Урок русского языка 6 класс
Ковалева Т.И., учитель русского языка и литературы
п.Центральный, Володарский р-н, Нижегородской обл. МБОУ СОШ №45
Тема: « Простые, сложные и составные числительные».
Цели урока:
Обучающая: дать понятие о простых, сложных и составных числительных, научить различать числительные простые, сложные и составные числительные, определять группу числительного по составу.
Развивающая: развивать навыки, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).
Воспитательная: прививать учащимся любовь к русскому языку, поощрять интерес к новым знаниям.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование: доска, учебник, карточки с индивидуальным заданием, части предложений, бланки ответов для проверочной работы, проектор, слайды
Ход урока.
-
Организационный момент .
Подготовка к уроку. Концентрация внимания учащихся.
—Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. На сегодняшнем уроке мы продолжаем говорить о числительном.
2. Актуализация знаний
— как обычно . начнем с разминки: ( анализ стихотворной миниатюры)
Мечты о скорой весне
Пройдет зима холодная,
Настанут дни весенние,
Теплом растопит солнышко,
Как воск, снега пушистые.
Листами изумрудными
Леса зазеленеются,
И вместе с травкой бархатной
Взойдут цветы душистые.
С. Дрожжин
-
Прочитайте стихотворение. Расскажите, о чем оно.
-
Найдите в тексте слова-антонимы. Для чего автор противопоставляет времена года?
-
Найдите в тексте сравнительный оборот.
-
Объясните правописание выделенных букв.
-
Выделите грамматическую основу предложений.
( Буквы С и З на конце приставок, суффиксы существительных, проверяемые гласные в корне, одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных, знаки препинания). 7-10 минут.
-А теперь вспомним
-
Что такое имя числительное? ( Самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок при счете)
-
На какие 2 группы делятся числительные ?( Количес. И поряд).
-
Что обозначают количественные числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают количество предметов, отвечают на вопрос сколько?)
-
Что обозначают порядковые числительные? На какой вопрос отвечают? (Обозначают порядок предметов при счете, отвечают на вопросы какой? Который?)
3.Объяснение нового материала.
1) Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с простыми, сложными и составными числительными, количественных числительных, научимся определять группу числительного по составу, а также будем развивать умения и навыки в написании числительных.
— Какова же тема нашего урока? Запишем тему нашего сегодняшнего урока «Простые, сложные и составные числительные».
Слайд № 1.
Количественные и порядковые числительные по своему строению могут быть простыми( 1 корень): пять , тридцатый.
Напоминаю, что -дцать и – надцать в современном языке это суффиксы
Сложными( 2 корня): пятьдесят , пятитысячный
Также числительные могут состоять из двух или нескольких слов. Это составные числительные: тридцать пять, три пятых, сто двадцать пятый.
Соответственно с этим разделением и выделяют группы числительных по своему строению.
-
Сколько же групп по строению имеют числительные?
-
Какие числительные называются простыми ? ( 1 корень)
-
Какие числительные называются сложными ? ( 2 корня)
-
Какие числительные называются составными ? ( 2 корня и больше)
-
Какие числительные могут быть простыми, сложными и составными?( Колич. и порядк.)
2). Знакомство с материалом учебника.
Откройте учебники на стр. 147 § 60. Прочтите материал учебника.
-
Расскажите, пользуясь слайдом, о группах числительных ? Кто попробует?
-
……, повтори то, что сказала ……
— сообщение учеников из истории числительных;
— Одиннадцать образовано из выражения «один на десять» и означает «один сверх десяти», десять в произношении изменилось в дцать. Наши предки считали «один на десяте», «два на десяте», то есть, один плюс к десяти, два над десятью. Постепенно слияние трёх слов в одно дало нам одиннадцать, двенадцать, тринадцать. Так образованы все числительные второго десятка от 11 до 19.
— Слово миллион придумал знаменитый итальянский путешественник Марко Поло. Посетив в XV111 веке Китай, он не мог найти слов, чтобы выразить своё восхищение богатствами этой страны. Вот он и образовал от итальянского милли ( что означало «тысяча») и частицы -оне (соответствующей увеличительному суффиксу –ищ) новое слово.Таким образом, слово миллион дословно переводится как «тысячища».
