Урок русского языка в 8 классе
«Цитата. Основные правила цитирования, пунктуации»
Аннотация: Формируются новые знания ,воспитывается самоконтроль у уч-ся, развивается мыслительная деятельность.
РАЗДЕЛ: Синтаксис и пунктуация.
ТЕМА: Цитата. Основные правила цитирования, пунктуация.
ЦЕЛЬ: познакомиться с правилами употребления цитат, повторить правила оформления цитат.
ЗАДАЧИ:
образовательная: формирование новых знаний и способов действий, повторение ранее изученного материала, систематизация изученного материала;
воспитательная: воспитание самоконтроля, аккуратности, эстетических навыков при оформлении записей, самостоятельности;
развивающая: развитие речи, навыков работы в группе, творческих способностей, мыслительной деятельности, внимания.
ФОРМА УРОКА: традиционный урок (комбинированный).
ТИП УРОКА: урок формирования и совершенствования знаний.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: разноуровневое обучение, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие технологии, групповые технологии,
ПРИМЕНЯЕМЫЕ МЕТОДЫ: модельный метод (элементы ролевой игры), метод конструирования правил, метод ошибок, исследовательский метод, самооценивание, рефлексия.
ОБОРУДОВАНИЕ: ПК, доска, карточки с примерами, сборники пословиц, крылатых фраз и цитат.
ХОД УРОКА:
I.Организационно-психологический этап.
1.Подготовка психологического настроя;
Предупреждение уч-ся: за каждый правильный ответ-смайлик. /В конце урока считаем, у кого — сколько?/
-На предыдущих уроках мы с вами повторяли тему «Предложения с прямой речью». /Схемы на столах/
Вопросы для повторения (устная работа):
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
1) Для чего нужна прямая речь? | Передать дословно чужую речь. |
2) Какие знаки препинания используются при прямой речи? | Кавычки, двоеточие, тире, запятая, точка, восклицательный и вопросительный знаки. |
3) Из каких частей состоит прямая речь? | Слова автора и прямая речь. |
4) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится тире? | Когда сначала стоит прямая речь, а потом слова автора. |
5) Когда между авторскими словами и прямой речью ставится двоеточие? | Когда сначала стоят слова автора, а потом прямая речь. |
6) Расскажите об особенностях постановки знаков завершения в прямой речи. | Вопросительный и восклицательный знаки ставятся внутри кавычек, а точка – после кавычек. |
2.Проверьте свои знания на практике:
а) карточки с заданиями разного уровня сложности (курсивом выделены правильные ответы)
2-уч-ся | |
Задание: поставьте знаки препинания. | Задание: поставьте знаки препинания. |
1. Нет ничего здоровее говорил отец, как просыпаться на заре. | 1. Кто тебя научил этой премудрости спросил Алексей. |
«Нет ничего здоровее, — говорил отец, — как просыпаться на заре». | «Кто научил тебя этой премудрости?» — спросил Алексей. |
|
|
2. Дай мне слово сказала она ,наконец, что ты никогда не будешь искать меня в деревне. | 2. Алексей спросил Ты не обманешь меня.
Алексей спросил: « Ты не обманешь меня?» |
«Дай мне слово, — сказала она, наконец, — что ты никогда не будешь искать меня в деревне». |
|
Задания выполняются у доски.
б) Работа со слайдами №1-4/самопроверка, ошибка в предложении№1/
II.Этап постановки темы, цели и задач урока:
Задачи:
-
организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся;
-
показать значимость изучения нового материала;
-
поставить перед учащимися учебную проблему.
Правила, изучаемые на уроках обязательно, пригодятся в жизни.
1.Блиц-опрос класса (фронтальная работа).
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
1)Где и когда нам потребуются знания правильного оформления прямой речи?
| Сочинение, доклад, реферат, научная работа. |
2) Какую функцию выполняют предложения с прямой речью в текстах? | Речь героев в художественных произведениях или цитаты. |
3) Что такое цитата? | Включаемая в устное выступление или письменную работу чужая речь, переданная дословно. |
4) Для чего нужны цитаты? | В качестве аргумента, для подтверждения или опровержения какого-либо факта, мнения, утверждения. |
Вывод: | Надо знать основные правила цитирования. |
Поэтому цель нашего урока – (обучающиеся называют цель самостоятельно)- освоить основные правила цитирования.
III.Этап организации восприятия и осмысления новой информации.
Постараемся применить на практике первое правило: цитата должна быть точной. Очень часто в своих сочинениях и других работах учащиеся нарушают это правило, приводя в пример цитаты, не подходящие по смыслу.
1.Ролевая игра: вы — студент вуза, успешно сдавший год назад ЕГЭ. Вас пригласили в вашу бывшую школу для выступления перед выпускниками, которым предстоит этот экзамен. Они не уверены в себе, боятся, что не справятся.
