Урок русского языка по теме
«Производные предлоги. Правописание
Производных предлогов».
(7класс)
Урок — исследование
Цели урока:
1.Дать понятие «производный предлог».
2. Сформировать орфографические навыки:
— гласная –е на конце производных предлогов;
— слитное и раздельное написание производных предлогов, образованных от имен существительных
Оборудование урока:
1.Обобщающая таблица «Различай написание слов-омонимов».
2.Словарь русского языка С.И.Ожегова, словарь «Слитно? Раздельно? Через дефис?»
3.Сигнальные карточки (е,и).
4.Карточка с текстом на каждого ученика.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Повторение изученного. Проверка домашнего задания.
Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы вновь встретились с давно знакомыми нам предлогами. Возник вопрос: что можно нового узнать о уже знакомой нам части речи? Давайте послушаем истории из жизни Предлогов, которые вы сочинили дома.( Заслушиваются 1-2 истории).
Оказывается, что эта незаметная на первый взгляд часть речи таит в себе много загадок и заслуживает нашего внимания.
III. Изучение нового материала.
1.Формирование целей урока учащимся.
— Прочитайте внимательно тему урока. Что, по-вашему, вы должны сегодня узнать на уроке и чему научиться? (Узнать, что такое производный предлог. Научиться узнавать производные предлоги в предложении и правильно их писать).
Открывается запись на доске.
Узнать:
1.Что такое производный предлог.
Научиться:
1.Узнавать производные предлоги в предложении и отличать их от омонимичных частей речи.
2.Правильно писать производные предлоги.
2.Выяснение по словарю значение слова «производный».
ПРОИЗВОДНЫЙ – образованный от другого. (Запись в тетрадях).
— Вам интересно узнать, от каких частей речи образуются производные предлоги? Прочитаем в учебнике на стр. 126.
Дополнение учителя. Самостоятельные части речи при этом утрачивают свое лексическое значение и морфологические признаки. Сегодня мы поближе познакомимся с производными предлогами, образованными от имен существительных.
3.Исследование языкового материала. Постановка проблемы.
(Работа с таблицей. Заполняется по мере работы).
Сравните! Где правильно?
ИМЕНА СУЩ. С ПРЕДЛОГАМИ | |
1.Вследствие засухи река обмелела. (=из-за) (Вследствие чего?)
2.Мальчик болел в течение месяца. (=в продолжение) (в течение чего?)
3.Мы не виделись в продолжение долгого времени. (=в течение) (в продолжение чего?) | 1.В следствие допущены ошибки. ( в чем?)
2. В течение реки много изгибов. (в чем?)
3.В продолжении романа появились новые герои. (в чем?) |
-Сравните! Где правильно? Вследствие – в следствии, в течение – в течении, в продолжение – в продолжении. Давайте проверим написание данных слов по словарю «Слитно? Раздельно? Через дефис?»(Оба написания верны. Пишутся по разному, потому что являются разными частями речи.)
— Как называются такие слова? (омонимы)
— Производные предлоги очень похожи на своих «родителей», но есть у них и свои индивидуальные черты, по которым мы и научимся узнавать их в «лицо».
— Поставьте падежные вопросы к словам-омонимам. (Записать в таблицу).
— В чем разница? ( В первом столбике слова вследствие, в течение, в продолжение входят в падежный вопрос).
— Попробуйте заменить эти слова другими предлогами. ( Заполняется таблица: вследствие =из-за, в течение = в продолжение)
— Где же, по-вашему, предлоги, а где их «родители»? ( Заполняется первая строка таблицы, отмечаются предлоги).
— А теперь попробуйте сформулировать правило, которое поможет вам узнавать производные предлоги в предложении.
ПРАВИЛО-ПОМОЩНИК: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. (Запись в тетрадь).
— Зачем нам необходимо научиться различать «детей» и «родителей»?
(Пишутся по-разному: на конце предлогов «е», на конце существительных «и». Это их индивидуальные черты.)
IV. Закрепление изученного.
1.- Проверим, как работает правило-помощник.
ЗАДАНИЕ: запишите предложения, объясните написание омонимичных словоформ.
1.В продолжении повести я не узнал любимого героя.
2.В продолжение вечера она говорила только о нем.
