ЗКО, Бокейординский район, ОСШ имени М.Маметовой
Учитель русского языка и литературы
Кусайнова Алтынай Куракбаевна
Русский язык, 8 класс
Тема: Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами;
Цель: 1) совершенствовать пунктуационные умения и навыки учащихся, обогащать грамматический строй языка;
2) познакомить с жизнью и подвигом наших земляков- участников войны;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: учебник, интерактивная доска
Межпредметная связь: краеведение, русская литература, казахский язык
Ход урока:
Каждое поколение имеет свои призывы,
Мы были призывниками Отечественной войны.
Ю.Друнина
1.Оргмомент.
Раздаю ученикам стикеры трех цветов: желтый, красный, фиолетовый. Предлагаю разделиться на группы по цвету стикера.
2. Актуализация знаний
— Ребята, давайте вспомним материал, который мы изучали ранее.
— Что такое обстоятельство? Вспомните виды обстоятельств.
Формулирование цели урока
— Сегодня пройдем обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами. на примере жизни наших земляков.
В этом году исполняется 70 лет со дня Победы в ВОВ. Первой казахской девушкой, которой было присвоено звание Геро я Советского Союза , стала Маншук Маметова. В народе говорят: «Дождь пойдет – земле счастье, батыр родится – народу счастье». Мы гордимся тем, что Маншук родилась на нашей урдинской земле. Наша школа носит ее имя, начиная с 10.06.1960 года .
Родители Маншук рано умерли, и пятилетнюю девочку удочерила ее тетя Амина Маметова. Детские годы ее прошли в Алматы. Настоящее ее имя — Мансия, но Амина апай с нежностью называла ее «Моншағым». Маленькая Маншук не могла выговорить слово «Моншақ» и отвечала, что ее зовут «Манчук». С тех пор это детское имя за ней и закрепилось.
Задание всем группам: составить семантическую карту о Маншук с выполнением грамматического задания. Каждая группа после выполнения заданий оценивает друг друга по критериям.
Критерии оценивания в группе
Баллы Содержание и полнота выполнения задания
5 Учащиеся полностью справились с заданием. Четкая дикция, хорошее владение текстом. Умение грамотно ответить на дополнительные вопросы, участие всех членов группы.
4 Учащиеся справились с заданием, хорошая дикция, хорошее владение текстом, нет четких ответов на дополнительные вопросы, частичное участие членов группы.
3 Учащиеся не полностью справились с заданием, хорошая дикция, хорошее владение текстом, нет четких ответов на дополнительные вопросы, частичное участие членов группы
2 Задание выполнено не полностью, плохая дикция, слабое владение текстом, неумение грамотно отвечать на вопросы.
1 Задание не выполнено, текстом не владеют.
Задание 1 группе: Найдите деепричастные обороты. Расскажите о знаках препинания при них.
Первая казахская девушка, которой было присвоено звание Герой Советского Союза (Мансия) Жиенгалиевна (каз. Мәншүк Жиенғалиқызы Мәметова; 23 октября 1922 , аул Жаскус, Урдинский район, Уральская область ,КазССР — 15 октября 1943 , под Невелем ) — пулемётчица 21-й гвардейской стрелковой дивизии 3-й ударной армии Калининского фронта, гвардии старший сержант.
До войны, окончив рабфак и два курса медицинского института, работала секретарём заместителя Председателя Совнаркома Казахской ССР.
В Красной Армии с сентября 1942 года , писарь штаба 100-й Казахской отдельной стрелковой бригады (8 декабря 1943 года преобразована в 1-ю стрелковую дивизию . Впоследствии дивизия была награждена орденом Красного Знамени , ей было присвоено почётное наименование «Брестская»), затем медсестра. На фронте окончила курсы пулемётчиков и была назначена первым номером пулемётного расчёта в строевую часть.
15 октября 1943 года в тяжёлых боях за освобождение города Невель (Невельская наступательная операция ) при обороне господствующей высоты, оставшись одна из пулемётного расчёта, будучи тяжело раненой осколком в голову, уничтожила 70 солдат противника и погибла смертью храбрых. Похоронена в Невеле
Задание 2 группе: Сколько деепричастных оборотов встречается в тексте?
