Урок русского языка 5 класс «Согласные звонкие и глухие»

  •  Весело, радостно играют у высокой сосны белки.

                    9) Красив, наряден русский лес.

                   10) Дымилась роща под горою, и вместе с ней горел закат.

    4.         Игра «Четвертый лишний».

    Ночь, меч, туч, встреч.

    Ширь, чудо, жюри, жизнь.

    Налью, на пне, надою, напьюсь.

    Поздний, местный, прелестный, прекрасный.

    —          По какому признаку одно слово в строчке лишнее?

    Ш. Объяснение нового материала.

    —          Чтобы зорко видеть, люди изобрели много «инструментов»: очки, бинокли, подзорные трубы, микроскопы и телескопы. Но, оказывается, зоркими бывают не только глаза. Зорким бывает еще и ум. Для того чтобы грамотно писать, нужно иметь не только зоркий глаз, но и зоркий ум. Он помогает увидеть глазу трудные места в словах. О месте, где может возникнуть ошибка, можно сказать, что это «ошибкоопасное» место. Чтобы увидеть это место, надо понимать, почему оно возникает. Для этого нужно узнать у фонемы ее тайну. На предыдущих уроках мы рассмотрели, что гласные и согласные звуки могут оказываться в слабой и сильной позициях. Посмотрите на доску и ответьте на вопрос, почему звуки, стоящие в словах слева (слова справа закрыты), представляют трудность при подачи их на письме соответствующими буквами? (слайд № 4)

    • Дуб – дубы

    • Пруд — пруды

    • Кружка — кружек

    • Сказка — сказок

    • Ходьба — ходить

    • Прут — прутик

    • Косьба — косить

    • Молотьба — молотить

    • Крошка — крошить

    (потому, что на месте «б» может произноситься [п], на месте «з» — [с] и наоборот)

    —          По какому признаку данные звуки образуют пары? (По признаку звонкости — глухости).

    —          Прочитайте слова. Как произносятся звонкие согласные на конце слова? (Они оглушаются, т.е. произносятся как парные им глухие)

    Дуб — ду[п], пруд — пру[т]

    —          Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед глухими согласными. (Тоже оглушаются)

    Кру[ш]ка, ска[с]ка

    —          Послушайте, как произносятся звонкие согласные перед звонкими. (Звонко, т.е. их произношение в этой позиции не меняется.)

    Хо[д’]ба

    —          Как произносятся глухие согласные на конце слова? (Без изменения.)

    Пру[т]

    —          Как произносятся глухие согласные перед звонкими? (Озвончаются, т.е. произносятся как парные им звонкие).

    Ко[з’]ба, моло[д’]ба

    —          Как произносятся глухие согласные перед глухими? (Без изменений).

    Кро[ш]ка

    —          Итак, трудности в правописании представляют те случаи, когда согласный звук видоизменяется в зависимости от позиции в слове: произносится как другой, парный ему по звонкости — глухости. Следовательно, за согласными звуками в этих позициях надо строго и зорко следить, надо вовремя их узнать, пока они в другом своем виде не проникли в тетрадь. Как это сделать? Как узнать, что произносим мы один звук: пру[т] — пруд и пру[т] — прут, а записать его надо двумя разными буквами.

    —          Учащимся предлагается посмотреть на правую часть экрана, которая открывается на слайде № ^4 (по щелчку). Четко вслух читаются примеры,

    —          Какие звуки и буквы употребляются во всех словах правого столбика после звонких и глухих согласных? (Гласные).

    —          В результате проведенной работы учащиеся сами формулируют правило.

    —          Чтение правила на стр. 112 учебника. Обращается внимание на сонорные согласные.

    IV.       Закрепление.

    —          На доске записаны слова:t гря…ка, тетра…ка, зу…ки, шу…ки, сне.. .ки, пиро.. .ки. (Слайд)

    —          Зачитывается стихотворение, а дети вставляют пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:

    Парные согласные самые опасные.

    Если слышишь парный звук,

    Будь внимательным, мой друг!

    Парный сразу проверяй,

    Слово быстро изменяй.

    Рядом гласный подставляй.

    —          Где растет морковь?

    —          На грядках.

    —          Буквы пишут где?

    —          В тетрадках.

    —          Чистим что мы?

    —          Чистим зубки.

    —          Одеваем в холод?

    —          Шубки.

    —          Любим мы играть в.. .(снежки),

    —          Печь из снега.. .(пирожки).

    —          Парный в слове проверяй — Рядом гласный подставляй.

    —          Грядка! Нет чего?

    —          Нет грядок.

    —          А тетрадка?

    —          Нет тетрадок.

    —          Зубки!

    —          Изменили: зубы.

    —          Шубки!

    —          Проверяем: шубы.

    —          Снежки — снежок.

    —          Аппетитный.. .пирожок!

    —          Работа с учебником.

    1.         Выполняются устно упражнения 276, 277, 278. В упр. 278 обратить внимание на аллитерацию,

    2.         Игра-эстафета «Не подводи свой ряд»

    Учитель раздает учащимся первых парт по карточке (обычный тетрадный лист), на которых записаны слова.

    1          ряд: мо.. .г, ви.. .г, дро.. .д, съе.. .д, пое.. .д, ска.. .ка, зу….

    2          ряд: гво..дь, гру.. .ть, гро.. .дь, съе.. .т, ду…, ло.. .ка, зве.. .д.

    Задание: вставьте пропущенную букву, дайте проверочные слова. Каждый ученик выполняет по одному слову. Выигрывает ряд, который первым заполнит карточку и сделает меньше всего ошибок.

    V.        Обобщение материала. Выводы.

    Все напишем правильно

     И запомним правило.

    Парный в слове проверяй,

    Рядом гласный подставляй.

    Парные согласные

     Самые опасные. (Слайд № 6)

    VI.       Домашнее задание.

    Повторить орф. № 4, 6. Упр. 281

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here