Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

муниципального образования «Город Архангельск»

«Средняя общеобразовательная школа № 14

с углубленным изучением отдельных предметов»

Фестиваль

«Живое слово»

Номинация «Активная грамотность»

Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете

урок русского языка

Пятовская Мария Вячеславовна

учитель русского языка и литературы

тел. 911-563-66-81

2014 год

УРОК 7 класс

Тема: Р/р Язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете.

Тип урока: урок развития речи.

Цели как деятельность учеников:

М/р: самостоятельно формулировать тему, составлять план работы, прогнозировать и корректировать свою деятельность.

М/п: пользоваться разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, изучающим) и рефлексировать вид чтения.

М/к: свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста, формулировать собственное мнение, координировать его с позицией партнёров, участвовать в речевом общении; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент

Приветствие.

Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Проверка домашнего задания с помощью ИКТ

    1. Ученики работали дома с пересказом легенды о древнем баснописце Эзопе и языке. (Приложение 1)

Назовите ключевые фразы. (Ключевые фразы: язык – самое лучшее и самое худшее, что есть на свете). (Слайд №3. Презентация). Какой вывод можно сделать на основании данной легенды?

Вывод: Данная легенда свидетельствует о том, что наш “великий, могучий русский язык” – явление уникальное: в нём уживаются и тесно переплетаются и скверное, и святое.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать.

2. Находить и извлекать из текста необходимую информацию.

3. Пользоваться информацией на разных носителях, в том числе электронных.

III. Введение в тему урока на основе проверки домашнего задания

  • Опираясь на ключевые фразы, попробуйте назвать тему урока

(Слайд №3. Презентация)

Согласны ли вы с суждениями Эзопа? Докажите, что он прав.

Ученики делают предположение, что слово может и принести человеку пользу, и причинить вред.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

IV. Углубление в тему и развитие речевых умений

  1. Ученики сравнивают цитаты и легенду, делают выводы.

Что общего между тем, что сказал Эзоп и высказываниями, которые записаны на слайде? (Слайд №4)

Л.Н.Толстой писал: “Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей”.

 В. Шефнер писал: “Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести”.

Вывод: Язык в нашей жизни играет огромную роль как средство общения. Поэтому мы должны следить за своей речью, думать, какое впечатление она производит на собеседника и к каким последствиям может привести.

  1. Ученики в группах работают со словарем понятий, составляют таблицу.

Словарь понятий. (Слайд №5)

  • Скверна (устар. и книжн.) – это нечто гнусное, мерзкое, порочное.

  • Сквернословие – речь, наполненная скверными, непристойными словами.

  • Ругательство означает “грубое, бранное выражение”,

  • Ругаться – Произносить грубые, бранные слова. 2. Поносить друг друга бранными словами, ссориться. 3. Издеваться, заниматься надругательством, т.е. ругательство имеет направленность чаще всего  на ближнего.

  • Скабрёзный — неприличный, непристойный, нецензурный, матерный, скверный.

Предлагается выполнить следующее задание (для каждой группы):

Разбейте тетрадный лист на 2 колонки. Запишите в 1 графе 10 слов, которые вы относите к категории “святых” (записать их в порядке уменьшения значимости); во 2–10 слов из разряда “скверных” (затем учащиеся оглашают списки слов).

Почему вы спокойно перечисляли слова 1 группы и “стушевались”, называя слова другой группы? (Неловко, неприлично употреблять подобные слова на уроке, хотя в неофициальной обстановке, в кругу своих сверстников, ребята часто употребляют такую “сниженную” лексику, в т.ч. и нецензурную).

  1. Ну, а людей, подобных герою стихотворения А. Лысова “Дикарь”, мы встречаем повсеместно. (Приложение 2). Читает подготовленный ученик.

Как вы относитесь к тому, что “язык дикарей” грозит стать нормой?

  1. Дискуссия на тему: “Можно ли употреблять нецензурные выражения?”

Учащиеся представляют разные точки зрения по этому вопросу, аргументируют свои суждения:

  • Не стоит сквернословить, т.к. это показатель низкой культуры.

  • Раз есть в русском языке нецензурные слова, значит, их можно употреблять.

  • Сквернословить нельзя, т.к. это великий грех.

Из истории сквернословия

Чтобы понять и осмыслить сущность сквернословия как языкового явления, нам нужно обратиться к его истории, этимологии, исследованиям, которые есть в этой области.

Чтение учащимся и анализ стихотворения Э. Асадова “О скверном и святом”. (Приложение 3)

В названии стихотворения лежит такой художественный приём, как оксюморон – сочетание лексически не сочетаемых слов.

Проблемный диалог.

Какие слова, с точки зрения автора, относятся к понятиям: “самое святое”, “сквернейшее”? (“Мать” – “мат”) (Слайд № 20)

Какие слова и словосочетания подбирает Асадов, чтобы выразить своё отношение к русскому мату? (Кощунственная брань, площадная брань, сквернейшее слово, непристойные слова.)

Что вызывает особый гнев поэта? (Оскорбление имени и чести матерей)

На каких исторических фактах оно базируется?

(Слайд №21)

Предлагается составить таблицу или схему, как менялось отношение к мату. В конце делается вывод, к чему все это привело.

Мат – явление древнее, присущее всем народам, проживающим на Земле. Как же мат попал на Русь? Есть две версии этого события. Одни считают, что матерщина – это пережиток язычества. До принятия христианства, наши предки исповедовали язычество, поклонялись неживой природе. Мат был частью многих языческих заклинаний и обрядов. С помощью матерщины русские – язычники отпугивали бесов и прочую нечистую силу.  Другие считаю, что мат на Русь занесли татаро-монголы. После нашествия Батыя русские научились тому мату, который мы слышим сегодня.