Раскройте скобки и объясните выбор орфограммы.
Подвиг Маншук
15 октября 1943 года батальон, в котором служила Маншук Маметова, получил приказ отбить контратаку врага.
На позиции батальона гитлеровцы обрушили шквальный огонь арти(л,лл)ерии и минометов. Казалось, на склоне холма, где окопались советские бойцы, не осталось ничего живого. Но едва фашисты попытались подняться в атаку, как заработал пулемет старшего сержанта Маметовой. Его поддержали другие огневые точки. Гитлеровцы откатились назад, оставив сотни трупов. Несколько яростных атак гитлеровцев уже захлебнулось у подножия холма. Вдруг девушка заметила, что два соседних пулемета замолчали — пулеметчики были убиты. Тогда Маншук, быстро переползая от одной огневой точки к другой, начала обстреливать наседающих врагов из трех пулеметов. Еще одна атака отбита…
Враг перенес огонь минометов на позиции находчивой девушки. Близкий разрыв тяжелой мины опрокинул пулемет, за которым лежала Маншук. Ране(н,нн)ая в голову, пулеметчица на некоторое время потеряла сознание, но торжествующие крики приближавшихся гитлеровцев заставили подняться. Мгновенно перебравшись к соседнему пулемету, Маншук хлестнула свинцовым ливнем по цепям фашистских вояк. И вновь захлебнулась атака врага. Это обеспечило успешное продвижение наших подразделений, но девушка из далекой Урды осталась лежать на склоне холма. Пальцы ее застыли на гашетке “максима”
Задание 3 группе: исследование писем М Маметовой
— Перед нами копии писем из нашего школьного музея. Их написала Маншук своей матери /тете Амине/, находясь на фронте в апреле, сентябре 1943 года.
— О каких качествах характера Маншук говорят строки из писем? Каким человеком вы ее представляете?
— Найдите и выпишите из письма предложения с деепричастными оборотами и подчеркните их как члены предложения.
Ответ учащихся: Я 1 Мая 1943 года встречаю с честью, находясь вместе с Красной Армией на передовых позициях в защиту великой Родины и выполняя приказ … т.Сталина не отступать ни на шаг назад.
И я лично оправдаю доверие партии, храня в груди кандидатскую карточку.
Рубрика « Это интересно! Не ошибись».
Анализ предложений с «хитрым » союзом и.
— При анализе предложений, в которых несколько деепричастных оборотов, которым предшествует союз и, полезно использовать схемы, чтобы правильно расставить знаки препинания. Например:
1.Командир прошелся по строю и, вернувшись обратно, поднял руку.
/ Обратите внимание на паузу: нужна ли запятая на месте паузы?/ / Нет, союз и соединяет однородные сказуемые./
2.Землю спасая и смерть презирая, шел солдат.
/Перед союзом и запятая не ставится, так как соединяет однородные обтоятельства, выраженные деепричастными оборотами: оба относятся к одному слову шел, отвечают на один и тот же вопрос (как?) и равные по значению./
3.Бойцы шли по узкой тропе, поднимаясь все выше, и, одолев подъем, сделали привал.
/Союз и находится на границе неоднородных обтоятельств, выраженных деепричастными оборотами : 1 деепричастный оборот относится к слову шли: шли (как?) поднимаясь все выше; 2 деепричастный оборот относится к слову сделали: сделали (когда?) одолев подъем. И поэтому оба деепричастных оборота будут с двух сторон выделяться запятыми. Союз и соединяет однородные сказуемые в простом предложении, осложненном деепричастными оборотами./
— Встречались ли вам в тестах такие предложения? ( у 3 гр.)
Задание № 2
— Найдите вторую половинку пословиц.
— Какие пословицы вы подобрали бы к содержанию текстов? ( по 2 пословицы)
1 группа:
Жить – … .
Кто любит Родину и народ, … .
Всякая сосна… .
И кости… .
Храбрость не в силе, … .
Золото огнем, … .
Слова для справок: своему бору шумит; а народ войной познается;
Родине служить; а в сердце; по Родине плачут; тот настоящий патриот.
