Урок русского языка в 8 классе школы с узбекским языком обучения.
Тема. Как указать на время действия, его начало и конец, его продолжительность?
Второстепенные члены предложения – обстоятельства, выраженные наречиями времени, существительными с предлогами с, до, после, во время. – 2 ч.
Цели урока 1.
Образовательная. Ознакомить с обстоятельствами времени, выраженными наречиями, существительными с предлогами с, до, после, во время.
Развивающая. Выработать умение конструировать простые предложения с обстоятельствами времени, выраженными наречиями, существительными с предлогами с, до, после, во время.
Воспитательная. Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью, дисциплинированность.
Оборудование. Мультимедийная презентация, карточки-задания.
Ход урока.
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
— Что такое обстоятельство? Составьте устно предложения с обстоятельствами места по картинкам слайдов.
— Где ездят такие автобусы? Куда мчатся машины? Откуда и куда едет поезд «Афрасиаб»?
Где производят автобусы SamAuto? Где находится станция метро? Где выпускают «Malibu»? Куда летают самолёты компании «Узбекистон хаво йуллари»?
III.Изучение нового материала.
1.Знакомство с моделями конструкций.
— Сегодня мы будем говорить о медицинском обслуживании. Вы представите себя в роли пациентов и медицинских работников. Важный момент: заботиться о своём здоровье нужно вовремя. Без указания на время нам не обойтись!
Прочитайте микродиалоги. Найдите в них указание на время.
— Когда обычно болеют ваши пациенты?
— Обычно дети болеют с осени до весны. Осенью и весной можно простудиться.
— Когда работает аптека?
— Аптека работает ежедневно с девяти часов утра до шести часов вечера.
— Как вы поняли, это обстоятельства времени — payt xoli. А какие это части речи?
2.Работа по кластеру (на слайде). Способы выражения обстоятельств времени (payt xoli)
Наречия | Существительные с предлогами | Существительные с числительными |
вчера, сегодня, утром, ночью, зимой, летом, поздно, рано, ежедневно | до обеда, во время еды, после уроков, с утра до вечера (родит. падеж) | в два часа до трёх часов с пяти до восьми часов
|
Рассмотрите таблицу. Вы видите, что в русском языке, как и в узбекском, есть обстоятельства времени. Обычно это наречия или существительные с предлогами. Числительные тоже помогают указать дату и час. В 7 классе вы изучали наречия времени. Давайте вспомним их и посмотрим, как они работают в предложении.
3. Словарная работа «Цепочка антонимов». По цепочке назвать антоним к наречию и дать вариант на родном языке.
Утром (вечером), днём (ночью) поздно (рано), раньше (позже), сейчас (потом), летом (зимой), всегда (никогда), теперь (тогда), однажды, давно (недавно), иногда (всегда), часто (однажды).
4.Упражнение. Дополните предложения обстоятельствами времени.
… я плохо себя чувствовал. … я не хотел вставать. … у меня болело горло. … я выпил чай с лимоном. … я сильно кашлял. … у меня поднялась температура. А … у меня важное соревнование! … я иду к врачу.
После обеда, сегодня, днём, утром, вчера, завтра, ночью, вечером.
5. Очень часто на время действия указывают имена существительные. Конечно, без предлогов они не могут справиться. В 6 классе вы познакомились со моделями до урока, после занятия, во время концерта. Сегодня мы узнаем, как обстоятельство указывает на начало и конец действия.
Работа по таблице. Составьте предложения с обстоятельствами времени. Вспомните окончания существительных в родительном падеже.
С какого времени? С какого числа? | До какого времени? До какого числа? |
с осени, с зимы с сентября с ночи, с утра с четырёх часов утра с первого марта с раннего детства | до весны, до лета, до мая до обеда, до вечера до пяти часов вечера до двадцатого августа до позднего вечера |
6. Работа в группах. Прочитайте диалоги. Придумайте свои варианты, заменив обстоятельства времени другими словами. При необходимости пользуйтесь первой таблицей.
— Доброе утро! Это поликлиника?
— Да, это регистратура.
