Конспект урока для 7 класса
(ФИО) Кальянова Наталья Николаевна
Район Косихинский
Образовательное учреждение МКОУ «Верх-Жилинская ООШ»
Предмет (или должность) учитель русского языка и литературы
Класс 7
Тема урока «Частица как часть речи. Разряды частиц»
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: ПК, проектор, экран, презентация, ЭОР.
Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта, М., Дрофа, 2010.
Цели:
1. Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи.
2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.
Задачи:
1. Показать отличие частицы от других служебных частей речи и её своеобразие.
2. Развивать познавательный интерес.
3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
6. Воспитывать внимательное отношение к слову.
7. формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся.
Планируемые результаты:
1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи
2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.
3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.
4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.
5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу
6. Учащиеся проводят личностную рефлексию
Структура урока:
-
Организационный этап.
-
Актуализация знаний.
-
Постановка учебной задачи.
-
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
-
Физ. минутка.
-
Закрепление изученного материала.
-
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
-
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся | Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент, мотивация к учебной деятельности (Задачи: развивать умение мобилизоваться, сосредоточиться для активной учебно-познавательной деятельности; создать рабочую, творческую обстановку на уроке, проверить готовность класса к учебной деятельности) | — Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь давайте поделимся своими улыбками, громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Посмотрите на доску. Там написан эпиграф к нашему уроку. Давайте его прочитаем. «Не стыдно не знать, Стыдно не учиться» — Как вы понимаете данное высказывание? — Вы с ним согласны? — Так давайте сегодняшний наш урок мы проведём под этим девизом. — Итак, не будем терять время и перейдём к работе. |
Приветствие учащихся. Восприятие Настрой на активную познавательную деятельность
(Слайд 2) | Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний
3. Постановка учебной задачи.
| — Мы с вами продолжаем изучение такого раздела науки о языке как морфология. Давайте вспомним, что она изучает? Сегодня мы должны познакомиться с новой частью речи. Но как она называется, мы узнаем, когда разгадаем кроссворд. Но для этого нам нужно вспомнить названия и определения уже известных частей речи. Я буду задавать вопрос, я вы поднимаете руку. 1. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола. 2. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? или чей? 3. Служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые предложения в составе сложного. 4. Самостоятельная часть речи, которая обозначает число, количество предметов, порядок их при счете и отвечает на вопросы сколько? который? (какой?) 5. Самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действий или признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? 6. Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Теперь мы уже может назвать загаданное слово, но не известна еще одна буква. Ее отсутствие, думаю, не вызовет у вас затруднений. Ответьте на вопрос, с какой частью речи мы начинаем знакомиться? (Частица.) — Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
— Откройте тетради, запишите число. Классная работа. Тему урока. — Исходя из темы урока, сформулируйтеего главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
— Правильно, в конце этого урока мы должны, выявить особенности частицы как служебной части речи, научиться отличать частицы от других частей речи, уметь находить частицы в тексте, определять их значение
|
(Морфология – раздел науки о языке, изучающий слова как части речи.)
Учащиеся разгадывают кроссворд. (Слайд 3) — Причастие
— Прилагательное
— Союз
— Числительное
— Наречие
— Глагол
Слайд 1
Тема нашего урока «Частица как часть речи.
Запись учащимися числа, «Классная работа», темы урока. Формулируют цели изучения нового материала. — Цель урока — понять, зачем нам нужны частицы и для чего мы их изучаем. | Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IV. Изучение нового учебного материала (Цель: способствовать формированию умственной культуры труда, продолжить развитие информационных умений, умений получать информацию из различных источников, систематизировать и обобщать информацию) 1. Наблюдение над языком.
2. Сообщение подготовленного ученика.
3. Исследовательская работа
4. Вывод.
5. Работа с таблицей. www.school-collection.edu.ru .
6. Отличие частиц от других частей речи.
7. Слово учителя.
V. Закрепление изученного материала (Цель: выполнять учебные задания с целью проверки знаний, умений, навыков. Формировать культуру труда. Развивать логическое мышление на основе индивидуальных возможностей каждого ребёнка, валеологических навыков и умений, саморегуляции) 1. Определение оттенков значения частиц
2.Лексическая разминка
3. Работа с пословицами
4. Работа в парах
5. Творческое применение и добывание знаний.