3.В течении реки образовались пороги..
4.В течение нескольких часов можно сидеть неподвижно, глядя на играющее море.
2.Шуточные вопросы-загадки.
— Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (С-О-С-НА)
— Из каких трех предлогов можно составить название домашнего животного?
(К-О-ЗА) А из двух? (К-ОТ)
— Из каких четырех предлогов можно составить название важной принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку? (НА-С-О-С)
— В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? (В Р.п – НА-С).
3. Устный диктант. ( с использованием сигнальных карточек с буквами «е», «и»).
В течение урока, в течении ручья, в продолжение занятий, в течение месяцев продолжении романа, вследствие непогоды, содержатся в продолжении инструкции, в продолжение года, в следствии по делу.
4. – Какую еще особенность правописания производных предлогов вы заметили? (Пишутся в одно слово и в два).
— Прочитаем правило на стр.129 (пункт 3).
ДОПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. Производных предлогов гораздо больше, чем непроизводных. Самое неприятное, что этот процесс образования новых предлогов идет беспрерывно. Их правописание нужно запомнить, а в случае затруднений обращаться за помощью к словарям. (Показ словарей).
ЗАДАНИЕ. Найдите «третье лишнее». Докажите.
1.Вследствие плохой погоды мы остались дома. (Лишнее: предлог пишется слитно)
2.В течение месяца брат готовился к экзаменам.
3.В продолжение долгого времени Иван не видел друга.
V. Работа с текстом. (Текст у каждого)
(В)течени… двух часов мы слушали лекцию с большим интересом. Преподаватель увлекательно рассказал о работе подземных вод, словно томящихся (в)заключени… и вырывающихся на волю в виде ключей и источников. Говоря о работе воды на земле, он привел в пример речку, протекающую в нашем районе.
(В) течени… своем она делает значительные изгибы, но (в)следстви… сильных весенних разливов берега ее постепенно выравниваются.
(В)заключени… преподаватель говорил об использовании водяной силы в сельском хозяйстве.
общение
1.Выразительное чтение текста.
2.Где можно встретить?
3.Определите стиль речи и тип речи.
4.Самостоятельнгая работа: вставить пропущенные орфограммы, раскрыть скобки.
5.Взаимопроверка, выставление оценок.
VI. Обобщение. Итог урока.
— Что узнали на уроке? (Производные предлоги – это предлоги, которые образуются путем перехода самостоятельных слов в служебные).
— Чему научились? (1. Узнавать производные предлоги «в лицо» с помощью правила-помощника: производный предлог входит в падежный вопрос и его можно заменить другим предлогом. 2.Правильно писать производные предлоги, образованные от имен существительных – см. обобщающая таблица).
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
-
Выучить правило помощник.
2..Сочинить грамматическую сказку «О непослушных детях Производных Предлогах, сбежавшие от родителей и изменивших свой облик и имена».
ИСТОРИЯ ИЗ ЖИЗНИ ПРЕДЛОГОВ.
Автор – Морина Юля (7Б класс)
Однажды в стране Морфологии между самостоятельными частями речи и Предлогами разгорелся горячий спор.
— Мы вполне самостоятельны, — сказали Имена Существительные. – Можем обойтись и без вас. Вы такие простенькие, незаметные, а так и стремитесь встать перед нами. Только путаетесь у нас перед ногами.
— Не такие уж мы и простые, — возразили Предлоги. – Мы можем состоять даже из двух и трех слов. Тогда нас называют составными.
— Да вы же не умеете изменяться и не являетесь членами предложения, включился в спор Глагол.
— Зато, каким спросом мы используемся: стоим на четвертом месте по частоте употребления речи.
— Да вас совсем мало: не более двухсот.
— Однако без нас не уедешь далеко, -заметили Предлоги. – Как вы сможете без нас обозначать пространственные, временные, целевые и другие сложные отношения?
Ничего не смогли ответить на это самостоятельные части речи. Им, конечно же, хотелось, чтобы их отношения с другими словами были шире и разнообразнее, и они согласились использовать Предлоги в качестве своих помощников.
С тех пор Предлоги и Самостоятельные части речи живут дружно, но по-прежнему держатся друг от друга на расстоянии.