— Скажите, пожалуйста, когда принимает участковый терапевт.
— Терапевт работает утром, с восьми до двенадцати часов.
— К сожалению, у меня утром уроки в школе. А можно прийти после обеда?
— После обеда с двух до пяти часов работает другой терапевт.
— Большое спасибо! Запишите меня на приём на два часа.
— Куда ты идёшь так рано?
— Я иду в аптеку. У меня ночью очень болела голова.
— Но аптека работает с девяти часов. А сейчас только восемь.
— Я думал, что аптека открыта с восьми часов. До уроков я не успею купить лекарство. Ладно, зайду после занятий.
— С часу до двух в аптеке будет перерыв на обед. Тебе нужно зайти в дежурную аптеку. Она работает с утра до ночи без перерыва.
7.Работа с таблицей.
Как указать день недели.
в среду в пятницу в субботу |
8. Конструирование предложений. Помогите пожилому человеку прочитать объявление в поликлинике. Объясните ему разными способами, когда работают врачи.
Образец: Хирург принимает в понедельник, среду и пятницу с двенадцати до семнадцати часов. Вы можете приходить в понедельник после обеда.
день недели | время | |
терапевт | ежедневно | 8.00 – 17 .00 |
окулист | вторник, четверг, суббота | 9. 00 – 14. 00 |
хирург | понедельник, среда, пятница | 12.00 – 17. 00 |
дерматолог | вторник, пятница | 8.00 – 12.00 |
педиатр | ежедневно | 8.00 – 16. 00 |
невропатолог | вторник, четверг, суббота | 10.00 – 18.00 |
кардиолог | понедельник, среда, пятница | 13.00 – 17.00 |
IV. Закрепление изученного.
Теперь мы знаем, как рассказать о времени болезни, умеем говорить о начале заболевания. Значит, мы сумеем всё это рассказать доктору и получить его рекомендации.
1.Прочитайте диалог. Найдите обстоятельства времени. Какие это части речи?
На приёме у окулиста.
— Когда вы стали плохо видеть?
— Я плохо вижу с шестого класса.
— А раньше вы хорошо видели?
— Тогда у меня не было компьютера!
— Вы плохо видите вечером?
— Нет, у меня болят глаза после игры. Я всегда любил компьютерные игры.
— Нельзя играть постоянно! Глаза должны периодически отдыхать.
— Спасибо за совет. Теперь я буду следить за своим здоровьем.
2. Восстановите советы врача, дополнив самостоятельно предложения обстоятельствами времени.
Нельзя работать на компьютере … . … нужно делать перерыв. … полезно делать упражнения для глаз и кистей рук. … обязательно переводите взгляд на какой-нибудь далекий предмет, лучше всего посмотреть в окно. … старайтесь как можно меньше смотреть на экран компьютера. … кисти рук лучше всего держать горизонтально, локти должны опираться на подлокотники кресла. … делайте простейшую разминку для рук и пальцев, сгибайте и разгибайте их.
Во время отдыха, во время работы, каждые полчаса, периодически, целый день, после работы, при наборе текста.
V. Итог урока.
Окончательный диагноз нельзя поставить без анализов и тестов. Медработники делают тесты во время вакцинации. Мы тоже проведём тест на обстоятельства времени.
Тест.
1.Окулист работает …
А) с двух часов Б) с три часа В) с пять часов Г) с двенадцать часы
2.Нужно заботиться о своём здоровье …
А) ранняя осень Б) раннее детство В) ранним детством Г) с раннего детства
3.Это лекарство нужно принимать … .
А) после еда Б) во время еды В) после обед Г) во время завтрак
4.Особенно часто люди болеют… .
А) осень Б) весна В) весной Г) осени
5.Дерматолог принимает… .
А) в суббота и среда Б) в субботу и среду В) в пятница и суббота Г) в вторника
VI. Домашнее задание. Составить рекомендации школьникам, как нужно делать домашние задания. Использовать изученные конструкции.
Учитель высшей категории школы №5 города Янгиера
Мусурманова Юлия Юрьевна.