МБОУ «Куженкинская СОШ»
С.Куженкино Бологовского района Тверской области
Конспект открытого урока
по русскому языку в 8 классе на тему:
«Повторение по теме
«Однородные члены предложения»
Подготовила
Кокорева Ирина Борисовна,
учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
С.Куженкино — 2015 г.
Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.
Основная цель урока – обобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.
2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.
3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.
4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.
5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Метапредметные:
-
умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;
-
умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;
-
умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.
Личностные:
— Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.
— Развитие критического мышления, орфографической зоркости.
Оборудование урока:
-
компьютер
-
мульмедиапроектор
Формы организации деятельности:
— фронтальная работа;
-
работа в парах;
— индивидуальная самостоятельная работа
Ход урока.
Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.
— Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И пожелаем друг другу быть сегодня успешными.
Этап урока 2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.
Слайд № 3
— Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)
1) [ О, О, О, О ].
2) [ О и О ].
3) [ О, а О ]
[ О, но О ].
4) [ и О, и О, и О ].
5) [ То О, то О, то О ]
[ Или О, или О ].
6) [… не только О, но и О ].
[… как О, так и О ].
7) [О: О, О, О].
8) [О, О, О — О ]
9) [О: О, О, О — …]
— Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?
Обобщение учителя.
— Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.
Сказать про оценочный лист.
Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.
Задание 1. Повторение теории (Всем 1 балл) Слайд № 4
-
Какие члены предложения называются однородными?
(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)
-
Как могут быть связаны однородные члены предложения?
( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)
-
Какие определения являются однородными, а какие — неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)
-
Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы. Перейти к слайду № 3.
Задание 2. Работа в парах.
— В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).
Радостью, счастьем , надеждой — всем поделись со своим другом. | № 8 | |
2 | Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад. | № 2 |
3 | Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища. | № 6 |
4 | Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром. | № 4 |
5 | Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья. | № 1 |
6 | Ищи товарища лучше себя, а не хуже. | № 3 |
7 | В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие. | № 7 |
8 | То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить. | № 5 |
9 | Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад — заставили сердце биться сильнее. | № 9 |
Проверяем. Слайд №
Открываем тетради, записываем число, «классная работа»
Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)
— Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или В.
-
Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.
-
Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.
-
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
-
Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.
-
И русские, и зарубежные читатели — все ценят творчество гениального поэта.
А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.
За каждый правильный ответ – 1 б.
Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.
За каждый правильный ответ – 2 б.
В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.
За каждый правильный ответ – 3 б.
Проверяем ( Правильные ответы на листке)
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)
1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):
а) С улицы раздались крики и гул машин.
б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.
в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.
г) Погода была пасмурная и дождливая.
2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):
а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.
б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.
в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.
г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.
3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):
а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.
б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.
в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.
г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).
а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.
Включить экран. Проверяем. Слайд № 6.
Этап урока 4. Итог урока.
Игра «Согласен – не согласен». Слайд № 7
Перед вами — таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».
Согласен – не согласен
Утверждения | «Да» или «нет» | |
1. | Однородные члены предложения связаны подчинительной связью |
|
2. | Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос |
|
3. | Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи. |
|
4. | Однородными могут быть только второстепенные члены предложения |
|
5. | Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая |
|
6. | Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены |
|
7. | Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. – Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую |
|
Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 7 баллов.
Проверяем. Слайд № 8
— Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам урока _________________
— Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):
18 — 22 баллов — «3»
23 – 30 баллов – «4»
31-36 баллов – «5»
— Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» — это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью
«Итог моей работы»
Этап урока 5. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 9
Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»
Итог моей работы
«+» или «-» | Домашнее задание | |
Хорошо знаю признаки однородных членов предложения |
| П. 40, 41 |
Могу начертить схему предложения с однородными членами |
| П. 41, 43, 44 |
Знаю группы сочинительных союзов |
| П. 43 |
Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом |
| П. 44 |
Могу отличить однородные и неоднородные определения. |
| П. 42 |
Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Однородные члены предложения»
Этап урока 6. Рефлексия.
Я на уроке | Итог | |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Уверен в своих знаниях. |
2. Скучно | 2. Устал
| 2. Нужно повторить некоторые правила. |
3. Безразлично | 3. Помогал другим. | 3. Понял, что плохо усвоил тему. |
Спасибо за урок! Слайд № 10