в) словарная работа: один + на + дцать = одиннадцать;
три + на + дцать = тринадцать
4. Закрепление
Мы с вами познакомились с группами числительных по строению. Закрепим изученное, выполнив следующее задание.
Слайд № 2.
Посмотрите на слайд.
Задание: Выберете и назовите простые числительные. Как вы это определили?
сложные числительные
составные числительные
Простые: шесть участков, одиннадцатый век.
Сложные : пятьсот рублей, стотысячный покупатель.
Составные: две целых пять десятых процента, тридцать пятый год.
Молодцы. Вы справились с заданием.
Перечислите еще раз группы числительных, на которые вы искали примеры.
— работа по карточкам ( 2 человека)
— распределительный диктант: разделить числительные на две группы ( простые и составные):
Три, сорок восемь, тысяча девятьсот сорок пять, семьдесят седьмой, пятьсот сорок два, триста пятнадцать, шестьсот восемьдесят один, один миллион двести тридцать пять тысяч девятьсот семьдесят один, сто тринадцать.
А сейчас вы выступите в роли конструкторов.
Задание: У вас на партах лежат части предложений с числительными . Составьте 3 предложения и запишите в свои тетради.
— Прочитайте предложения и назовите группу числительных по строению в этой пословице.
1. В учебнике по русскому языку триста шестьдесят пять страниц.
( Составное).
2. Мы учимся в шестом классе.( Простое).
3.Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.( Сложное).
4.Проверочная работа.
А сейчас проверим, насколько вы усвоили тему урока.
Задание: У каждого из вас лежат на партах задания с бланками ответов. Подпишите бланк. Внимательно прочтите задание и впишите ответы в бланки.
Слайд № 3.
Посмотрите на ключ.
1 2 3 4 5
сл п с п сл
Проверьте у себя правильность выполнения работы . Поставьте себе оценку, передайте листочки.
Подведем итог проверочной работы.
— Кто сделал работу без ошибок? Поднимите руки.
— Кто сделал 1 ошибку?
— Кто не справился?
Я рада, что большая часть класса научилась определять группы числительных по строению без ошибок, т.е. цели, поставленные в начале нашего урока, достигнуты.
На следующих уроках мы продолжим знакомство с числительными.
А сегодня на уроке получили оценки…
Выставление оценок с кратким комментарием.
Задание на дом с рекомендациями (1 мин.)
Слайд № 4.
§ 60 стр.147 Выучить группы числительных по строению.
Упражнение 351. Определить группы числительных по строению.
☼ дополнительно по желанию: выписать из газет или журналов 3
предложения с числительными, различными по своему строению.
Это интересно:
А вы знаете, что число «семь» с древних пор считалось священным и было весьма распространено , поэтому так много существует пословиц, поговорок, фразеологизмов с этим числом.
Задание: Вспомните и назовите примеры.
Давайте я начну. На седьмом небе, 7 пятниц на неделе, спустить 7 шкур, до седьмого пота, семи пядей во лбу и т.д
Литература.
-
Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /[Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др.; научный редактор Н. М. Шанский]. – 2-е издание – М.: Просвещение, 2013.
-
Раман Т. В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык. 5 класс» / Т. В. Раман. — М.: Экзамен, 2006. — 318, — (Серия «Учебно-методический комплект»).
-
Шибалова Л. В. Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 5 класс: к учебнику Т. А. Ладыженской и др. «Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений»/Л. В. Шибалова. – 2 – е издание, переработанное и дополненное – М.: Издательство «Экзамен», 2013.
-
Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя/Г. А. Богданова.- 2-е издание — М.: Просвещение, 2003.
-
Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. — 2-е издание, переработанное – М.: ВАКО, 2013
Карточка №1
Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых.
Карточка № 2.
Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.
Одна вторая километра, одна четвертая финала, семьсот килограммов, пять человек, три дня, пять уроков, восемнадцать градусов, шестьдесят лет, три сотых участка, две седьмых
Карточка № 3
Задание : Укажите: простые ( п.); сложные ( сл.); составные (с) числительные.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.
Мы учимся в шестом классе.
Вес конфет составляет пятьдесят килограмм.
В учебнике русского языка триста шестьдесят пять страниц.