Царь Алексей Михайлович Романов пытался активно бороться со сквернословием, он подчеркивал недопустимость ругани на свадьбах и других   праздниках и обрядах, где оставались языческие корни.  Считалось, что нецензурная брань навлекает бедствия, несчастья и болезни. При первых царях династии Романовых за сквернословие били розгами.  Считалось, что выругавшийся человек оскорбляет  Божью Матерь, родную мать человека и саму Землю.

 Матерный язык в массовости был присущ   рабочим и крестьянам, которые естественно были необразованны. В 1917 году пролетариат пришел к власти.  Многие из тех, кто не мог выражать свои мысли нормальными словами попал во власть. Любил крепкое словцо и Ленин. Сталин тоже матом не брезговал, и именно при нем мат получил большое распространение. Мат стал официальным языком тюрьмы, понятным всем её обитателям.  Во время “оттепели” стали появляться все новые и новые матерные частушки. 

После наведения демократического порядка, мат полностью вышел из подполья и набрал значительную популярность в обыденной жизни. Сегодня на прилавках магазинов без труда можно купить различные словари сквернословия, сборники матерных частушек и прочую ересь.

  1. Как же избавиться от сквернословия? (Слайд №24-29)

Работа в группах. Ученики разрабатывают рекомендации, а потом их презентуют.

  • Не употреблять в собственной речи нецензурных выражений.

  • Осознавать, ценить и беречь свой авторитет.

  • Уметь культурно отдыхать..

  • Не бояться противостоять среде, противодействовать употреблению нецензурных выражений в своем присутствии.

  • Тренироваться в красивой и вежливой речи. Подобрать литературные выражения для использования в критических ситуациях.

  • Постоянно заниматься самосовершенствованием.

  • Читать хорошую литературу.

  • Быть разборчивым в выборе друзей.

  • Искренне любить людей и бояться их обидеть.

Личностные результаты (духовно-нравственное)

Воспитание эстетического вкуса, формирование культурных, нравственных ценностей.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, выстраивать последовательность, делать выводы.

2. Устанавливать причинно-следственные связи.

3. Извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, таблица), преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.

2. Осуществлять взаимодействие в группе, формулировать своё мнение, делать совместные выводы.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.

ТОУУ

V. Итог урока.

Рефлексия

  • Я сегодня задумался о….

  • Мне сегодня понравилось…

  • Я остался при своем мнении…

  • Я изменил мнение о…

  • Нужно обсудить на следующем уроке вопрос…(какой?)

Регулятивные УУД, ТОУУ

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VI. Домашнее задание.

Оформить социальную рекламу. Примерные варианты плакатов.

— Кто использует мат, тот умишком небогат (немного глуповат)!

— Мат — помоев ушат!

— Мат — дорога в ад.

— Мат уродует девчат.

— Хочешь успеха в жизни добиться – книжки читай, прекращай материться!

— Мат-это ядов концентрат!

— В классе мы найдём управу на словесную отраву!

Список литературы:

1.Асадов Э.А. Избранное, Изд-во «Русич», М., 2003

2. Зайковская, Т. В. Проблемы культуры молодежной речи (Пути пополнения словарного состава молодежного жаргона). — К. : BusinessElita, 2005.

3. Шевалдышева Л. Умеем ли мы общатья?//«Учительская газета», №6 от 5 февраля 2008 года

2. http://mvdrus.ru/news/242823-nenormativnaya-leksika.html

3. cbs-kurgan.com/uploads/userfiles/bez_mata.doc‎

4. http://www.epochtimes.ru/content/view/70369/9/

6. http://festival.1september.ru/

Приложение 1

Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: “Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!  При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут общаться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка”.

Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и гостям.

На другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.

Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп объяснил: “Ты велел мне купить самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают  и разочаровывают друг друга, ссорятся, лицемерят, вызывают войны. Язык может сделать людей врагами, он приказывает разрушать города, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять.

Может ли быть что-нибудь хуже языка?”

Предание говорит, что не всем гостям было приятно слушать этот ответ Эзопа.

Приложение 2

А. Лысов “Дикарь”.

Я видел нынче дикаря
И говорил с ним даже,
Но, откровенно говоря,
О нём всего не скажешь.

Пусть лексикон дикарский пуст,
Зато как речь цветиста:
Что шаг, то мат слетает с уст
Такого “шаг-матиста”.

Сказать лишь можно, что с лица
И не дикарь он вовсе:
Не носит он в носу кольца
Монет в ушах не носит.

Дикарь на площади. Он рад
стать мастером особым,
Чтоб сделать трёхэтажный мат
Скабрёзным небоскрёбом.

Его одежду описать
Словами можно тоже:
Он по одёжке, так сказать,
На всех на нас похожий.

И дикарей вокруг щадят,
Обходят стороною,
Как будто речь на площадях
Должна стать площадною.

Но передать его язык
Поэт не правомочен:
В таком бы случае мой стих
Был сплошь из многоточий.

А надо, что ни говори,
Пресечь их брань вначале –
Пресечь, покуда дикари
Совсем не одичали!

Вы догадались: речь идёт
Опять про мат и матик,
Про речь, которую ведёт
Подобный “мате-матик”.

Приложение № 3 Э. Асадов

О скверном и святом

Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – мать!

Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В кощунственную брань обращено.

Тот пращур был и тёмный, и дурной,
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.

И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли подхватили
И понесли сквозь годы и века…

Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не только просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?

Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово “мат” идёт от слова “мать”,
Сквернейшее – от самого святого!

Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?!

Ну как позволить, чтобы год за годом
Так оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово наконец:

Бранитесь или ссорьтесь как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
1970 г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here