Тема: Три склонения имен существительных в единственном числе
Цели:
-
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе;
-
Познакомить с распознаванием типа склонения по окончанию и по роду;
-
Развивать орфографическую зоркость, связную речь, мышление, внимание, познавательный интерес;
-
Воспитывать любовь к Родине, трудолюбие, аккуратность, взаимопомощь.
Оборудование:
-
презентация к уроку,
-
карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент. — Проверьте рабочие места, настройтесь на рабочий лад. Тихо сядьте.
Начинается урок
Он пойдет, ребята, впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
2. Минутка чистописания по образцам в Т: ина род
3. Оформление рабочей записи. — Откройте тетради, запишите число, «классная работа».
4. Словарная работа. 1) — Переходим к повторению словарных слов. — На какую тему будут слова? Это мы узнаем, сложив слоги из минутки чистописания. РОДИНА ( Слайд) – Что вы знаете о своей Родине? (Слайд)
Моя республика Она велика: От Алтая до Каспия. Она широка, Как народа душа. Она же – Европа, Она же – и Азия, И волны Урала, И всплеск Иртыша.
— Это страна бескрайних степей, гор, пустыней, быстрых скакунов.
2) — Ваши ассоциации по теме Родина.
— А запишем мы с вами такие слова, которые нужно знать, как правильно без ошибок писать эти нужные слова (Слайд):
Казахстан Астана народ республика столица президент отчизна родина отечество
— С точки зрения русского языка, найдите «лишнее» слово. Почему? – В какие пары можно их объединить? Составь предложения Найдите синонимы к слову Родина
— Новое словарное слово – ДЕКАБРЬ Определите лексическое значение слова. Составьте предложение. Поставьте ударение. Разделите на слоги. Сколько букв, звуков? Определите непроверяемую безударную гласную.
— Как это слово связано с темой Родина? С Казахстаном?
— Что отмечает народ Казахстана в декабре? (Ответы детей) (Слайд)
– Сколько лет Независимости Казахстана? Весь этот год посвящен этой дате. (Слайд)
— Какой вклад вносите вы для процветания нашей Родины?
В декабре мы отмечаем день Независимости Казахстана. (запись в Т)
5. Итог словарной работы — Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.
— Мы будем продолжать работу на следующих уроках. И я думаю, вскоре все ребята будут писать словарные слова без ошибок.
6. Сообщение цели урока.
— Какой частью речи являются записанные словарные слова? (Имя существительное)
– Что мы знаем о существительном? Игра «Доскажи»
— Найдите имена существительные в предложении. Автобус едет по улице Мира и по площади Свободы.
(Автобус, по улице, Кирова, по площади, Свободы)
— Определите падеж и выделите окончания в словах по улице, по площади. (Дательный падеж)
— Почему в данных словах разные окончания, хотя стоят они в одном и том же падеже, употреблены с одним предлогом?
— Вот на этот вопрос нам предстоит ответить сегодня на уроке.
7. Работа по теме урока. Конь, вода, Юра, земля, дочь, море, Витя, стол, окно, степь.
— Прочитайте слова, найдите общее. (Существительные в единственном числе, в именительном падеже)
— Разделите существительные на группы, ориентируясь на указания:
— Назовите существительные женского рода с окончаниями — а, — я. (Вода, земля)
— Назовите существительные мужского рода с окончаниями — а, — я. (Юра, Витя)
— Прочитайте оставшиеся существительные мужского рода. (Стол, конь)
— Выделите в них окончания.
— Назовите существительные среднего рода и выделите у них окончания. (Окно, море)
— Назовите оставшиеся имена существительные. Определите род. Какая буква на конце слов?
(Существительные степь, дочь женского рода с мягким знаком на конце)
Сущ. м. р. | Сущ. м. р. | Сущ. ср. р. | Сущ. ж. р. | |
вода | Юра | конь | окно | степь |
земля | Витя | стол | море | дочь |
/_________________/ | /____________________/ | /__________/ | ||
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
— По каким признакам мы сгруппировали существительные? (По роду и окончанию)
— С помощью рода и окончания существительного мы можем определить его склонение. Существительные бывают первого, второго и третьего склонения.
— Сделайте вывод, какие существительные относятся к первому склонению, ко второму склонению, и к третьему склонению.
Вывод: К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями — а, — я в именительном падеже.
Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями — о, -е в именительном падеже.
К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже.
8. Работа с правилом.
— Проверим, правильно ли мы рассуждаем. Откройте учебник на странице 86. Прочитайте правило.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
— Рассмотри таблицу (Слайд) Сделай вывод.
9. Упражнение в определении склонения имен существительных.
Определите склонение следующих существительных: яблоко, ягода, молоко, лошадь, товарищ, книга, письмо.
10. Составление алгоритма действий при определении склонения имени существительного.
— Как мы определяли склонение имени существительного?
Алгоритм действий при определении склонения имени существительного (Слайд)
Чтобы определить склонение имени существительного, нужно:
-
Определить род.
-
Выделить окончание существительного в именительном падеже единственного числа.
-
По роду и по окончанию определить склонение.
11. Физминутка.
— Я зачитываю загадки. Вы должны их отгадать и определить склонение. Если это существительное 1скл., вы должны присесть, руки вперёд. Если это существительное 2 скл. — наклон вперёд, руки должны достать носочки. Если 3 скл. — подпрыгнуть.
1. Кто ни в жару, ни в стужу
Не снимает шубу? (Баран)
2. Кто на ветке шишки грыз,
И бросал объедки вниз? (Белка)
3. В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
4. Закружу, заверчу,
В небеса улечу. (Вертолёт)
5. Ящик на коленях пляшет —
То поёт, то горько плачет. (Гармонь)
6. Никого не обижает,
А её все толкают. (Дверь)
7. Много рук, а нога одна. (Дерево)
8. Колюч, да не ёж. (Ёрш)
9. Шесть ног без копыт,
Летит — жужжит,
Упадёт — землю роет. (Жук)
10. По земле ползёт,
А к себе не подпускает. (Змея)
11. Закутан ребёнок в сто пелёнок. (Капуста)
12. Над домами и дорожками
Висит кусок лепёшки.
(Луна)
12. Работа с учебником. — Прочитайте задание к упражнению.
(Первичное чтение «про себя», вторично читает ученик)
— Какие задания мы должны выполнить? (Определить падеж каждого существительного. Написать существительные в три столбика по склонениям) Работа с комментированием.
Проверка. Прочитайте существительные первого склонения. Прочитайте существительные второго склонения. Прочитайте существительные третьего склонения. (Слайд)
13. Разноуровневая самостоятельная работа.
— Теперь проверим, на каком уровне каждый ученик усвоил материал. Прочитайте задания на карточках. Выполняем их по порядку.
Уровень 1. Спиши существительные. Укажи склонение.
Герой, дупло, ночь, яблоко, море, метель, родник, погода, поляна, помощь.
Уровень 2. Выпиши существительные 3 склонения.
Жизнь, печь, дочь, картофель, степь, автомобиль, морковь, тетрадь, лошадь, конь, день, лень, пень, боль, площадь.
Уровень 3. Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.
Отец, деревня, торжество, везение, чародей, зной. Проверка.
14. Итог урока.
— Вернёмся к решению той проблемы, которая была поставлена в начале урока: почему в словах по улице, по площади разные окончания?
(Существительное улица первого склонения, существительное площадь третьего склонения)
— С какой целью необходимо научиться узнавать склонение существительных?
(Чтобы правильно писать окончание существительного)
— Это мы изучим на следующих уроках. Оценки за урок
Домашнее задание: с.86 учить правило, упр.192