат: уметь определять морфологические признаки прилагательных.
IvРелаксация
v Практикум
Предполагаемый результат: употребление прилагательных в тексте.
v I Рефлексия
vI IДомашнее задание.
| Коллективная
Театрализация. (сценка подготовленных заранее учеников)
Самостоятельная работа в парах.
Мимическая разминка.
Дифференцированное задание. 1 ряд -определить род 2 ряд – определить падеж 3 ряд –указать синтаксическую роль ( на парте распечатанные тексты) | Движение темы. Аналогия. — А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании. 1.Сам алый, сахарный, Кафтан зелёный, бархатный.(Арбуз) 2.Черный Ивашка, Деревянная рубашка. Где носом поведет, Там заметку кладет.(Карандаш) 3.Бежит свинка. Железная спинка. Льняной хвостик. (Иголка с ниткой) 4.Земля беленькая, А птички в неё черненькие. (Книга) На какой вопрос отвечают эти слова-волшебники? — Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? Почему? Создание проблемной ситуации. — Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи. Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофанушка. Дверь? Которая дверь? Правдин. Которая дверь! Вот эта. Митрофанушка. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит не навешена: так та покамест существительна. Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку? Митрофан. И ведомо.
-Какое определение прилагательного дали бы вы? — Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же приложено прилагательное? — Кто является главным героем сценки? Каким в его себе представляете? ( глупый, невоспитанный , эгоистичный, ленивый ) -Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для точной его характеристики героя.)(СЛАЙД 3)
Словарная работа. -Каким может быть характер? -Как вы понимаете значение словосочетания тяжелый характер? -В каком значении прямом или переносном употреблено данное словосочетание? (Введение понятия эпитета как средства выразительности речи. (Слайд 4 )
Работа с репродукцей В.М. Васнецова «Аленушка» (Слад 5 ) -Как художник передал настроение Аленушки. Подберите словосочетания, эпитеты. Конструирование предложения. В зеркальном пруду отражается печальное лицо Аленушки. -Найдите грамматическую основу и подчеркните второстепенные члены предложения. — Какова синтаксическая роль прилагательных? -Найдите эпитет. Какую роль играет в тексте? Знаково-символическая технолоия. — Выпишите его. Выполните морфемный разбор. От чего зависит правописание безударных окончаний прилагательного? (От вопроса.) -Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам) — Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? Почему? -Сделайте вывод. (Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам. Работа по учебнику.(стр. 223 Денотатный граф. —Составьте схему по правилу, прочитанному в учебнике.
Какой?
Род число, падеж
Определение
-Почему, именно ,так? Поясните.
Веселый, грустный, задумчивый, хмурый, гордый ,равнодушный (О ком можно так сказать?)
Организация самостоятельной исследовательской деятельности. Творческое задание. Аленушка, … и …,… и …, сразу привлекла наше внимание. Она изображена босиком. На Алёнушке … сарафан, … кофта, … волосы распущены по плечам. Сразу видишь её … лицо. — А теперь перепишите текст, дополнив его прилагательными. Определите род, число, падеж. -Сравните. Какое описание отличается большей полнотой? Почему? -Сделайте вывод.
-Что нового вы узнали о прилагательных? -Почему прилагательные называют «волшебными словами»? -Что такое эпитет? -Так для чего нужны имена прилагательные? -Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательного? (Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)
Составим синквейн. (Слайд 6) 1. Признак 2. Волшебное, образное 3. Употреблять, определять, находить 4. Прилагательное 5. Определяю я предметы.
Домашнее задание: составить несколько (5-6) словосочетаний, характеризующих Аленушку.
|
Список литературы
-
Рахманова, Л.И. Современный русский язык (Лексика. Фразеология. Морфология) / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект Пресс, 2003.
-
Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1995.
-
Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.