Конспект урока «Обобщение изученного по теме

«Односоставные предложения»

Гиясова Нина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Русский язык

8 класс

Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные

предложения».

С русским языком можно творить чудеса.

К.Паустовский

Цель урока: формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений.

Задачи: 

  • различать односоставные и двусоставные предложения;

  • определять вид односоставного предложения;

  • находить односоставные предложения в составе сложных предложений;

  • развивать речевую и коммуникативную компетенцию обучающихся;

  • совершенствовать правописные навыки.

Оборудование урока: мультимедеопроектор, карточки для анализа, текст для редактирования.

Предварительное задание: учащиеся дома подбирали примеры односоставных предложений из художественной литературы.

1.Организационный момент.

Мотивация.

-Как вы понимаете слова К.Паустовского, вынесенные в эпиграф урока.

«С русским языком можно творить чудеса»? (1-й слайд)

-К какому типу односоставных относится это высказывание?

-Попробуйте определить тему и цель нашего урока.

— На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, используя односоставные предложения.

— Запишите число, тему урока и эпиграф.

2.Проверка домашнего задания.

Цель: оценить знания учащихся о типах односоставных предложений и умение применять теоретические знания на практике.

Фронтальный опрос:

— На какие две группы делятся односоставные предложения? (Сказуемные и подлежащные)

— Дайте определение всех видов односоставных сказуемных предложений, сопровождайте свой ответ примерами.

-Дайте определение односоставному именному предложению, приведите примеры.

3. Об одном из видов предложений М.В.Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». (2-й слайд)

О каком виде односоставных предложений писал М.В.Ломоносов?

(Определенно-личные)

Запись предложений в тетрадях и вызванный ученик работает на доске.

Цель: актуализировать знания учащихся о определенно-личных предложениях.

Зови надежду сновиденьем,

Надежду – истиной зови.

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

-Кто автор этих строк?

-Сколько здесь предложений?

-Определите типы односоставных, обоснуйте свой выбор.

-Приведите примеры определенно-личных предложений, подобранных вами дома из художественных текстов.

-Для чего они служат? Какова их роль?

Вывод: определенно-личные предложения часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи: сфера их употребления широка. Односоставные предложения делают речь живой, непринужденной, динамичной, экспрессивной.(4-й слайд)

4.Как отличить определенно-личные предложения от обобщенно-личных?

Предложения на слайде.(5-й слайд)

Схоронили его за Москвой-рекой…

И бугор земли сырой тут насыпали,

И кленовый крест тут поставили.

(М.Ю.Лермонтов)

Крепость завоевывают изнутри.

Дерево узнается по плодам.

Лошадь с ослом не сдружишь.

От разговоров о воде мельница не заработает.

Задание: определите типы односоставных предложений. Выпишите обобщенно-личные предложения, обоснуйте свой выбор.

Цель: отработать умение отличать обобщенно-личные предложения от определенно-личных.

-Приведите примеры определенно-личных и обобщенно-личных предложений, подобранных вами дома из художественных текстов.

-Какова сфера употребления обобщенно-личных предложений?

Вывод: в обобщенно-личных предложениях действие вне времени, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.(6-й слайд)

5. Работа над назывными и безличными предложениями. Стихотворение распечатано на листках.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?

М.Ю.Лермонтов

Цель: отработать умение разграничивать типы односоставных предложений: безличных и назывных.

Задания к тексту.

1.Прочитайте текст.

2. Найдите в нем односоставные предложения, определите их вид. Обоснуйте ответ.

3. Произведите синтаксический разбор предложения: В небесах торжественно и чудно!

4. Подберите синоним к слову внемлет.

-Какие предложения безличные и назывные вы подобрали дома из художественных текстов?

-Какова роль безличных и назывных предложений?

Вывод: безличные предложения обладают богатыми возможностями выражения мыслей. Назывные предложения лаконичны, но в то же время выразительны, и по ним можно представить общую картину либо описываемой обстановки, либо какого-то события.(7-й слайд)

6.Односоставне предложения могут входить в состав сложных.

Самостоятельная работа.

Предложения распечатаны для каждого ученика.

Цель: проверка умения находить односоставные предложения в составе сложного и совершенствование правописных навыков.

Задание: выберите номера предложений, в которых есть в составе сложных односоставные. Определите их тип. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.

1)Темная вереница л..бедей, л..тевших на север, вдруг осв..щалась серебр..но-розовым светом,, и тогда казалось, что красные платки л..тали по темному н..бу.(Н.В.Гоголь) 2) По смуглым лицам видно было, что все они были зак..л..ны в битвах. (Н.В.Гоголь) 3) Моро.. увеличивался, и (в)верху так сделалось холодно, что ч..рт по..приг..вал с одного копыта на другое.(Н.В.Гоголь)

4) Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встр..чать без свеч?ки зимний рас?вет. (С.Аксаков)5)Как т..мны лист?я сонной ивы! Как ясен месяц м..лчаливый! 6) Р..няет лес б..гряный свой убор,сребрит моро.. ув..нувшее поле.(А.С.Пушкин)

7.Обобщение.

-С какой целью поэты и писатели используют в своей речи односоставные предложения?

8.Творческое задание .

Цель: выработка речевой грамотности обучающихся на основе редактирования.

Перед вами текст для редактирования.

Задание.

Прочитайте его внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируйте его. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? ( эти предложения синтаксические синонимы).

Текст для редактирования.

Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.

Запишите текст в исправленном виде.

Прочитайте, что у вас получилось. Какой вывод можно сделать?(Односоставные предложения являются средством лаконичности.)

8.Рефлексия.

-Чему был посвящен урок?

-Чему вы научились?

-Какой этап урока был самым интересным?

-В чём вы испытывали затруднения?

УУД:регулятивные: целеполагание, оценка деятельности; коммуникативные: владение монологической речью; познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний.

9.Домашнее задание.

Цель: использование односоставных предложений в собственных письменных работах.

— Мы с вами увидели, как мастера слова используют в своих произведениях односоставные предложения. Попробуйте и вы свои силы.

(Работу предложить на выбор).

Создайте эссе, началом которого будут слова «Прочёл (прочла) и тут же запомнил(а) стих».

Используйте в речи односоставные предложения.

Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Начало зимы», «Большая перемена».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here