Народная мифология и мудрость в сказке К.Г. Паустовского « Теплый хлеб » в 5 классе

М.Т. Жолдасбаева, учитель русского языка

и литературы КГУ «Средняя школа

имени М.Габдуллина с ДМЦ»

Карасайского района Алматинской области.

Цели урока: усвоение знаний о системе образов, жанре, мифологическом содержании произведения, показать единство человека и природы; развивать образное и аналитическое мышление, творческую активность, монологическую речь учащихся; воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

Оборудование: «волшебное решето» с вопросами, оценочные жетоны, выставка произведений К.Г. Паустовского, таблица к туру « Цвет, звук, вкус», эпиграф «Все вокруг нас полно поэзии. Ищите её».

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа с текстом.

Учащиеся заранее разделены на 2 команды «Колоски», «Зёрнышки».

Ход урока

  1. Организационный этап

  2. Актуализация

Проверка домашнего задания.

1. Проведение тура «Волшебное решето». Две команды поочередно отвечают на вопросы из «волшебного решета».

— Какое прозвище было у Фильки?

— Какой масти был раненый конь?

— Кто взял себе коня?

— Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня?

— Что случилось в природе после этого?

— От чего случился такой мороз?

— К кому послала бабка Фильку за советом?

— Что посоветовал Фильке Панкрат?

— Что придумал Филька ради спасения людей?

— Что понес Филька раненому коню?

— Какую роль сыграла в спасении людей сорока?

Подсчитывание баллов по жетонам, собранные командами.

2. Тур «Кто больше …» ( Пословицы и поговорки о хлебе). Оценивание.

  1. Формирование новых понятий и способов действия.

1. Работа по тексту. Тур «Паутинка» (расположите перечисленные слова в том порядке, в котором вы встретили их в тексте:

мельник, конь, сорока, Филька, мороз, хлеб, мельница, ветер, метель, бабка, свист.

2. Найдите в сказке описание хлеба.

На каком рисунке больше холодных, а на каком теплых красок? Почему?

3. Как бы вы раскрасили каждый блок, который соответствует определенному состоянию природы?

  • ветер качал спелую рожь…

  • И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей.

  • Метель начала стихать к вечеру.

  • Враз сорвалась метель.

  • Ветер дул с юга.

  • Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи.

4. Заполнение таблицы. Тур «Цвет, звук, вкус». Работа у доски. Команда «Колоски» выписывает холодные цвета, звуковые тона , вкусовые ощущения, а команда «Зёрнышки»-теплые (цвет, звук, вкус).

5. Тур «Лидер». Представители команд перечисляют все превращения по сказке: изменение Фильки, изменение погоды, превращение черствого хлеба в теплый, с «коричневой коркой» и т.д.

  1. Итоговые контрольные вопросы.

1. Почему произведение названо «Теплый хлеб», а не «Теплый ветер»?

2. О чем заставила меня задуматься сказка К. Паустовского «Теплый хлеб»?

  1. Подведение итогов урока, подсчеты жетонов, определение команды победительницы.

Участников команд и гостей урока угощают теплым хлебом, разогретым в тостере.

  1. Этап информации о домашнем задании.

1) Составить кроссворд о хлебе.

  1. Заключение урока. Чтение стихотворных строк.

Пахнет хлеб, и солнцем и землей,

И слезой, и ветром, и грозой :

Сколько в нем заботы и труда,

Сколько людям он несёт добра!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here