Конспект урока в 7-ом классе (школа VIIIвида)
Тема: «Глагол» (повторение и обобщение пройденного материала)
Тип урока: урок творческого воображения
Цели:
-
Повторение и обобщение пройденного по теме «Глагол»
-
Формировать навыки определения морфологических признаков глагола
-
Воспитывать любовь к искусству, развивать творческое воображение
Оборудование: карточки со словами, картина Левитана «Большая вода», запись музыки
Ход урока
-
Организационный момент
-
Фронтальный опрос
— Дайте определение глагола. Назовите его грамматические признаки.
3. Творческое задание
— Посмотрите за окно и составьте мини – текст на тему «Пейзажные зарисовки». При составлении предложений, используйте глаголы.
4. Объявление темы урока. Постановка целей.
5. Запись темы урока в тетрадь
6. Выборочный диктант
— Выписать глаголы. Указать время.
«Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною, Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою.
— Проверим ваши работы
7. Творческая синонимия
— Подберите синонимы к глаголам из текста. Вспомните, что такое «синонимы»?
( снег тает – исчезает, редеет, рассеивается; ручьи бегут – мчатся, несутся, текут, удирают; соловьи засвищут – запоют; лес оденется – нарядится, облачится)
8. Словарная работа
Открыть карточку со словом «пейзаж» (фр. Страна, местность) – картина природы в художественном произведении. Запись слова в тетрадь.
— Какое значение имеет пейзаж в художественном произведении? (Передаёт красоту окружающего мира, а также внутренний мир и душевное состояние героя.)
— При помощи чего писатели и поэты передают нам красоту и великолепие природы? (При помощи слова)
9. Физкультминутка
10. Творческое задание (индивидуальные карточки)
— Каждое предложение заменить безличным глаголом:
-
Восток заалел яснее – светает
-
Идёт мелкий дождичек – моросит
-
В лесу воздух прозрачный и свежий – легко дышится
-
Солнце скатывалось за горизонт – вечерело
-
На лужах тонкая корка льда – подморозило
— Какие глаголы называются безличными?
11. Эвристическая беседа
— Мы говорили о том, что поэты и писатели создают свои пейзажи при помощи слова. А при помощи чего создают пейзажи художники? ( При помощи кисти и красок.)
— Таких художников называют пейзажистами. Пейзажист – художник, специалист по пейзажам. Запишем это слово в тетрадь. Разберём его по составу.
— Одним из выдающихся художников – пейзажистов был И. И. Левитан
12. Сообщение ученика о творчестве художника и кратко о картине
13. Творческая работа
— Написать мини – сочинение, используя глаголы в разных временных формах.
— Зачитаем, что у нас получилось.
Во время работы звучит пьеса П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
14. Заключительный этап урока
— Во время нашей работы прозвучала пьеса П. И. Чайковского из цикла «Времена года». Композитор каждому месяцу посвятил особую неповторимую мелодию.
— Так при помощи чего передаёт нам красоту природы композитор? (При помощи звука.)
15. Итоги урока
— О какой части речи мы вели сегодня разговор? А о чём ещё шла речь на уроке? (О пейзаже)
— Друзья, только ли на картинах художников – пейзажистов мы видели пейзажи? Где ещё? (На улице, вокруг нас).
— Но мы, занятые повседневными делами, так редко замечаем, как ярко светит солнце, как голубеют небеса, как чудно поют птицы. А ведь вокруг нас изумительные картины природы, нужно только увидеть, услышать их, и мир оживёт.
16. Выставление оценок. Домашнее задание.
— Вообразите, что вы попали рано утром на берег озера. Опишите, какие пейзажные зарисовки открылись вашему взору.