Тема урока: Повторение изученного материала. Части речи.
Цель урока: повторение изученного в 7классе
Задачи:
-систематизировать знания учащихся о правописании глагола и его форм (причастие и деепричастие),
-развивать умения находить причастный и деепричастный обороты,
— воспитывать интерес к урокам русского языка.
Ход урока
I Оргмомент
II. Проверка домашнего задания.
1. Лингвистическая разминка.
Учение(3) – вот лучшее(3) богатство()4 (Разборы у доски.)
2.Упражнение устно.
III.Повторение темы «Правописание причастия, деепричастия. Знаки препинания при причастных и деепричастных оборотах»
Работа в группах. Каждая группа получает задание.
Группа «Причастие»
Задание
1.Как определяются гласные в падежных окончаниях причастий?
Привести примеры (все примеры записывать на доске).
2.Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном обороте. Привести примеры.
3.Как образуются действительные и страдательные причастия? Примеры.
4.НЕ с причастиями. Примеры.
5.Правописание –НН- и –Н- в причастиях и отглагольных прилагательных. Примеры.
Группа «Деепричастие»
1.НЕ с деепричастиями. Привести примеры (все примеры записывать на доске ).
2.Как образуются деепричастия несовершенного вида и совершенного вида? (примеры)
3. Что такое деепричастный оборот? Знаки препинания при деепричастном обороте. Привести примеры.
4.Какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты на письме?
(Каждая группа готовится к выступлению, распределяют вопросы.)
IV Закрепление.
1. У каждого ученика карточка с текстом
Отлет гусей
С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.
И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.
Задания
1.Прочитать текст.
2. Найти предложения с причастными и деепричастными оборотами.
3.Объяснить постановку знаков препинания.
4. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:
1 -й вариант — выдерживая, 2-й вариант — замедлив.
5. Сделать морфологический разбор у доски и в тетрадях причастий и деепричастий.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание: повторить тему «Служебные части речи»
Написать мини-сочинение «Осень» (с причастными и деепричастными оборотами).