МБОУ «Куженкинская СОШ»

С.Куженкино Бологовского района Тверской области

Конспект открытого урока

по русскому языку в 8 классе на тему:

«Повторение по теме

«Однородные члены предложения»

Подготовила

Кокорева Ирина Борисовна,

учитель русского языка и литературы,

1 квалификационная категория

С.Куженкино — 2015 г.

Тип урока – обобщение и систематизирование изученного материала.

Основная цель урокаобобщить изученное о предложениях, осложнённых однородными членами.

Планируемые результаты:

Предметные:

  1. Формирование прочных знаний об однородных членах предложения, об обобщающих словах при однородных членах предложения.

2. Совершенствование умения различать однородные и неоднородные определения.

3. Формирование умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

4. Составлять схемы предложений с однородными членами и с обобщающими словами при однородных членах.

5. Вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.

Метапредметные:

  • умение находить однородные члены предложения и обобщающие слова в тексте и употреблять их в своей речи;

  • умение самостоятельно определять тему и цель своей работы;

  • умение оценивать и анализировать собственную деятельность с позиции полученных результатов.

Личностные:

— Совершенствование монологической речи, умения правильно и лаконично излагать свои мысли.

— Развитие критического мышления, орфографической зоркости.

Оборудование урока:

  • компьютер

  • мульмедиапроектор

Формы организации деятельности:

— фронтальная работа;

  • работа в парах;

— индивидуальная самостоятельная работа

Ход урока.

Этап урока 1. Организационно-мотивационный момент. Мотивация учащихся.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем урок русского языка. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуем их. И пожелаем друг другу быть сегодня успешными.

Этап урока 2. Актуализация знаний. Выявление учебной задачи.

Слайд № 3

— Рассмотрите схемы. Скажите, пожалуйста, к каким пунктуационным правилам они относятся. (Правила пунктуации при однородных членах)

1) [ О, О, О, О ].

2) [ О и О ].

3) [ О, а О ]

[ О, но О ].

4) [ и О, и О, и О ].

5) [ То О, то О, то О ]

[ Или О, или О ].

6) [… не только О, но и О ].

[… как О, так и О ].

7) [О: О, О, О].

8) [О, О, О — О ]

9) [О: О, О, О — …]

— Как вы думаете, чему будет посвящён наш сегодняшний урок?

Обобщение учителя.

— Действительно, сегодня на уроке обобщим знания об однородных членах предложения; будем совершенствовать умения различать однородные и неоднородные определения; формировать умения правильно ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами и при обобщающих словах при однородных членах предложения. А главное, вести подготовку к итоговой аттестации по русскому языку.

Сказать про оценочный лист.

Этап урока 3. Организация деятельности обучающихся по усвоению материала в процессе выполнения комплекса учебных заданий.

Задание 1. Повторение теории (Всем 1 балл) Слайд № 4

  1. Какие члены предложения называются однородными?

(Относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и являются одним членом предложения)

  1. Как могут быть связаны однородные члены предложения?

( С помощью сочинительных союзов и бессоюзной связью, т.е. интонацией перечисления)

  1. Какие определения являются однородными, а какие — неоднородными? (Определения являются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны.)

  2. Расскажите о правилах пунктуации при однородных членах, используя схемы. Перейти к слайду № 3.

Задание 2. Работа в парах.

— В левой части таблицы даны предложения. В правой части таблицы укажите номер схемы, соответствующую этому предложению. Расставьте знаки препинания. Обсудите сначала друг с другом варианты и сделайте правильный выбор. (Знаки препинания не расставлены).

1

Радостью, счастьем , надеждой — всем поделись со своим другом.

8

2

Я закрыл свою тетрадь и вышел в сад.

2

3

Друг говорит в глаза не только о достоинствах, но и о недостатках своего товарища.

6

4

Далеко гулы повторяют и рёв, и треск , и шум, и гром.

4

5

Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм , глядит исподлобья.

1

6

Ищи товарища лучше себя, а не хуже.

3

7

В людях мы особенно ценим следующие черты: ум, волю , трудолюбие.

7

8

То садился он на диван , то подходил к окну, то хотел мыслить.

5

9

Родные знакомые места: узенькая речка, заросшая тропинка к дому, старый сад — заставили сердце биться сильнее.

9

Проверяем. Слайд №

Открываем тетради, записываем число, «классная работа»

Задание 3. Самостоятельная индивидуальная работа (дифференцированная)

— Вам даны 5 предложений. Знаки препинания не расставлены. Оцените свои возможности и выберите, задание, которое будете выполнять: А, Б или В.

