Урок русского языка

Класс 5

«Имя прилагательное как часть речи»

Разработала учитель: Родькина Т.А.

ст.Старотитаровская МБОУСОШ №18

Раздел: «Морфология».

Тема: «Имя прилагательное как часть речи» (в соответствии с «Программой основного курса русского языка для 5-9 классов», авторы: М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др.)

Предполагаемый результат:

-Предметные: обеспечить в ходе урока освоение понятия имени прилагательного как части речи, познакомить с понятием эпитет как средством выразительности речи, формировать навыки нахождения прилагательных и эпитетов в тексте, употребления их в речи, повторить морфологические признаки.

-Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

-Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, прививать интерес к живописи 19 века.

Методы и приемы : диалогический, эвристический с использованием элементов критического мышления.

Оборудование, техническое оснащение: компьютер, проектор, экран, учебник, рабочая тетрадь.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Организационная структура урока.

Этапы урока

Формы работы

Конкретные виды деятельности

(учителя и ученика)

I Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия.

Коллективная

Интрига (Слайд 1)

-Маша, тебя мама попросила сварить на ужин кашу. Можешь ли ты выполнить её поручение? (Нет, она не сказала какую: рисовую, гречневую, пшенную)

-Мама, покупая Кате материал на платье, обратилась к продавцу: «Мне вот ту материю, пожалуйста». Может продавец понять маму? (Нет! Не названы признаки понравившейся ей ткани.)

— А что вы скажете о сегодняшней погоде? Посмотрите за окно! ( Солнечная, но ветреная, пасмурная, но не холодная). Итак, чтобы узнать или охарактеризовать предметы, нам потребовалась особая часть речи -какая? (Прилагательное, слово волшебник)

Объявление темы урока. Постановка цели. (Слайд 2)

II Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Предполагаемый результат : познакомить с понятием эпитет

Предполагаемый результат: уметь определять морфологические признаки прилагательных.

IvРелаксация

v Практикум

Предполагаемый результат: употребление прилагательных в тексте.

v I Рефлексия

vI IДомашнее задание.

Коллективная

Театрализация.

(сценка подготовленных заранее учеников)

Самостоятельная работа в парах.

Мимическая разминка.

Дифференцированное задание.

1 ряд -определить род

2 ряд – определить падеж

3 ряд –указать синтаксическую роль

( на парте распечатанные тексты)

Движение темы.

Аналогия.

— А что прилагательное действительно волшебное – убедимся, отгадав загадки, построенные на описании.

1.Сам алый, сахарный,

Кафтан зелёный, бархатный.(Арбуз)

2.Черный Ивашка,

Деревянная рубашка.

Где носом поведет,

Там заметку кладет.(Карандаш)

3.Бежит свинка.

Железная спинка.

Льняной хвостик. (Иголка с ниткой)

4.Земля беленькая,

А птички в неё черненькие.

(Книга)

На какой вопрос отвечают эти слова-волшебники?

— Какая часть речи особенно активно работает в этих загадках? Почему?

Создание проблемной ситуации.

— Вы, конечно, ждете мой вопрос: что называется прилагательным? И вы правы. Но перед тем как его задать, я приглашу вас на экзамен, на котором мальчик по имени Митрофан демонстрирует свое знание прилагательного как части речи.

Правдин. Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофанушка. Дверь? Которая дверь?

Правдин. Которая дверь! Вот эта.

Митрофанушка. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофанушка. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь стоит не навешена: так та покамест существительна.

Стародум. Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается к глупому человеку?

Митрофан. И ведомо.

-Какое определение прилагательного дали бы вы?

— Но внимательно слушавшие сценку из комедии Фонвизина «Недоросль» обратили внимание на остроумное толкование прилагательного как части речи, которая к чему-то приложена. К чему же приложено прилагательное?

— Кто является главным героем сценки? Каким в его себе представляете? ( глупый, невоспитанный , эгоистичный, ленивый )

-Зачем нам потребовались эти прилагательные? (Для точной его характеристики героя.)(СЛАЙД 3)

Словарная работа.

-Каким может быть характер?

-Как вы понимаете значение словосочетания тяжелый характер?

-В каком значении прямом или переносном употреблено данное словосочетание? (Введение понятия эпитета как средства выразительности речи. (Слайд 4 )

Работа с репродукцей В.М. Васнецова «Аленушка»

(Слад 5 )

-Как художник передал настроение Аленушки.

Подберите словосочетания, эпитеты.

Конструирование предложения.

В зеркальном пруду отражается печальное лицо Аленушки.

-Найдите грамматическую основу и подчеркните второстепенные члены предложения.

— Какова синтаксическая роль прилагательных?

-Найдите эпитет. Какую роль играет в тексте?

Знаково-символическая технолоия.

— Выпишите его. Выполните морфемный разбор. От чего зависит правописание безударных окончаний прилагательного? (От вопроса.)

-Как изменяется имя прилагательное? (По родам, числам, падежам)

— Можно ли у прилагательного во множественном числе определить род? Почему?

-Сделайте вывод. (Прилагательные изменяются по падежам, числам и в единственном числе – по родам.

Работа по учебнику.(стр. 223

Денотатный граф.

Составьте схему по правилу, прочитанному в учебнике.

Прилагательное

Признак

Какой?

Род число, падеж

Определение

-Почему, именно ,так? Поясните.

Веселый, грустный, задумчивый, хмурый, гордый ,равнодушный (О ком можно так сказать?)

Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

Творческое задание.

Аленушка, … и …,… и …, сразу привлекла наше внимание. Она изображена босиком. На Алёнушке … сарафан, … кофта, … волосы распущены по плечам. Сразу видишь её … лицо.

— А теперь перепишите текст, дополнив его прилагательными. Определите род, число, падеж.

-Сравните. Какое описание отличается большей полнотой? Почему?

-Сделайте вывод.

-Что нового вы узнали о прилагательных?

-Почему прилагательные называют «волшебными словами»?

-Что такое эпитет?

-Так для чего нужны имена прилагательные?

-Какая часть речи помогает определить морфологические признаки прилагательного?

(Для образности, яркости нашей речи, с помощью прилагательных можно у существительных описать форму, цвет, вкус, величину и другие признаки.)

Составим синквейн. (Слайд 6)

1. Признак

2. Волшебное, образное

3. Употреблять, определять, находить

4. Прилагательное

5. Определяю я предметы.
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!

Домашнее задание: составить несколько (5-6) словосочетаний, характеризующих Аленушку.

Список литературы

  • Рахманова, Л.И. Современный русский язык (Лексика. Фразеология. Морфология) / Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. – М.: Аспект Пресс, 2003.

  • Розенталь, Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / Д.Э. Розенталь. – М.: Дрофа, 1995.

  • Дудников, А.В. Современный русский язык / А.В. Дудников. – М.: Высшая школа, 1990.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here