Подберите цитату для речи (работа с карточками):
Начните работу с определения того, какой смысл должен быть у цитаты.
Совместная проверка.
АНАЛИЗ (работа обучающихся) | |
1) «Разумное понимание своеволия есть высшее понятие человека». Герцен | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
2) «Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать». И.С. Тургенев | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
3) «Ты можешь, потому что ты должен». Кант | Цитата подходит, так как напоминает об ответственности, долге, а также придает веры в свои силы: «Ты можешь…» |
4) «Порой и мудрецу расчет глупцом прикинуться». Эсхил | Цитата не подходит, так как она относится к другой теме. |
5) «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет». Пословица | Эта цитата скорее навредит, так как может быть понята как призыв к поиску возможности избежать испытания. |
6) «Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки». Лессинг | Цитата слишком жесткая, но может быть использована с объяснением ее смысла. |
Проблемный вопрос: Каким требованиям должна соответствовать цитата для данной темы? | У цитаты, необходимой для указанной темы, должен быть акцент на долг, мобилизацию всех сил и возможностей. |
2.Работа с учебником. Чтение учебника, упр.№ 405
3.РЕЛАКС-МИНУТА: Закрыли глаза, сделали глубокий вдох-выдох и подумали о чем-то хорошем/шум моря и крики чаек/-2 минуты
Рассмотрим на практике соблюдение второго правила. Очень часто бывает так, что цитата подходит по смыслу, но использовать ее нельзя по этическим или стилевым нормам.
Ролевая игра: Вы с коллегой представляете Россию в ООН. В мире сложная ситуация. Некоторые страны хотят развязать войну, которая грозит перерасти в третью мировую. Вы должны произнести пронзительную речь против войны, подобрать точные и уместные аргументы.
Подберите цитату для речи (работа по карточкам): Работа в парах.
Взаимопроверка, самооценка.
АНАЛИЗ | |
«Война не терпит никаких возражений. Оружие и законы не уживаются друг с другом». Кай Юлий Цезарь | Цитата точная, но она слишком агрессивна. Ее автор известен как великий завоеватель. Не подходит. |
«На армию я всегда смотрел, как на сборище актеров героического амплуа, которые упорно отказываются стать взрослыми людьми». Джеймс Олдридж | Эта цитата, скорее всего, покажется оскорбительной. Не подходит. |
«Для чего мы пишем кровью на песке? Наши письма не нужны природе». Булат Окуджава | Цитата точная, но она не будет уместной, так как слишком поэтична. Не подходит. |
«Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уж видно будет». Наполеон Бонапарт | Цитата может быть использована только в качестве опровержения. |
«Самый великий маршал тот, кто не начнет войны». Ярослав Смеляков | Цитата точна и уместна. |
Подбирая цитату, нужно учитывать назначение текста (речи, сочинения), чтобы она не оказалось смешной или оскорбительной. |
Третье правило цитирования: «Цитата должна быть короткой».
Представьте, что я беру у вас интервью. Очень коротко ответьте на вопрос: «Почему цитата должна быть короткой?»
Ответы:
-
Легче запоминается.
-
Легче воспринимается.
-
Показывают умение точно выражать свою мысль.
-
«Краткость – сестра таланта». А.П. Чехов
-
Быстрее «попадают в цель».
В русском фольклоре, так же как в любом фольклоре, много мудрых высказываний, созданных народом – пословиц. Вы, наверное, знаете, что речь талантливых людей изобилует пословицами, крылатыми фразами. Таких людей интересно слушать, их речь привлекает внимание, запоминается. И пословицы, и крылатые фразы имеют маленький объем и не перегружают речь человека и его память, но говорят о его эрудиции, находчивости, грамотности.
Давайте проверим, знаете ли вы русские пословицы, тем более что они вполне могут быть процитированы в сочинении в качестве примера или аргумента. Существуют сборники русских пословиц, в которые полезно иногда заглядывать.
Задание: Все разрезано по фразам, нужно найти свою половинку.
-
Капля камень точит.
-
Ученье – свет, а неученье – тьма.
-
Тише едешь – дальше будешь.
-
Родная земля – мать, а чужая – мачеха.
-
Век живи — век учись.
Очень короткие, но емкие по смыслу строчки из художественных произведений уходят в народ, становятся крылатыми фразами. Их знают все и используют в своей речи, часто не зная автора. Какие крылатые фразы знаете вы?. Устная работа.
Примеры:
-
«Счастливые часов не наблюдают». А.С. Грибоедов
-
«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей». А.С. Пушкин
-
«Красота спасет мир». Ф.М. Достоевский
-
«А воз и ныне там». И.А. Крылов
-
«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». Антуан де Сент-Экзюпери
Существует много мудрых высказываний, собранных в отдельных книгах. Там они распределены по тематике или по авторству.