Ответы учащихся:
1 группа: Жить – Родине служить.
Храбрость не в силе, а в сердце
2 группа:
Исход боя решает не тот, кто сильнее, … .
Где кто родится, … .
И один в поле воин, … .
Родимая сторона – мать,… .
Солдатское дело–… .
Каждое место на фронте важно, … .
Слова для справок: если он советский воин; везде надо биться отважно; а чужая мачеха; тот там и пригодится; воевать храбро и умело ; а тот, кто хитрее.
2 группа: Исход боя решает не тот, кто сильнее,а тот, кто хитрее.
И один в поле воин, если он советский воин.
3 группа:
Жизни не пощадим,…
Родина-мать-…
Своя земля и …
Человек без родины- …
Смелый смерть свою…
Родная земля –…
Слова для справок: в горсти мила; а врага разгромим; побеждает; умей за нее постоять; что соловей без песни; золотая колыбель.
3 группа: Жизни не пощадим, а врага разгромим.
Родина — мать – умей за нее постоять.
— Объясните смысл пословицы «Смелый смерть свою побеждает».( бессмертие)
Учитель: Так и останется Маншук в летописи ВОВ 20-летней девушкой, шагнувшей в бессмертие.
Сегодня мы читали письма девушки – героини войны.
А теперь я прочитаю отрывок письма нашего односельчаниа -рядового солдата Кармысова Кшима-, адресованного его жене.Это письмо, написанное 15 июля 1942 года, бережно хранилось в семье Кшимовых целых семь десятилетий, и в этом году передано его внуком в школьный музей. На войне он тоже был пулеметчиком.
Как воин, он пишет, что вместе с ним много солдат- казахов, которые воюют достойно, храбро. «…Бірге келген қазақтан жаман ат жоқ »,- написано в письме. При чтении этих строк чувствуется гордость солдата за своих соотечественников.
Как муж, он старается успокоить жену и наставляет позаботиться о детях: «Казима, көп қорықпа,… аман қауышармыз, аман жүрген кісі аз емес, балаларды аздырып … жүрме». В последних строках письма он вновь обращается к жене с просьбой не поддаваться отчаянию, а лучше – пусть пожелает ему добра : «2-ші рет айтамын. «Казима көп ойлайды»,-дейді ғой. Олай азба: аз ойлап, тілек тілеп отыр». С фронта родные его так и не дождались, остались только письма.
— А теперь обратимся к эпиграфу урока. Почему выбраны эти слова?
Каждое поколение имеет свои призывы,
Мы были призывниками Отечественной войны.
Ю Друнина
Ответы: Юлия Друнина , и Маншук Маметова, и Кшим Кармысов – призывники огненного военного времени, с честью выполнившие долг перед Родиной.
Вывод по лексической теме: Отдав жизни свои, они отвоевали МИР для НАС, чтоб мы могли учиться, работать, любить и просто ЖИТЬ. А наша задача – сберечь мир.
Вывод по грамматической теме: Разбирали предложения с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами, и объясняли постановку знаков препинания.
Учитель оценивает учеников.
Д/з: А теперь обратимся к таблице РАФТ.
— Напишите письмо с фронта, используя деепричастия и деепричастные обороты. / группы выбирают роль/
Аудитория | Формат | Тема | |
Солдат | Семья /мать/ | Письмо | О Родине |
Сын | Матери | Письмо | О разном |
Отец | Сыну | Письмо | Наставления |
Использованная литература:
1. Копии писем – из фонда школьного музея СОШ имени М.Маметовой.
2. Интернет- ресурсы
3.К.Л.Кабдолова, З.К.Сабитова, Л.Т.Килевая, Русский язык, 8 класс, изд. «Мектеп», г.Алматы, 2012г.
4.А.А.Разумов.«Мудрое слово»/ Русские пословицы и поговорки/, ГИДЛ Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1957г.
5.Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов, Алма-Ата, «Рауан», 1990г.
6.В.В.Бабайцева, Г.К.Лидман-Орлова, Ю.С.Пичугов и др.,Обучение русскому языку, Москва, «Просвещение», 1991 г.