Склонение простых количественных числительных от пяти до тридцати. 6-й класс

Цели: выяснить и запомнить особенности склонения числительных от пяти до тридцати;

научиться правильно писать и употреблять падежные формы данных числительных.

Ход урока

I. Оргмомент.

Запись числа, вводное слово учителя: «Продолжаем работать по теме «Количественные числительные, обозначающие целые числа». Кратко повторим материал предыдущих уроков и перейдем к новой теме».

II. Орфографическая пятиминутка (повторение орфографии числительных).

1. Раздать карточки (3 человека) для самостоятельной работы.

Задание на карточках: Записать числительные словами, вставить безударные гласные, выделить орфограмму.

18 т…левизоров, 70 к…ртин, 800-ый к…лометр,

654 экз…мпляра, свыше 78 ч…ловек.

2. Один ученик работает у доски.

Задание: Записать числительные, объяснить их написание.

Шестьсот, пятьдесят девять, восемнадцать, восемьдесят четыре, девятьсот.

Дополнительный вопрос: Назвать простые числительные.

Какие числительные называются простыми?

III. Запись темы урока, сообщение целей и задач урока. Работа по теме.

1. Повторение теоретического материала предыдущих уроков (фронтально), переход к новой теме.

  • Какие числительные называются количественными?

  • Назовите разряды количественных числительных.

  • Приведите примеры количественных числительных, обозначающих целые числа.

  • Как изменяются количественные числительные?

  • Каковы особенности изменения числительных один, два?

2. Объяснение нового материала.

А) Простые количественные числительные от пяти до тридцати тоже имеют свои особенности.

  • Что значит «простые числительные»?

  • Назовите простые количественные числительные от 5 до 30 (несколько примеров).

Эти числительные склоняются так же, как и существительные. А вот о том, какие именно существительные, вы мне скажите позже сами, используя материал домашнего задания.

Мы просклоняем числительное, а затем сравним с тем, как изменяются существительные.

Б) Просклонять числительное шесть (один ученик у доски, остальные в тетрадях).

Итак, простые количественные числительные от пяти до тридцати склоняются так же, как и существительные третьего склонения.

— Но! среди данных есть числительные, которым нужно уделить особое внимание. Это числительные от 11 до 19. У этих числительных падежные окончания безударны, поэтому в Р., Д., П. падежах окончания этих числительных надо запомнить. Поставим числительное тринадцать в Р., Д., П. падежи (один ученик работает у доски, остальные — в тетрадях).

— Какие же окончания имеют количественные числительные от 11 до 19 в Р., Д., П. падежах?

3. Закрепление.

А) Записать словосочетания, определить падеж числительных, объяснить окончания. (Учащиеся по желанию по очереди работают у доски)

Более семнадцати часов, в одиннадцати рассказах, около тринадцати растений, на четырнадцати полях, мимо шестнадцати озер.

Б) «Устный счет».

Задание: Сначала четко прочитайте, а затем сосчитайте. (Учащиеся читают примеры, четко проговаривая их: «К пятнадцати прибавить восемь будет …» и т.д.)

Последний пример учащиеся записывают в тетрадь без ответа, определяют падеж числительного 19, выделяют его окончание.

В) Самостоятельно составить и записать два подобных примера без ответов, используя простые количественные числительные от 5 до 30. Определить падежи числительных, выделить их окончания.

Г) Чтение теоретического материала по учебнику.

4. Выводы.

  • Что мы узнали сегодня о склонении простых количественных числительных от 5 до 30?

  • Почему особое внимание надо обратить на числительные от 11 до 19?

  • Какое же окончание пишется у данных числительных в Р., Д., П. падежах?

5. Запись и объяснение домашнего задания

IV. Повторение. Буквенный диктант.

Учитель читает слова. Задача учащихся самостоятельно определить части речи и записать номер слова и начальную букву слова, называющего часть речи. Тетради с данной работой сдаются сразу после урока на проверку учителю.

Два, двойка, двое, двойной, удвоить, вдвоем, дважды, двоякий, второй.

Запись у учащихся:

1 ч

2 с

3 ч

4 п

5 гл.

6 н

7 н

8 п

9 ч

V. Итог урока.

Сообщение оценок за работу на карточках и за активную работу на уроке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here