IV. Этап творческого применения знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на ранее усвоенных знаний и умений.
Задачи:
-
научить применять знания, сформированные задания в переформулированных вопросах;
-
организовать деятельность учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях;
-
использование творческой деятельности учащихся при выполнении проблемных упражнений, позволяющих по-новому взглянуть на ранее изученное.
Задание: Исправь ошибку! Карточки с примерами. Все цитаты представлены на экране. / Уч-ся подходит и исправляет ошибки, каждому по 3 предло
жения/
Пример с ошибкой
| Правильный вариант
| |
1
| Она промолвила, что да, я посещала этот дом. | Она промолвила: «Да, я посещала этот дом». |
2
| «Бабушка пела мне песни» — сказал мальчик. – «Спой и ты». | «Бабушка пела мне песни, — сказал мальчик. – Спой и ты». |
3
| Он прибавил, понизив голос, «что мне было тяжело с моим товарищем». | Он прибавил, понизив голос: «Мне было тяжело с моим товарищем». |
4
| Людовиг XIV говорил — «Государство — это я». | Людовиг XIV говорил: «Государство — это я». |
5
| Д.С. Лихачев говорил: человек должен жить в сфере добра, созданной им самим. | Д.С. Лихачев говорил: «Человек должен жить в сфере добра, созданной им самим». |
6
| «Здравствуйте, дорогие телезрители»!: — Сказала ведущая программы». | «Здравствуйте, дорогие телезрители!» — сказала ведущая программы. |
V. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Задачи:
1. выделить основное и сформулировать выводы;
2. формировать целостную систему ведущих знаний по теме, курсу;
3. выделять мировоззренческие идеи;
4. установить причинно-следственные связи между понятиями.
Сегодня на уроке мы повторили правила цитирования, которые вам обязательно пригодятся и на следующих уроках русского языка, и на уроках по другим предметам, и на экзаменах, и в дальнейшей жизни.
Вопросы классу (фронтальная работа):
ОТВЕТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ | |
Перечислите основные правила цитирования. | Точность, уместность, необходимость, минимальный объем, правильная пунктуация. |
Какие знания необходимы человеку, чтобы правильно использовать и написать цитату? | Эрудиция, знание синтаксиса, пунктуации, правил цитирования. |
Для чего нужны цитаты в тексте? | Для аргументации, примера. |
Что нужно делать человеку, чтобы быть эрудированным и легко находить нужную цитату? | Много читать, знать русский язык. |
VI. Этап контроля за результатом учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися.
Задачи:
-
стимулировать класс к овладению рациональными приемами обучения и самообразования;
-
выявить качество и уровень знаний;
-
обеспечить коррекцию знаний;
Чтобы понять, как вы усвоили сегодняшнюю тему, проведем небольшую творческую работу. Прочитайте предложенный текст, согласитесь или не согласитесь с утверждением автора, подтвердите свое мнение цитатой.
Текст представлен на экране.
ТЕКСТ:
Ты, оставивший в мире злодейства печать,
Просишь, чтоб на тебя снизошла благодать.
Не надейся: вовеки не будет прощенья,
Ибо сеявший зло – зло и должен пожать.
Абу Али ибн Сина (Авиценна)
Полагают, что надо уметь прощать.
-
«Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло надо платить добром?» Учитель сказал: «А чем тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро – добром». Конфуций
-
«Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам». Цицерон
-
«Нельзя прощать тем, кто не умеет прощать». Ф. Ницше
-
«Прощайте, и прощены будете» Евангелие от Луки
-
«Мы все хотим быть прощены с той же силой, с какой не хотим прощать остальных». Лорин Хилл
-
«За преступлением следует наказание». Гораций
-
«Безнаказанность бывает лишь временной» Сенека
VII. Этап подведения итогов урока, рефлексии.
Задачи:
1. дать возможность обучающимся оценить важность и нужность
изученного материала, свою работу на уроке;
2. дать анализ и оценку успешности достижения цели;
3. наметить перспективу дальнейшей работы.
1.Попросить уч-ся сдать учителю смайлики.
2.Подводим итоги.
3.Подсчет кол-ва смайликов, оценки.
Высказывания обучающихся: * Темы, которые мы изучали и повторяли сегодня, позволят нам грамотно использовать цитаты в речи и письменных работах. * Теперь я знаю, как правильно выбрать и оформит цитату. * Полученная сегодня на уроке информация поможет мне при написании докладов, рефератов, сочинений.
| |
Перспектива дальнейшей работы. (Объявляет учитель) | На следующем уроке нам предстоит работать над сочинением по заданию теста, у вас появится возможность применить ваши знания правил цитирования на практике. |
Оценки (Объявляет учитель) | Анализ работы каждого учащегося, оценивание работы на уроке, оценки за работу по карточкам.
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.