|
Формирование понятия «частицы», отличие от других частей речи. Посмотрите на экран, здесь дан текст. Ваша задача – записать его, объяснить постановку знаков препинания, назвать части речи. 1. Молния вспыхивает как будто в самой бричке… В ту же секунду над самой головой раздается величественный гул, который, как будто поднимаясь все выше и выше, постепенно усиливается и переходит в оглушительный треск, невольно заставляющий трепетать и сдерживать дыхание. Гнев Божий! Как много поэзии в этой простонародной мысли! (Л.Толстой.) — Какова цель употребления в речи слова как? (Для выражения чувства говорящего – восхищения. Это восклицательная частица. Именно такие частицы «делают» предложение восклицательными.) 2. — Бабушка важная, но совсем не сердитая; напротив, очень добрая, веселая. Коли бы ты видела, какой бал был в ее именины! — Все-таки я боюсь ее, да, впрочем, бог знает, будем ли мы… (Л.Толстой.) — Какова цель употребления бы, не, все-таки, ли?
Для того чтобы понять, какое значение имеют частицы в нашей речи, обратимся к истории.
— Послушаем историю, которая произошла в конце XVIII века при царствовании Павла I. В канцелярии Преображенского полка молодой писарь второпях допустил нелепое написание: вместо «Подпоручики же Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»написал «Подпоручик Киже, Стивен, Рыбин, Аракчеев назначаются…»). У него получилось лишняя фамилия в приказе. Приказ этот был подписан императором Павлом. Так появился в Преображенском полку новый офицер. Командир полка не осмелился доложить об ошибке взбалмошному императору, боясь его гнева. И пришлось ему делать вид, что такой подпоручик служит в полку. Впоследствии с этим несуществующим подпоручиком Киже происходят забавные истории: его ссылают в Сибирь, возвращают из ссылки, женят на фрейлине, он дослужился до генеральского чина. Когда же Павел хотел вызвать Киже к себе и доверить ему охрану своей царственной особы, то придворные, утаившие истину от императора, поспешили сделать так, что генерал Киже «внезапно» заболел и через 3 дня умер.
— Как же такая история могла произойти? Предлагаю вам провести расследование этого таинственного дела. — Сравните 2 предложения. В чем между ними разница? (Писарь образовал новое слово – ки + же = Киже, собственное существительное). Маленькая частица ЖЕ привела к такому большому недоразумению. Исследовательская работа Это случилось давно, а внаше время нужны ли частицы в нашей речи? Или может они вообще не нужны и не важны? А для доказательства этой гипотизы я предлагаю провести исследовательскую работу. Прочитайте текст и определите стиль текста. Как его можно озаглавить? Попробуйте исключить выделенные слова из текста. Что изменилось? Что они вносят в предложение? Вот спорый дождь. По всей реке стоит стеклянный звон. Именно по высоте этого звона догадываешься, набирает ли дождь силу или стихает. А мелкий грибной дождь не звенит, лишь шепчет что-то своё, усыпительное. О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». А кому же плакать такими сияющими слезами горя или радости? Именно сказочной красавице царевне. (По К. Паустовскому) (ВОТ – выражает указание, ИМЕННО – выражает уточнение, НЕ – выражает отрицание, ЛИШЬ – выражает выделение, ограничение)
(«Смысловые значения частиц»). — Употребите разные частицы в данном предложении. Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком.
Давайте сделаем вывод: частицы вносят различные оттенки в предложении. Для чего еще служат частицы в речи?
Коллективное исследование таблицы «Частицы. Разряды частиц»
Физ. минутка (пауза релаксации)
(Высвечивается на экране) Да здравствует Солнце! Да скроется тьма! В нашем лесу росли ель да сосна. -Частица ли в данном предложении слово да. А какой частью речи является это слово? (союз в значении и). Ни шагу дальше! Мал золотник да дорог. Да здравствует мир на планете! ( В первом предложении союз да связывает сочинительной связью однородные члены предложения; во втором – частица да средством связи не является, она придает высказыванию торжественность, возвышенность) Частицы, сравнительно, молодая часть речи, в русском языке их немного, употребляются они в различных стилях речи. Но в языке, как вы убедились, часто встречаются омонимичные (одинаково звучащие) союзы и частицы, частицы и наречия. Например, Командир звездолета говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света звезды. В первом предложении слово просто зависит от сказуемого (говорил как?), в предложении является обстоятельством образа действия, то есть наречием; во втором предложении слово просто не является членом предложения, к нему нельзя поставить вопрос, слово усиливает значение сказуемого. Это частица.
Найдите частицы. Определите оттенки значения частиц, разницы в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий. 1.В тесноте, да не в обиде. (союз да в значении но) 2. И полно, что за счеты! (полно – прекратить, остановить, просят не считаться). 3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит (а – противительный союз, противопоставляет простые предложения в составе сложного). 4. И надобно ж беде случиться! (ж – сожаление) 5. А погода великолепная! (А — радость, усиление). «Продолжи фразеологизм» Кашу маслом Комар носа Палец в рот Палец о палец Ни свет Ни рыба — С какой целью вы выполняли это задание?