  1. Мы читаем, любим, заучиваем стихотворения А.С.Пушкина.

  2. Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за её пределами.

  3. А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.

  4. Лирические чувства поэта выливаются в самую разнообразную форму: дружеские послания, оды, баллады, поэмы, романсы.

  5. И русские, и зарубежные читатели — все ценят творчество гениального поэта.

А) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

За каждый правильный ответ – 1 б.

Б) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения.

За каждый правильный ответ – 2 б.

В) Спишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните второстепенные члены предложения. Начертите схемы предложений.

За каждый правильный ответ – 3 б.

Проверяем ( Правильные ответы на листке)

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Задание 4. Тестирование (1 балл за каждый правильный ответ)

1. Укажите предложение, в котором перед союзом и ставится запятая (знаки препинания не расставлены):

а) С улицы раздались крики и гул машин.

б) Рожь густая, рослая темнеет и волнуется вдали.

в) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

г) Погода была пасмурная и дождливая.

2. Укажите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены):

а) Скворцы синицы воробьи, живущие в наших садах, поедают вредных насекомых.

б) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

в) Я стал посещать музеи и галереи и читать книги.

г) Далёкие гулы повторяют и рёв и треск и шум и гром все звуки моря.

3. Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены):

а) На дворе стояла совершенно чёрная непроницаемая ночь.

б) Давно – давно закат, чуть млея, чуть горя, померк над сонными весенними полями.

в) Всё было завешено зыбкой бесформенной пеленой.

г) Тянет гарью сухой от костра распалённого жаркого.

4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую (знаки препинания не расставлены).

а) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

б) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

в) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.

г) Столярный клей выпускают в виде зерен или твердых плиток с блестящей поверхностью.

Включить экран. Проверяем. Слайд № 6.

Этап урока 4. Итог урока.

Игра «Согласен – не согласен». Слайд № 7

Перед вами — таблица с надписью: «Согласен – не согласен». В первой колонке даны ответы, с которыми вы соглашаетесь или не соглашаетесь. Свое согласие или несогласие вы фиксируете во второй колонке с помощью слов «да» или «нет».

Согласен – не согласен

Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Однородные члены предложения связаны подчинительной связью

2.

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос

3.

Однородные члены предложения могут быть выражены словами разных частей речи.

4.

Однородными могут быть только второстепенные члены предложения

5.

Пришли ни свет ни заря. – В этом предложении пропущена запятая

6.

Обобщающее слово является тем же членом предложения, что и однородные члены

7.

Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

– Между однородными определениями царственный и дубовый надо поставить запятую

Критерии оценивания: 1 балл за каждый правильный ответ. Итого: 7 баллов.

Проверяем. Слайд № 8

— Посчитайте баллы. От себя добавляю по 2 балла самым активным участникам урока _________________

— Поставьте себе оценки по следующим критериям (указаны в оценочном листе):

18 — 22 баллов — «3»

23 – 30 баллов – «4»

31-36 баллов – «5»

— Поднимите руки те, кто получил «5». Кто получил «4»? Молодцы, ребята. А «3» — это сигнал о том, что где-то вы не доработали. А где именно? На этот вопрос вам и всем остальным поможет ответить карточка с надписью

«Итог моей работы»

Этап урока 5. Дифференцированное домашнее задание. Слайд № 9

Оцените свои знания по данному вопросу знаком «+» или «-»

Итог моей работы

Тема

«+» или «-»

Домашнее задание

Хорошо знаю признаки однородных членов предложения

П. 40, 41

Могу начертить схему предложения с однородными членами

П. 41, 43, 44

Знаю группы сочинительных союзов

П. 43

Безошибочно ставлю знаки препинания в предложениях с обобщающим словом

П. 44

Могу отличить однородные и неоднородные определения.

П. 42

Обведите в кружок номера тех параграфов, напротив которых стоит знак «-». Повторите их. Подготовиться к контрольному диктанту по теме «Однородные члены предложения»

Этап урока 6. Рефлексия.

Урок

Я на уроке

Итог

1. Интересно

1. Работал

1. Уверен в своих знаниях.

2. Скучно

2. Устал

2. Нужно повторить некоторые правила.

3. Безразлично

3. Помогал другим.

3. Понял, что плохо усвоил тему.

Спасибо за урок! Слайд № 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here