Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя общеобразовательная школа № 14
с углубленным изучением отдельных предметов»
Фестиваль
«Живое слово»
Номинация «Активная грамотность»
Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете
урок русского языка
Пятовская Мария Вячеславовна
учитель русского языка и литературы
тел. 911-563-66-81
2014 год
УРОК 7 класс
Тема: Р/р Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете.
Тип урока: урок развития речи.
Цели как деятельность учеников:
М/р: самостоятельно формулировать тему, составлять план работы, прогнозировать и корректировать свою деятельность.
М/п: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) и рефлексировать вид чтения.
М/к: свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, формулировать собственное мнение, координировать его с позицией партнёров, участвовать в речевом общении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
-
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания с помощью ИКТ
-
Ученики работали дома с пересказом легенды о древнем баснописце Эзопе и языке. (Приложение 1)
Назовите ключевые фразы. (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). (Слайд №3. Презентация). Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?
Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.
2. Находить и извлекать из текста необходимую информацию.
3. Пользоваться информацией на разных носителях, в том числе электронных.
III. Введение в тему урока на основе проверки домашнего задания
-
Опираясь на ключевые фразы, попробуйте назвать тему урока
(Слайд №3. Презентация)
Согласны ли вы с суждениями Эзопа? Докажите, что он прав.
Ученики делают предположение, что слово может и принести человеку пользу, и причинить вред.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
IV. Углубление в тему и развитие речевых умений
-
Ученики сравнивают цитаты и легенду, делают выводы.
Что общего между тем, что сказал Эзоп и высказываниями, которые записаны на слайде? (Слайд №4)
Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”.
В. Шефнер писал: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”.
Вывод: Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести.
-
Ученики в группах работают со словарем понятий, составляют таблицу.
Словарь понятий. (Слайд №5)
-
Скверна (устар. и книжн.) – это нечто гнусное, мерзкое, порочное.
-
Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.
-
Ругательство означает “грубое, бранное выражение”,
-
Ругаться – Произносить грубые, бранные слова. 2. Поносить друг друга бранными словами, ссориться. 3. Издеваться, заниматься надругательством, т.е. ругательство имеет направленность чаще всего на ближнего.
-
Скабрёзный — неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.
Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):
– Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда “скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов).
– Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).
-
Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Приложение 2). Читает подготовленный ученик.
– Как вы относитесь к тому, что “язык дикарей” грозит стать нормой?
-
Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”
Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:
-
Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры.
-
Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.
-
Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех.
Из истории сквернословия
Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.
Чтение учащимся и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”. (Приложение 3)
В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.
Проблемный диалог.
– Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”) (Слайд № 20)
– Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)
– Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей)
– На каких исторических фактах оно базируется?
(Слайд №21)
Предлагается составить таблицу или схему, как менялось отношение к мату. В конце делается вывод, к чему все это привело.
Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские – язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу. Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро-монголы. После нашествия Батыя русские научились тому мату, который мы слышим сегодня.
Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других праздниках и обрядах, где оставались языческие корни. Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами. Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.
Матерный язык в массовости был присущ рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти. Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям. Во время “оттепели” стали появляться все новые и новые матерные частушки.
После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.
-
Как же избавиться от сквернословия? (Слайд №24-29)
Работа в группах. Ученики разрабатывают рекомендации, а потом их презентуют.
-
Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.
-
Осознавать, ценить и беречь свой авторитет.
-
Уметь культурно отдыхать..
-
Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.
-
Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.
-
Постоянно заниматься самосовершенствованием.
-
Читать хорошую литературу.
-
Быть разборчивым в выборе друзей.
-
Искренне любить людей и бояться их обидеть.
Личностные результаты (духовно-нравственное)
Воспитание эстетического вкуса, формирование культурных, нравственных ценностей.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы.
2. Устанавливать причинно-следственные связи.
3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, таблица), преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять взаимодействие в группе, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.
3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
ТОУУ
V. Итог урока.
Рефлексия
-
Я сегодня задумался о….
-
Мне сегодня понравилось…
-
Я остался при своем мнении…
-
Я изменил мнение о…
-
Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой?)
Регулятивные УУД, ТОУУ
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VI. Домашнее задание.
Оформить социальную рекламу. Примерные варианты плакатов.
— Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!
— Мат — помоев ушат!
— Мат — дорога в ад.
— Мат уродует девчат.
— Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!
— Мат-это ядов концентрат!
— В классе мы найдём управу на словесную отраву!
-
Список литературы:
1.Асадов Э.А. Избранное, Изд-во «Русич», М., 2003
2. Зайковская, Т. В. Проблемы культуры молодежной речи (Пути пополнения словарного состава молодежного жаргона). — К. : Business—Elita, 2005.
3. Шевалдышева Л. Умеем ли мы общатья?//«Учительская газета», №6 от 5 февраля 2008 года
2. http://mvdrus.ru/news/242823-nenormativnaya-leksika.html
3. cbs-kurgan.com/uploads/userfiles/bez_mata.doc
4. http://www.epochtimes.ru/content/view/70369/9/
6. http://festival.1september.ru/
Приложение 1
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.
На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.
Может ли быть что-нибудь хуже языка?”
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа.
Приложение 2
А. Лысов “Дикарь”.
| Пусть лексикон дикарский пуст, | |
Сказать лишь можно, что с лица |
| Дикарь на площади. Он рад |
Его одежду описать |
| И дикарей вокруг щадят, |
Но передать его язык |
| А надо, что ни говори, |
Вы догадались: речь идёт |
|
|
Приложение № 3 Э. Асадов
О скверном и святом
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.
Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!
Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:
Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.