Вставить пропущенные частицы и указать разряды. Объяснить значение пословиц. Была (бы) шея, а хомут найдётся. Кто везёт, того (же) погоняют. Не было (бы) счастья, да несчастье помогло. Людей хулит, а сам так (же) сшит. Дело (не) комар, от него (не) отмахнёшься. Итак, в этих пословицах мы вставили частицы – пишутся раздельно. А сейчас задание посложнее: надо объяснить, Почему в одних случаях бы, же пишется раздельно, а в других – слитно. К-1. Мы продолжали двигаться по болоту так(же)осторожно, как и раньше. К-2. Работали все с одушевлением; он так(же) старался не отставать от других. К -3. Что(бы) мне подарить сестрёнке, что(бы) она обрадовалась. К -4. Тучи ползли по небу так(же) медленно, как и раньше. Луна взошла сильно багровая и хмурая; звёзды то(же) нахмурились.
Прочитайте замечательное пожелание – строки из песни (можно спеть)
— А что тебе хотелось бы пожелать своим родным, близким, друзьям, людям вообще? Запиши свои пожелания, использовав частицу пусть. — Какая это частица? — А какие ещё формообразующие частицы вы знаете? Составьте связный текст на тему «Мир и дружба», употребив глаголы в повелительном наклонении с частицами пусть, да, давайте. — В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст? — Какова его задача? — К какому стилю речи он относится? — Какие языковые приметы этого стиля здесь есть? Одним из признаков этого стиля является также использование частицы да, пусть. |
(Слайд 4)
Записывают текст, объясняют постановку знаков препинания, называют части речи.
(Слайд 5)
Выступление подготовленного ученика
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Продолжают, записывая в тетрадь. (не испортишь) (не подточит) (не клади) (не ударит) (ни заря) (ни мясо)
Слайд 11 Подчёркивают частицы, определяют разряд.
Слайд 12
Выполняют в тетради.
Слайд 13
Мы желаем счастья вам, Счастья в этом мире большом. Пусть, как солнце по утрам, К вам оно заходит в дом.
Возможный вариант. Люди всей Земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет чистое и светлое небо над нами! Да здравствует мир на Земле!
Этот текст может прозвучать с трибуны на митинге, на собрании. Воздействовать на людей. Публицистическому. Для него характерна призывность, эмоциональность, взволнованность. Обращение к слушателям, побудительные, восклицательные предложения. |
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
УУД: регулятивные (работа с текстом: определяют тему и главную мысль).
УУД: познавательные (опираются на уже известное).
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI. Диагностика усвоения. (ЭОР)
|
Тест «Проверь себя». Частица как часть речи. Употребление частиц в речи.
|
Выполняют тесты.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия деятельности.
VIII. Подведение итогов. (Цель: подвести итог по развитию аналитических навыков и логического мышления учащихся; отметить, что и как учащиеся сделали на уроке по решению этапных задач и основной учебной цели; поощрить каждого за работу на уроке, поддержать морально «слабых», вселить уверенность в своих учебных возможностях каждого) | Фронтальный опрос Цель: повторение, закрепление, осознанность изученного на уроке. -Является ли частица членом предложения? (нет) -Частица – это самостоятельная часть речи? (нет). А какая? (служебная) -Какие это частицы: бы, б, пусть, пускай? (формообразующие) -Назовите отрицательные частицы. (не, ни) -Какие частицы вносят дополнительные оттенки в значения слов и предложений? (модальные) -Форму какого наклонения глагола образуют частицы бы, б? (условного) -Форму какого наклонения образует частица пусть? (повелительного) -Что такое частица? (служебная часть речи) -Для чего служит частица? ( с помощью частицы образуются формы наклонений глагола и изменяется значение слов, словосочетаний, предложений)
— С чем познакомились? — Чему научились? — Что взяли для себя с урока? Оценки за урок. |
Отвечают на вопросы: Слайд 14 Что нового Я узнал? Чему Я научился? Где мне пригодятся полученные знания? |
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
IX. Задание на дом. (Цель: продолжить формирование навыков культуры индивидуального и коллективного учебного труда; убедить учащихся в посильности выполнения домашнего задания) Творческое домашнее задание
|
1.Сочинить грамматическую сказку «Жила-была частица…». 2. Написать сочинение – рассуждение на тему «Важны ли частицы в нашей речи?» |
Слайд 15 Запись учащимися задания в дневники. |
|