Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»
-
Весело, радостно играют у высокой сосны белки.
9) Красив, наряден русский лес.
10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.
4. Игра «Четвертый лишний».
Ночь, меч, туч, встреч.
Ширь, чудо, жюри, жизнь.
Налью, на пне, надою, напьюсь.
Поздний, местный, прелестный, прекрасный.
— По какому признаку одно слово в строчке лишнее?
Ш. Объяснение нового материала.
— Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место. Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)
-
Дуб – дубы
-
Пруд — пруды
-
Кружка — кружек
-
Сказка — сказок
-
Ходьба — ходить
-
Прут — прутик
-
Косьба — косить
-
Молотьба — молотить
-
Крошка — крошить
(потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» — [с] и наоборот)
— По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости — глухости).
— Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие)
Дуб — ду[п], пруд — пру[т]
— Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются)
Кру[ш]ка, ска[с]ка
— Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.)
Хо[д’]ба
— Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.)
Пру[т]
— Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие).
Ко[з’]ба, моло[д’]ба
— Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).
Кро[ш]ка
— Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости — глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] — пруд и пру[т] — прут, а записать его надо двумя разными буквами.
— Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры,
— Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные).
— В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило.
— Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.
IV. Закрепление.
— На доске записаны слова:t гря…ка, тетра…ка, зу…ки, шу…ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд)
— Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:
Парные согласные самые опасные.
Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг!
Парный сразу проверяй,
Слово быстро изменяй.
Рядом гласный подставляй.
— Где растет морковь?
— На грядках.
— Буквы пишут где?
— В тетрадках.
— Чистим что мы?
— Чистим зубки.
— Одеваем в холод?
— Шубки.
— Любим мы играть в.. .(снежки),
— Печь из снега.. .(пирожки).
— Парный в слове проверяй — Рядом гласный подставляй.
— Грядка! Нет чего?
— Нет грядок.
— А тетрадка?
— Нет тетрадок.
— Зубки!
— Изменили: зубы.
— Шубки!
— Проверяем: шубы.
— Снежки — снежок.
— Аппетитный.. .пирожок!
— Работа с учебником.
1. Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию,
2. Игра-эстафета «Не подводи свой ряд»
Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова.
1 ряд: мо.. .г, ви.. .г, дро.. .д, съе.. .д, пое.. .д, ска.. .ка, зу….
2 ряд: гво..дь, гру.. .ть, гро.. .дь, съе.. .т, ду…, ло.. .ка, зве.. .д.
Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.
V. Обобщение материала. Выводы.
Все напишем правильно
И запомним правило.
Парный в слове проверяй,
Рядом гласный подставляй.
Парные согласные
Самые опасные. (Слайд № 6)
VI. Домашнее задание.
Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281
-