Разработка урока по русскому языку
для 8 класса по теме
«Обращение,
его назначения в языке.
Знаки препинания
при обращении»
Учитель русского языка
Сидельникова И.В.
Урок русского языка в 8 классе.
Обращение, его назначение в языке. Знаки препинания при обращении. | |
Цель: | развивать связную речь учащихся, логическое мышление, творческие способности, использовать текстоцентрический подход при обучении; повторить синтаксический разбор предложения, познакомить учащихся с обращением, вырабатывать пунктуационные и речевые навыки; воспитывать уважение и любовь к родному языку, этику общения. |
Тип урока: | изучение нового материала. |
Оборудование: | учебник (с.32-36), текст. |
Модель урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
2. Повторение изученного.
1) Индивидуальное задание у доски. Расставить знаки препинания, сделать синтаксический разбор предложения.
Кодекс хорошо воспитанных людей во всех странах включает четыре основных правила вежливость естественность достоинство и такт.
2) Словарная работа. Из истории слов.
Басня
Баснословный
Обаятельный
Прибаутка
Исходное слово – древнерусское баяти – говорить. Первоначальное значение слов: баснословный – такой, как в баснях, сказках; обаятельный – колдовской, чародейский (древнерусское обаяти – увлечь разговорами, заговорить, околдовать).
Составьте и запишите предложение с одним из данных слов.
3) Проверка индивидуального задания у доски.
3. Работа над темой урока.
1) Работа с текстом.
Знай же, Лондон, Париж, Вашингтон,
Я в Москву, я в Россию влюблен.
Слушай, мир, я люблю тот язык,
Что по-русски могуч и велик.
Как не помнить мне Гоголя речь,
Как мне пушкинский стих не беречь!
Пред лицом всего лира горжусь Языком твоим, славная Русь!
К. Акаев.
-
О чем говорит автор стихотворения?
-
Какова основная мысль текста?
-
Выделите обращения. Какова их роль в тексте?
-
Если бы автору стихотворения пришлось выступать перед школьниками, с каким бы призывом он обратился к ним? Введите обращение в предложение.
-
Дайте определение обращению.
-
Как выделяются обращения на письме и в устной речи?
-
В какой части предложения могут находиться обращения?
-
Какой частью речи может быть выражено обращение? (с.33)
2) Игра “Микрофон”.
-
Приведите примеры предложений с обращением, стоящим в разных частях предложения.
3) Обсуждение проблемного вопроса.
-
Нужно ли нам изучать русский язык или можно ограничиться изучением государственного и иностранного языков?
4. Закрепление материала.
1) Индивидуальная работа в парах.
-
Используя рисунок учебника на с. 36, составьте диалог на тему “Разговор в купе”. Используйте обращения в разных частях предложения.
2) Творческое задание для сильных учащихся.
-
Упражнение 51 с. 35.
-
Постройте пары предложений так, чтобы одно и то же слово выступало в одном предложении подлежащим, в другом — обращением.
Ветер – ветер.
Жизнь – жизнь.
Участники – участники.
3) Слуховой диктант. Выписать обращения.
Друзья! Прекрасен наш союз!
Поэт! Не дорожи любовию народной!
Не пой, красавица при мне ты песен Грузии печальной…
Мечты, мечты, где ваша сладость?
Храни меня, мой талисман.
Горишь ли ты, лампада наша, подруга бдений и пиров?
Что ты ржешь, мой конь ретивый!
(А.Пушкин)
4) Проверка индивидуальной работы в парах.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание. Параграф 3. Упражнение 60 (с.37 — на 10 б.).