Конспект урока «Обобщение изученного по теме
«Односоставные предложения»
Гиясова Нина Алексеевна, учитель русского языка и литературы
Русский язык
8 класс
Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Односоставные
предложения».
С русским языком можно творить чудеса.
К.Паустовский
Цель урока: формирование прочных знаний об особенностях односоставных предложений.
Задачи:
-
различать односоставные и двусоставные предложения;
-
определять вид односоставного предложения;
-
находить односоставные предложения в составе сложных предложений;
-
развивать речевую и коммуникативную компетенцию обучающихся;
-
совершенствовать правописные навыки.
Оборудование урока: мультимедеопроектор, карточки для анализа, текст для редактирования.
Предварительное задание: учащиеся дома подбирали примеры односоставных предложений из художественной литературы.
1.Организационный момент.
Мотивация.
-Как вы понимаете слова К.Паустовского, вынесенные в эпиграф урока.
«С русским языком можно творить чудеса»? (1-й слайд)
-К какому типу односоставных относится это высказывание?
-Попробуйте определить тему и цель нашего урока.
— На этом уроке мы постараемся увидеть, почувствовать, как удается «творить чудеса» великим писателям, используя односоставные предложения.
— Запишите число, тему урока и эпиграф.
2.Проверка домашнего задания.
Цель: оценить знания учащихся о типах односоставных предложений и умение применять теоретические знания на практике.
Фронтальный опрос:
— На какие две группы делятся односоставные предложения? (Сказуемные и подлежащные)
— Дайте определение всех видов односоставных сказуемных предложений, сопровождайте свой ответ примерами.
-Дайте определение односоставному именному предложению, приведите примеры.
3. Об одном из видов предложений М.В.Ломоносов писал: «Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми формами глагола к украшению и важности служит». (2-й слайд)
О каком виде односоставных предложений писал М.В.Ломоносов?
(Определенно-личные)
Запись предложений в тетрадях и вызванный ученик работает на доске.
Цель: актуализировать знания учащихся о определенно-личных предложениях.
Зови надежду сновиденьем,
Надежду – истиной зови.
Синие горы Кавказа, приветствую вас!
-Кто автор этих строк?
-Сколько здесь предложений?
-Определите типы односоставных, обоснуйте свой выбор.
-Приведите примеры определенно-личных предложений, подобранных вами дома из художественных текстов.
-Для чего они служат? Какова их роль?
Вывод: определенно-личные предложения часто употребляются в художественной литературе, публицистике, разговорной речи: сфера их употребления широка. Односоставные предложения делают речь живой, непринужденной, динамичной, экспрессивной.(4-й слайд)
4.Как отличить определенно-личные предложения от обобщенно-личных?
Предложения на слайде.(5-й слайд)
Схоронили его за Москвой-рекой…
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили.
(М.Ю.Лермонтов)
Крепость завоевывают изнутри.
Дерево узнается по плодам.
Лошадь с ослом не сдружишь.
От разговоров о воде мельница не заработает.
Задание: определите типы односоставных предложений. Выпишите обобщенно-личные предложения, обоснуйте свой выбор.
Цель: отработать умение отличать обобщенно-личные предложения от определенно-личных.
-Приведите примеры определенно-личных и обобщенно-личных предложений, подобранных вами дома из художественных текстов.
-Какова сфера употребления обобщенно-личных предложений?
Вывод: в обобщенно-личных предложениях действие вне времени, относится к любому, всякому лицу, к группе лиц. Распространены в пословицах, поговорках, афоризмах.(6-й слайд)
5. Работа над назывными и безличными предложениями. Стихотворение распечатано на листках.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом:
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
М.Ю.Лермонтов
Цель: отработать умение разграничивать типы односоставных предложений: безличных и назывных.
Задания к тексту.
1.Прочитайте текст.
2. Найдите в нем односоставные предложения, определите их вид. Обоснуйте ответ.
3. Произведите синтаксический разбор предложения: В небесах торжественно и чудно!
4. Подберите синоним к слову внемлет.
-Какие предложения безличные и назывные вы подобрали дома из художественных текстов?
-Какова роль безличных и назывных предложений?
Вывод: безличные предложения обладают богатыми возможностями выражения мыслей. Назывные предложения лаконичны, но в то же время выразительны, и по ним можно представить общую картину либо описываемой обстановки, либо какого-то события.(7-й слайд)
6.Односоставне предложения могут входить в состав сложных.
Самостоятельная работа.
Предложения распечатаны для каждого ученика.
Цель: проверка умения находить односоставные предложения в составе сложного и совершенствование правописных навыков.
Задание: выберите номера предложений, в которых есть в составе сложных односоставные. Определите их тип. Выпишите слова с пропусками, объясните орфограммы.
1)Темная вереница л..бедей, л..тевших на север, вдруг осв..щалась серебр..но-розовым светом,, и тогда казалось, что красные платки л..тали по темному н..бу.(Н.В.Гоголь) 2) По смуглым лицам видно было, что все они были зак..л..ны в битвах. (Н.В.Гоголь) 3) Моро.. увеличивался, и (в)верху так сделалось холодно, что ч..рт по..приг..вал с одного копыта на другое.(Н.В.Гоголь)
4) Я всегда просыпался часа за два до зари и любил встр..чать без свеч?ки зимний рас?вет. (С.Аксаков)5)Как т..мны лист?я сонной ивы! Как ясен месяц м..лчаливый! 6) Р..няет лес б..гряный свой убор,сребрит моро.. ув..нувшее поле.(А.С.Пушкин)
7.Обобщение.
-С какой целью поэты и писатели используют в своей речи односоставные предложения?
8.Творческое задание .
Цель: выработка речевой грамотности обучающихся на основе редактирования.
Перед вами текст для редактирования.
Задание.
Прочитайте его внимательно. Представьте, что вы являетесь редактором газеты. Могли бы вы поместить такой текст в газете? Почему? Отредактируйте его. Что для этого нужно сделать? (Заменить некоторые двусоставные предложения односоставными). Почему это возможно? ( эти предложения синтаксические синонимы).
Текст для редактирования.
Наступило утро. Я встаю в семь часов. Я хотел бы поспать ещё, но надо вставать. Всё равно я буду разбужен. Я должен поспеть к половине девятого в школу. Я быстро завтракаю и выхожу из дома. Я очень весел. Сегодня я буду выступать на школьном вечере художественной самодеятельности. Вот я уже в школе. Я хотел, чтобы меня спросили по геометрии. Вчера я имел мало времени для занятий. Но геометрию я люблю и знаю.
Запишите текст в исправленном виде.
Прочитайте, что у вас получилось. Какой вывод можно сделать?(Односоставные предложения являются средством лаконичности.)
8.Рефлексия.
-Чему был посвящен урок?
-Чему вы научились?
-Какой этап урока был самым интересным?
-В чём вы испытывали затруднения?
УУД:регулятивные: целеполагание, оценка деятельности; коммуникативные: владение монологической речью; познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний.
9.Домашнее задание.
Цель: использование односоставных предложений в собственных письменных работах.
— Мы с вами увидели, как мастера слова используют в своих произведениях односоставные предложения. Попробуйте и вы свои силы.
(Работу предложить на выбор).
Создайте эссе, началом которого будут слова «Прочёл (прочла) и тут же запомнил(а) стих».
Используйте в речи односоставные предложения.
Сочинение-миниатюра на одну из тем: «Начало зимы», «Большая перемена».