Урок русского языка 6 класс

Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45

Тема: « Простые, сложные и составные числительные».

Цели урока:

Обучающая: дать понятие о простых, сложных и составных числительных, научить различать числительные простые, сложные и составные числительные, определять группу числительного по составу.

Развивающая: развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование: доска, учебник, карточки с индивидуальным заданием, части предложений, бланки ответов для проверочной работы, проектор, слайды

Ход урока.

  1. Организационный момент .

Подготовка к уроку. Концентрация внимания учащихся.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. На сегодняшнем уроке мы продолжаем говорить о числительном.

2. Актуализация знаний

— как обычно . начнем с разминки: ( анализ стихотворной миниатюры)

Мечты о скорой весне

Пройдет зима холодная,

Настанут дни весенние,

Теплом растопит солнышко,

Как воск, снега пушистые.

Листами изумрудными

Леса зазеленеются,

И вместе с травкой бархатной

Взойдут цветы душистые.

С. Дрожжин

  1. Прочитайте стихотворение. Расскажите, о чем оно.

  2. Найдите в тексте слова-антонимы. Для чего автор противопоставляет времена года?

  3. Найдите в тексте сравнительный оборот.

  4. Объясните правописание выделенных букв.

  5. Выделите грамматическую основу предложений.

( Буквы С и З на конце приставок, суффиксы существительных, проверяемые гласные в корне, одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, знаки препинания). 7-10 минут.


-А теперь вспомним

  1. Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)

  2. На какие 2 группы делятся числительные ?( Количес. И поряд).

  1. Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)

  2. Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)

3.Объяснение нового материала.

1) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с простыми, сложными и составными числительными, количественных числительных, научимся определять группу числительного по составу, а также будем развивать умения и навыки в написании числительных.

— Какова же тема нашего урока? Запишем тему нашего сегодняшнего урока «Простые, сложные и составные числительные».

Слайд № 1.

Количественные и порядковые числительные по своему строению могут быть простыми( 1 корень): пять , тридцатый.

Напоминаю, что -дцать и – надцать в современном языке это суффиксы

Сложными( 2 корня): пятьдесят , пятитысячный

Также числительные могут состоять из двух или нескольких слов. Это составные числительные: тридцать пять, три пятых, сто двадцать пятый.

Соответственно с этим разделением и выделяют группы числительных по своему строению.

  1. Сколько же групп по строению имеют числительные?

  2. Какие числительные называются простыми ? ( 1 корень)

  3. Какие числительные называются сложными ? ( 2 корня)

  4. Какие числительные называются составными ? ( 2 корня и больше)

  5. Какие числительные могут быть простыми, сложными и составными?( Колич. и порядк.)

2). Знакомство с материалом учебника.

Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.

  1. Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных ? Кто попробует?

  2. ……, повтори то, что сказала ……

— сообщение учеников из истории числительных;

— Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.

— Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».

в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;

три + на + дцать = тринадцать

4. Закрепление

Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.

Слайд № 2.

Посмотрите на слайд.

Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?

сложные числительные

составные числительные

Простые: шесть участков, одиннадцатый век.

Сложные : пятьсот рублей, стотысячный покупатель.

Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.

Молодцы. Вы справились с заданием.

Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.

— работа по карточкам ( 2 человека)

— распределительный диктант: разделить числительные на две группы ( простые и составные):

Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.

А сейчас вы выступите в роли конструкторов.

Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными . Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради.

— Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.

1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.

( Составное).

2. Мы учимся в шестом классе.( Простое).

3.Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.( Сложное).

4.Проверочная работа.

А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.

Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.

Слайд № 3.

Посмотрите на ключ.

1 2 3 4 5

сл п с п сл

Проверьте у себя правильность выполнения работы . Поставьте себе оценку, передайте листочки.

Подведем итог проверочной работы.

— Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.

— Кто сделал 1 ошибку?

— Кто не справился?

Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока, достигнуты.

На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.

А сегодня на уроке получили оценки…

Выставление оценок с кратким комментарием.

Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)

Слайд № 4.

§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.

Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.

дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3

предложения с числительными, различными по своему строению.

Это интересно:

А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено , поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.

Задание: Вспомните и назовите примеры.

Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д

Литература.

  1. Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.

  2. Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»).

  3. Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.

  4. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание — М.: Просвещение, 2003.

  5. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. — 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013

Карточка №1

Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.

Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.

Карточка № 2.

Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.

Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых

Карточка № 3

Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.

В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

Мы учимся в шестом классе.

Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.

В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here