Обобщающее повторение по теме
«Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»
( 9 класс)_
Цели: 1.Обучающие: 1) повторить пройденный материал по данной теме;
2) вырабатывать умения: а) составлять ССП и СПП по схемам; б) правильно ставит знаки препинания в указанных видах предложений; в) определять значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному; 3) вырабатывать умение ставить знаки препинания в предложениях различной степени сложности.
2. Развивающие: развитие речи, памяти, логического и образного мышления, внимательности, наблюдательности.
3. Воспитывающие: вызвать интерес учащихся к урокам русского языка.
Ход урока: 1. Организационный момент.
2. Словарно-орфографическая работа. Запись в словари.
Блокбастер ( от англ. blockbuster, где block – «группа», buster – «выдающийся по своим качествам боевик». Часто БЛОКБАСТЕР и БОЕВИК – синонимы. ( Крысин «Толковый словарь иноязычных слов»).
Блокбастер – «Любой дорогостоящий кинофильм, отличающийся пышностью постановки». («Новый словарь иностранных слов»).
— А какие блокбастеры вы знаете? («Титаник», «Звёздные войны». В отечественном кинематографе: «Сибирский цирюльник» Н.Михалкова, «Мама» Д Евстигнеева, «Брат-1» и «Брат-2» А.Балабанова, «Антикиллер» Е.Кончаловского).
3. Синтаксическая пятиминутка. Предложение записано на доске.
Сила духа Мусы Джалиля состоит в том что он умел гордо спокойно см…треть в л…цо смерт….
Задания: 1. Списать предложение, вставить пропущенные орфограммы.
2. Расставить знаки препинания, объяснив их выбор.
3. Сделать синтаксический разбор.
— А кто такой Муса Джалиль?
( Муса Джалиль (1906 – 1944) – известный татарский писатель, поэт. Во время Великой Отечественной войны он был тяжело ранен и попал в плен. Оказавшись в плену, он организовал подпольную группу, устраивал побеги военнопленных. И в гитлеровской тюрьме Муса Джалиль продолжал писать стихи. Некоторые из них, написанные незадолго перед казнью, ему удалось передать на волю. Впоследствии они были изданы под названием «Моабитская тетрадь». Большой и мужественный поэт М.Джалиль погиб, но стихи его живут в памяти народа).
4. Фронтальный опрос по теме «ССП и СПП».
1) На какие группы делятся сложные предложения?
2) Расскажите о каждой группе. Приведите примеры. (Ученики, выслушав ответ, дают рецензию).
5. Упражнения на закрепление.
А) Задание (на слайде): Допишите СПП. Укажите вид придаточных.
1) Узнайте, пожалуйста,…
2) С тех пор как мы поселились у озера,…
3) Девушка так мило улыбалась, …
4) Мне нравятся песни,…
Б) Задание: Придумайте начало, запишите полученные предложения.
1) …, как будто хотел мне что-то сказать.
2) …., что мы слушали, не проронив ни слова.
3) …, будто долго жил в Англии.
В) Назовите основные виды сложных предложений с несколькими придаточными. Приведите примеры. Расскажите о постановке знаков препинания в этих предложениях.
Задание: Запишите предложения, определите вид подчинения. Начертите схемы. Подчеркните грамматическую основу.
1) Духовная культура человека будет неполной, если он не обладает знаниями, которые являются основой моральной культуры.
(В.А.Сухомлинский)
2) Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего
(М.Е.Салтыков-Щедрин)
6. Игра «Не спутай кармашки».
Проведение: на карточках, которые лежат на столе, написано по одному примеру. На доске прикреплены кармашки с обозначениями: «Запятая ставится», «Запятая не ставится». В игре участвуют 2 команды. Участники игры по очереди выходят к столу, берут карточку, на которой написано предложение. Ученик решает задачу и кладёт карточку в соответствующий кармашек. Учитель ведёт учёт правильных ответов. Все внимательно слушают ответ товарища и делают вывод, правильно ли решена задача. Если допущена ошибка, право ответа передаётся другой команде.
1. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.
2.Уймись или худо будет.
3. В такую погоду и волк не рыщет и медведь не вылезает из берлоги.
4. Странный старичок заговорил очень протяжно звук его голоса также изумил меня.
5.Между тем совсем рассвело и надо было опять выходить в море.
6. От долгого сидения у него затекли ноги и заболела спина.
7. Особенно мне нравится ночное пение соловья когда над головой светят звёзды.
8. Когда Мария увидела ребят сердце её зашлось от жалости к ним.
9. Чтобы не заблудиться в лесу собирая грибы я беру с собой компас.
10. В прошлом году как рассказал мне дед лавиной снесло домик у дороги.
11. Всё идёт как по маслу.
12. Лёд как сахар.
13. На севере суровый климат но там произрастает много редких растений.
14. Слышно было, как над полем пел жаворонок и как вдали куковала кукушка.
15. Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату.
16. На другой день она попросила повести её в поле которое было недалеко от села.
17. Легко ходится в прохладную осеннюю погоду когда нет дождя когда сухая земля звенит и поёт под ногами.
18. Впечатление от фильма огромное хотя смотрю его не в первый раз.
Запятая ставится Запятая не ставится
2, 3, 4, 5, 7,8,9, 10,13, 16,17,18. 1, 6, 11, 12, 14, 15.
7. Самостоятельная индивидуальная работа по карточкам для комплексного повторения пунктуации.
8. Итоги урока.
Д/З.: подготовиться к контрольному диктанту (п.4-9).