Цели урока:
-
Обобщение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу 5-7 классов;
-
Формирование умений:
-
опознавать однородные и неоднородные определения;
-
правильно ставить знаки препинания;
-
соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными и неоднородными определениями;
-
составлять схемы предложений с однородными членами предложений;
-
-
Развитие мыслительно-речевых навыков учащихся.
-
Повторение морфемики и орфоэпических норм. (подготовка к ГИА)
Оборудование:
-
мультимедиа проектор;
-
компьютер;
-
интерактивная доска;
-
таблицы «Однородные члены предложения», «Однородные и неоднородные определения».
-
УМК под редакцией М.М.Разумовской.
Структура урока:
-
Разминка (повторение морфемики и орфоэпических норм);
-
Фронтальный опрос;
-
Индивидуальная работа у доски;
-
Изучение нового материала;
-
Работа в группах (по вариантам);
-
Итог урока;
-
Домашнее задание.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Разминка. (Слайд 3)
Поставьте ударение в словах:
тОрты, свЁкла, звонИт, включИт, квартАл, договОр, дефИс, каталОг, намЕрение, обеспЕчение, облЕгчить, твОрОг, экспЕрт, оптОвый, принЯть, началсЯ.
Укажите слова, правильно разобранные по составу:
-
по-моему ; 2) кое-что ; 3) пол-лимона ; 4) во-вторых
Исправьте ошибки в разборе остальных слов:
по-моему; во-вторых.
-
Фронтальный опрос. (Слайд 4)
— Что вы знаете об однородных членах предложения?
Определение на доске: Однородные члены: отвечают на один вопрос; относятся к одному члену предложения; являются одним и тем же членом предложения.
-
Задание (устно): Найдите предложения с однородными членами предложения. Знаки препинания не расставлены.
-
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна.
-
Иди в огонь за честь отчизны за убежденье за любовь.
-
И туман и непогоду осень поздняя несёт.
-
Шел длинный товарный поезд.
-
Наступила дождливая грязная тёмная осень.
-
Старинные стенные часы пробили полночь.
-
Индивидуальная работа (у доски)(Слайд 5): Допишите предложения, обозначьте однородные члены (знаки препинания не поставлены).
-
На озере ребята и купались и … и … .
-
Отряд шёл бодро и … .
-
Солнце осветило луг … … .
В каких предложениях вы поставили запятые? Объясните свой выбор.
-
Физминутка.
-
Объяснение нового материала (на доске таблица «Однородные и неоднородные определения»). (Слайд 6)
-
Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа по вариантам. (Слайды 7, 8, 9)
-
Итог урока. (Слайд 10)
-
Что нового вы узнали за сегодняшний урок?
-
Каковы три отличительных черты однородных членов предложения?
-
Какие определения называют однородными? Неоднородными?
-
В чем их отличие?
-
Приведите примеры предложений с однородными и неоднородными определениями.
10. Домашнее задание: (Слайды 11, 12)
Напишите сочинение-рассуждение «Какова роль определений в тексте? Как вы думаете, что случилось бы, если бы однородные определения исчезли из речи?». Не забудьте, что рассуждение строится по схеме: