Восточно-Казахстанская область

гимназия № 37

Открытый урок на тему :

«Состав слова»,

проведенный в 6 «А» классе.

Учитель : Журтбаева Г.Т.

2013-2014

Урок русского языка

Класс: 6 «А»

Тема урока: Состав слова.

Цель: Организовать деятельность учащихся по формированию умения разбирать слова по составу.

Задачи: 1. Уточнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание” «основа»;        создать условия для формирования  умения разбирать слово по составу с опорой на алгоритм, образовывать новые слова с помощью морфем; закрепить знания о словообразовании (суффиксальном, приставочном, приставочно – суффиксальном.).

  1.  Развивать память, внимание, мышление, связную речь орфографическую зоркость; развивать умения ставить учебные цели; контролировать, регулировать и анализировать собственную учебную деятельность.

  2. воспитывать потребность оценивать свою деятельность,  воспитывать доброе отношение друг к другу; способствовать воспитанию сотрудничества, взаимопомощи; воспитывать интерес к родному языку.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация, карточки с морфемами.

Ход урока.

  1. Мотивационно — ориентировочный этап.

— Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Мысленно пожелайте друг другу удач, успехов.  Я желаю вам удачной работы на уроке.

II. Операционно – содержательный этап

 1.     Словарный диктант:

Корень, приставка, окончание, суффикс, основа.

— Придумайте задания, что можно сделать с этими словами (поставить ударения, подчеркнуть орфограммы, разделить на слоги).

2. Постановка учебной задачи и цели урока.  

-Прочитайте ещё раз слова, определите, чем будем заниматься на сегодняшнем уроке. (повторять части слова, разбирать слова по составу)

-Следовательно, какова же цель сегодняшнего урока? СЛАЙД 2.

— Что нам помогает действовать быстро, организованно и грамотно при разборе слов по составу? (алгоритм).

— Тема сегодняшнего урока. (Состав слова и словообразование) СЛАЙД 1.

3. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет “ Разминка для ума ”. Отвечаем хором, быстро.

1) Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…

2) Общая часть родственных слов называется …

3) ) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ….

4) Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ….

5) Часть слова без окончания называется …

III. Практическое применение знаний. Разбор слов по составу

— Чтение «Сказки о чудесном дереве» СЛАЙД 4-5-6

  Молодцы. А теперь мы попробуем применить эти знания на практике.

Задание. Выписать из текста (стр. 48) однокоренные слова СЛАЙД 6

  1. Для начала восстановим алгоритм разбора слова по составу: (У детей на партах пошаговый план алгоритма. Учащиеся работают в парах)

Помни, при разборе слова
Окончанье и основу
Первым делом находи.
После корня будет суффикс,
А приставка впереди.

  1. Пишу слово

  2. Изменяю слово, выделяю окончание

  3. Отделяю основу от окончания и выделяю основу

  4. Подбираю однокоренные слова и выделяю корень

  5. Нахожу и обозначаю суффикс

  6. Нахожу и обозначаю приставку

2. «Найди лишнее слово» СЛАЙД 7

   Ваша задача – выписать однокоренные слова, пользуясь алгоритмом, разобрать слова по составу.

Вывод: Какие знания вам пригодились, чтобы разобрать по составу слова? (знание алгоритма)

3.Чтение правила стр.45 . Нулевое окончание.

Найди слова с нулевым окончанием . СЛАЙД 8.

Вывод:  Окончание ,не выраженное звуками, является нулевым.

4. СЛАЙД 9 Родственник. Даны слова : гусь, гусыня,гусята, гусеница . Что можете сказать об этих словах? Сколько здесь однокоренных слов?

Обобщение учителя: Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Если речь идет о причине чего-то плохого, скажут “корень зла”. Если надо что – то основательно переделать, говорят о “коренной переработке”.

5 Задание «Хитрые вопросы» Образуйте новые слова. При помощи чего образованы они?

Обобщение учителя: Суффиксы – это мастера на все руки. Они могут образовывать названия предметов, менять род, число, могут образовывать от одной части речи другие: например – лес – лесной, сад – садил. Есть суффиксы, которые уже отживают свой век, а есть – которые часто используются в образовании новых слов СЛАЙД 10-11

6«Отгадай слово» СЛАЙД 12-16

7.СЛОВО учителя

Перед корнем есть приставка,
Слитно пишется она
А при помощи приставки
Образуются слова.

СЛАЙД 17.Подобрать к рисункам подписи и определить при помощи чего образованы новые слова.

СЛАЙД 18-19. Указать слова, в которых ПРО, О, ДО является частью корня

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

— А теперь подведем итог нашего урока. Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без).

— А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?

Тестирование. СЛАЙД 20

1. Чтобы выделить корень…

А)  подбираем проверочные слова

Б)  выделяем окончание  

В)  изменяем форму слова

Г)  подбираем однокоренные слова

 2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег.

4. В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

Г. Пик, пальчик, домик.

5. Окончание …

А) служит для образования новых слов

Б) это изменяемая часть слова

В) часть речи

Г) значимая часть слова

-Итак, подведем итоги тестирования. (Оценивание).

— Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?  

 (Правильно и грамотно писать, т. к. орфограмма может встретиться в любой части слова и  уметь правильно определять место орфограммы в слове, расширять свой словарный запас)

— Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знание

    предыдущего материала, взаимопомощь).

V Рефлексия. Слайд № .

Сегодня на уроке

  • Я не знал (а)… Теперь я знаю…

  • Мне было трудно…

  • Теперь я могу…

  • Мне было легко, потому что…

  • Мне захотелось…

VI Домашнее задание. СЛАЙД  21.

  — Ребята, я хочу предложить на выбор два задания для домашней работы:

  Придумайте и запишите 7–10 слов к схеме, где присутствуют все части слова

  Упр. 198.

 VI Спасибо за урок. СЛАЙД 9.

вручаются памятки с алгоритмом разбора слова по составу.

Как разбирать слова по составу( Алгоритм работы)

1Пишу слово

2Изменяю слово, выделяю окончание

3.Отделяю основу от окончания и выделяю основу

4.Подбираю однокоренные слова и выделяю корень

5.Нахожу и обозначаю суффикс

6.Нахожу и обозначаю приставку

1. Чтобы выделить корень…

А)  подбираем проверочные слова

Б)  выделяем окончание

В)  изменяем форму слова

Г)  подбираем однокоренные слова

 2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег.

4. В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

Г. Пик, пальчик, домик.

5. Окончание …

А) служит для образования новых слов

Б) это изменяемая часть слова

В) часть речи

Г) значимая часть слова

1. Чтобы выделить корень…

А)  подбираем проверочные слова

Б)  выделяем окончание

В)  изменяем форму слова

Г)  подбираем однокоренные слова

 2. В какой из строчек все слова являются однокоренными?

А. Горка, гористый, горячий.

Б. Ужалить, жалко, жалоба.

В. Дом, домашний, домишко.

Г. Водить, вода, водяной.

3. В какой из строчек все слова имеют приставку по-?

А. Подумать, побежать, поезд.

Б. Потеплеть, поверх, полк.

В. Покатить, подержать, покой.

Г. Пока, поход, побег.

4. В какой из строчек все слова имеют суффикс -ик- ?

А. Дворик, столик, облик.

Б. Носик, мячик, карандашик.

В. Стульчик, ключик, сникнуть.

Г. Пик, пальчик, домик.

5. Окончание …

А) служит для образования новых слов

Б) это изменяемая часть слова

В) часть речи

Г) значимая часть слова

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here